ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44ГА-66/2016 от 10.11.2016 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Суд первой инстанции: судья Заводоуковского районного суда Тюменской области: Агапова О.Е.

Апелляционная инстанция: судьи

Колоскова С.Е. (предс.)Глушко А.Р., Ревякин А.В. (докл.).

44--66/2016

пОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРЕЗИДИУМА ТЮМЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

город Тюмень «10 » ноября 2016 года

Президиум Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Антипина А.Г.

членов президиума

Волковой Н.Д., Григорьевой Ф.М., Елфимова И.В.

рассмотрел поступившую в суд кассационной инстанции кассационную жалобу КМГ на решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 23 марта 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 16 мая 2016 года по гражданскому делу <.......> по иску КМГ к администрации Заводоуковского городского округа о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, переданные для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции на основании определения судьи Чесноковой А.В. от «17» октября 2016 года.

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Чесноковой А.В., выслушав объяснения КМГ, поддержавшего доводы жалобы в полном объёме, президиум Тюменского областного суда

у с т а н о в и л:

КМГ обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Заводоуковского городского округа о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство.

Требования мотивированы тем, что являясь собственником квартиры <.......> и земельного участка по адресу: <.......>, <.......>КМГ обратился в администрацию Заводоуковского городского округа с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке. <.......> истцом был получен отказ в выдаче такого разрешения, в котором указано, что данный земельный участок расположен в зоне Р1 - природного ландшафта в соответствии с правилами землепользования и застройки города Заводоуковска, утвержденными Решением Думы Заводоуковского городского округа от <.......><.......>. Данная территориальная зона выделена для обеспечения правовых условий использования и сохранения существующего природного ландшафта и одновременно создания условий для отдыха населения, сбора дикоросов, ловли рыбы при условии, что планируемые мероприятия будут осуществляться с минимальным воздействием на элементы окружающей среды, при соблюдении нижеследующих видов и параметров разрешенного использования недвижимости. Разрешенное использование земельных участков в рамках этой территориальной зоны не предполагает индивидуального жилищного строительства. Считает данный отказ незаконным, поскольку он ограничивает его права, как собственника земельного участка, на владение, пользование и распоряжение имуществом. Кроме того, по его обращению был подготовлен и утвержден постановлением администрации Заводоуковского городского округа от <.......><.......> градостроительный план вышеуказанного земельного участка, в котором истцу было указано, что в случае строительства, реконструкции объекта капитального строительства необходимо получить разрешение на строительство в комитете по архитектуре, строительству и земельной политике. Каких-либо ограничений и обременений, запрещающих строительство индивидуального жилого дома на его земельном участке, в установленном законом порядке не зарегистрировано. Просил признать незаконным отказ администрации Заводоуковского городского округа Тюменской области от <.......> года <.......> о выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке по адресу: <.......>.

В судебном заседании административный истец КМГ и его представитель ФМП поддержали административные исковые требования, просили иск удовлетворить по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Заводоуковского городского округа ПЛЛ не признала требования административного истца, просила в их удовлетворении отказать.

Решением Заводоуковского районного суда Тюменской области от 23 марта 2016 года постановлено:

«В удовлетворении административных исковых требований КМГ к администрации Заводоуковского городского округа о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство отказать».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 16 мая 2016 года решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 23 марта 2016 года было оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить вышеуказанные судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение в ином составе судей.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

В связи с поступлением в суд кассационной инстанции Тюменского областного суда кассационной жалобы заявителя, <.......> судьёй Тюменского областного суда гражданское дело <.......> по иску КМГ к администрации Заводоуковского городского округа о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, было истребовано в Тюменский областной суд и определением судьи кассационная жалоба КМГ с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции – в президиум областного суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и определения судьи областного суда о возбуждении кассационного производства, президиум Тюменского областного суда считает, что принятые по делу решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 23 марта 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 16 мая 2016 года – следует отменить, дело – направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, кассационную жалобу КМГ - удовлетворить.

В кассационной жалобе заявитель указывает, что отказ административного ответчика в выдаче разрешения на строительство ограничивает его права, как собственника земельного участка, на владение, пользование и распоряжение имуществом. Ссылается на градостроительный план земельного участка, утвержденный постановлением администрации Заводоуковского городского округа от <.......><.......>, на основании которого, ему было указано о необходимости в случае строительства, реконструкции объекта капитального строительства получить разрешение на строительство в комитете по архитектуре, строительству и земельной политике. Полагает, что поскольку разрешенный вид использования его земельного участка – для ведения личного подсобного хозяйства, то он имеет право на возведение на нем жилого дома. Несоответствие территориального зонирования земельного участка его целевому назначению противоречит эффективному использованию земли и не позволяет реализовать его права и законные интересы. Считает, что каких-либо ограничений и обременений, запрещающих ему строительство индивидуального жилого дома, в установленном законом порядке не зарегистрировано. По мнению заявителя, при утверждении Правил землепользования и застройки города Заводоуковска органом местного самоуправления не учтена сложившаяся планировка территории и существующее фактическое использование земельных участков, в том числе и его участка, на котором расположен индивидуальный жилой дом, право собственности на который возникло еще в 1955 году, то есть до принятия Правил землепользования и застройки.

Данные доводы кассационной жалобы президиум Тюменского областного суда находит обоснованными по следующим основаниям.

Отказывая в удовлетворении заявленных КМГ требований, суд первой инстанции исходил из того, что постановлением администрации Заводоуковского городского округа от <.......><.......> утверждён административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию». Согласно п.п. б п.3.23. указанного регламента, в выдаче разрешения на строительство отказывается при несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а в соответствии с градостроительным планом спорного земельного участка, строительство индивидуальных жилых домов в данной зоне невозможно.

Проверяя законность постановленного по делу решения в апелляционном порядке, судебная коллегия согласилась с указанными выводами суда первой инстанции, дополнительно указав, что согласно Правилам землепользования и застройки города Заводоуковска, утверждённых решением Думы Заводоуковского городского округа <.......> от <.......>, принадлежащий КМГ земельный участок расположен в территориальной зоне природного ландшафта, в которой такое разрешённое использование, как строительство индивидуального жилого дома не предусмотрено, в связи с чем, административным ответчиком было обоснованно отказано КМГ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на основании ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Тот факт, что в свидетельстве о государственной регистрации права КМГ указан вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», который предполагает наличие права на возведение жилого дома на указанном земельном участке, не свидетельствует о законности требований КМГ, поскольку юридически значимым обстоятельством в данном случае является вид разрешенного использования земельного участка, установленный градостроительным регламентом для территориальной зоны Р-1, не предполагающий индивидуальное жилищное строительство.

Президиум Тюменского областного суда данные выводы находит ошибочными, постановленными без учета всех обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств.

Так, из материалов дела видно, что по состоянию на <.......> главой хозяйства по <.......> (ранее <.......>) являлся ФВИ, <.......> года рождения, год возведения дома не указан, земля (всего земли <.......> (указано в сотых гектара)) находилась в личном пользовании, что подтверждается архивной справкой Администрации Заводоуковского городского округа от <.......>. из похозяйственной книги <.......> Падунского сельского Совета депутатов трудящихся <.......> и его исполнительного комитета за 1955, 1956, 1957гг., копией домовой книги (л.д.18-19, 43-44).

Земельный участок придомовой территории данного домовладения по адресу: <.......> поставлен на государственный кадастровый учет <.......>, с присвоением кадастрового номера <.......>. Данный кадастровый номер равнозначен кадастровому номеру <.......>. По данным кадастрового учета данный земельный участок относится к землям населенных пунктов и вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.20).

В последующем на основании постановления Администрации Заводоуковского городского округа <.......> от <.......>. земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу, был предоставлен в собственность ЕАН за плату для ведения подсобного хозяйства (л.д.9).

Земельный участок с кадастровым номером <.......> площадью <.......> кв.м., расположенный на землях населенных пунктов, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу <.......>, принадлежал ЕАН на основании договора купли-продажи с Муниципальным образованием Заводоуковского городского округа Тюменской области от <.......>.

ЕАН же являлась собственником и расположенной на этом земельном участке квартиры в одноэтажном бревенчатом доме, этаж 1, состоящей из двух комнат на основании Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от <.......>., Свидетельства о праве на наследство по закону от <.......> Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от <.......>., Соглашения о реальном разделе жилого дома и прекращении долевой собственности от <.......>., Постановления Администрации Заводоуковского городского округа Тюменской области от <.......>. <.......> (л.д.7).

<.......>. КМГ на основании договора купли-продажи (купчей) земельного участка с квартирой приобрел у ЕАН земельный участок, площадью <.......> кв.м., с кадастровым номером <.......> расположенный по адресу: <.......> и <.......> по адресу: <.......>. Право собственности на указанные объекты недвижимого имущества зарегистрировано за КМГ<.......>, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права. При этом указано целевое назначение земельного участка – для ведения подсобного хозяйства (л.д.5-8).

Каких-либо обременений ни на квартиру, ни на земельный участок не зарегистрировано (л.д.5-6).

В силу положений ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).

Согласно ст. 260 названного кодекса на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Пункт 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ признает землями населенных пунктов земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.

То есть, одним из обязательных условий застройки земельного участка является осуществление строительства в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.

Как следует из материалов дела, спорный земельный участок <.......> по целевому назначению относится к категории "земли населенных пунктов", то есть предназначен для застройки и развития населенного пункта, следовательно, применительно к нему, КМГ, как собственник указанного недвижимого имущества, не лишен права возводить на участке жилые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).

В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы, в том числе: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (часть 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).

Кроме того, согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган проверяет соответствие проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства - требованиям градостроительного плана земельного участка.

Для получения разрешения на строительство застройщик в соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса обязан представить уполномоченному органу пакет документов, в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок.

Как было установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, каких-либо ограничений и обременений, запрещающих строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, принадлежащем на праве собственности КМГ, в установленном законом порядке не зарегистрировано, что подтверждается свидетельством о праве собственности, копия которого приобщена к материалам дела (л.д. 5-6).

Кроме того, из материалов дела видно, что <.......> постановлением Администрации Заводоуковского городского округа <.......>КМГ был утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <.......> по адресу: <.......> (л.д. 10). При этом вид разрешенного использования земельного участка остался прежним - для ведения подсобного хозяйства, и до настоящего времени не изменен.

Однако, в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома КМГ было отказано письмом главы Заводоуковского городского округа <.......> от <.......>, при этом указано на несоответствие представленных заявителем документов требованиям градостроительного плана земельного участка, утвержденного постановлением администрации Заводоуковского городского округа от <.......><.......>, поскольку земельный участок, принадлежащий КМГ на праве собственности по адресу: <.......> расположен в зоне Р1 - зоне природного ландшафта, а данная территориальная зона выделена для обеспечения правовых условий использования и сохранения существующего природного ландшафта и одновременно создания условий для отдыха населения, сбора дикоросов, ловли рыбы при условии, что планируемые мероприятия будут осуществляться с минимальным воздействием на элементы окружающей среды. Разрешенное использование земельных участков в рамках этой территориальной зоны не предполагает индивидуального жилищного строительства (л.д.22-24).

Отказывая в удовлетворении заявленных КМГ требований, суды не учли, что согласно ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

В силу п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.

Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса.

В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

При подготовке правил землепользования и застройки в силу п. 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются с учетом: сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Границы территориальных зон могут устанавливаться по границам земельных участков ( п. 3 ч. 2 ст. 34 данного кодекса).

Также и в соответствии с положениями ч. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенном использовании, в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (п. 13, 14 ч. 2 ст. 7 Закона РФ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

Как следует из материалов дела Правила землепользования и застройки, согласно которых земельный участок по адресу: <.......>, отнесен к зоне Р1 - зоне природного ландшафта, утверждены Думой Заводоуковского городского округа <.......>.

В то время как, из материалов дела следует, что значительно раньше, еще в 1955 году, то есть еще до приобретения КМГ спорного земельного участка по договору купли-продажи, земельный участок по адресу: <.......> находился в личном пользовании ФВИ, а потом предоставлялся в собственность ЕАН за плату для ведения подсобного хозяйства, категория земель - земли населенных пунктов, на основании постановления Администрации Заводоуковского городского округа <.......> от <.......>., на которых допускается строительство жилого дома (л.д.9).

Таким образом, как на момент предоставления данного земельного участка ЕАН в собственность за плату – <.......> для ведения подсобного хозяйства, категория земель, определенная как земли населенных пунктов, так и на момент приобретения земельного участка в собственность КМГ и на дату утверждения градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером <.......> по адресу: <.......> спорный земельный участок уже относился к зоне Р 1, но каких-либо ограничений в пользовании для владельцев земельного участка Администрацией Заводоуковского городского округа оговорено не было.

При таких обстоятельствах, президиум Тюменского областного суда считает, отказывая в удовлетворении заявленных КМГ требований, суды не учли, что орган местного самоуправления, предоставляя гражданам земельные участки в собственность для ведения личного подсобного хозяйства в зоне Р-1, допускал возможность возведения на земельном участке индивидуального жилого дома, предназначенного для постоянного либо временного проживания и каких-либо ограничений в пользовании земельным участком не устанавливалось (л.д.9).

При разрешении возникшего между сторонами спора, суды также не учли то обстоятельство, что до настоящего времени вид разрешенного использования земельного участка не изменился, участок для целей, указанных в ответе главы Заводоуковского городского округа <.......> от <.......>, у собственника не изымался.

Учитывая изложенное, президиум Тюменского областного суда считает, что при вынесении судебных постановлений, суд не учел положения п.п. 2 п. 1 ст. 40, п. 1 и п.п. 4 п. 2, п. 3 - 6 ст. 56, п. 1 ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации, исходя из анализа которого как земельное, так и гражданское законодательство допускает ограничение прав собственника земельным участком бессрочно или на определенный срок только в предусмотренных законом случаях актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда, при этом, указанные ограничения подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в то время, как из материалов дела следует, что в отношении земельного участка, принадлежащего КМГ на праве собственности и относящегося к землям населённых пунктов, используемым и предназначенным для застройки и развития населённых пунктов, какие-либо ограничения его прав не существуют, что усматривается из свидетельства о государственной регистрации права, выданного заявителю <.......>г. на основании договора купли-продажи земельного участка от <.......>., а также кадастрового паспорта земельного участка, в котором указано разрешённое использование для ведения личного подсобного хозяйства.

При таких обстоятельствах, президиум Тюменского областного суда полагает, что отказ в удовлетворении заявленных КМГ требований является ошибочным, постановленным без учета изложенных выше имеющих значение для дела обстоятельств.

Таким образом, допущенные судами первой и апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов КМГ, в связи с чем, президиум Тюменского областного суда считает, что в силу п. 2 ч.1 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 23 марта 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 16 мая 2016 года – следует отменить, дело – направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, кассационную жалобу КМГ удовлетворить.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, исследовать их и вынести решение в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч.1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, президиум Тюменского областного суда

п о с т а н о в и л:

решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 23 марта 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 16 мая 2016 года –отменить, дело – направить на новое рассмотрение в Заводоуковский районный суд Тюменской области.

Председательствующий: (подпись) А.Г. Антипин

Копия верна:

Судья Тюменского областного суда А.В. Чеснокова