ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44ГА-76/15 от 28.09.2015 Приморского краевого суда (Приморский край)

Докладчик Светлова С.Е. 44г-76

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

президиума Приморского краевого суда

28 сентября 2015 г. г. Владивосток

Президиум Приморского краевого суда в составе:

Председательствующего Хижинского А.А.,

членов президиума Попова И.А., Троеглазова А.С., Дорохова А.В., Хребтовой Н.Л.,

при секретаре Компаниец Л.А.,

с участием заместителя прокурора Приморского края Медведева Р.Ф.,

рассмотрел в кассационном порядке дело по заявлению прокурора ЗАТО г. Большой Камень об оспаривании в части решения Думы городского округа Большой Камень от 29 января 2015 г. № 311 «Об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации Городского округа Большой Камень»

по кассационному представлению прокурора Приморского края

на определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 25 июня 2015 г.

на основании определения судьи Приморского краевого суда Украинской Т.И. о передаче кассационного представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Заслушав доклад судьи Украинской Т.И., выслушав представителя Думы городского округа Большой Камень Шевякова М.В. на основании доверенности от 15 мая 2015 г. № 2-218, президиум

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ЗАТО г. Большой Камень обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим в части решения Думы городского округа Большой Камень от 29 января 2015 г. № 311 «Об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации городского округа Большой Камень» (далее – Порядок проведения конкурса), опубликованного в газете «ЗАТО» от 3 февраля 2015 г. № 4(п)(1180).

В обоснование заявления указал, что Порядок проведения конкурса противоречит пунктам 2, 5, 6 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Пунктом 1 статьи 3 Порядка проведения конкурса установлено, что для проведения конкурса на замещение должности главы администрации Думой городского округа формируется конкурсная комиссия, общее число членов которой устанавливается в количестве 4 человек. Два члена конкурсной комиссии назначаются Думой городского округа, одним из которых является глава городского округа, два члена комиссии назначаются Губернатором Приморского края. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Порядка проведения конкурса конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и члена комиссии. Председателем конкурсной комиссии является глава городского округа, который при равенстве голосов имеет право решающего голоса (пункт 8 статьи 4 Порядка проведения конкурса).

При названном составе конкурсной комиссии имеется большая вероятность возникновения конфликта интересов в отношении претендентов на должность главы администрации городского округа и членов конкурсной комиссии, один из которых уже занимает муниципальную должность главы муниципального образования. Кроме того, федеральный законодатель не наделил представительный орган муниципального образования полномочиями по определению персонального состава конкурсной комиссии, что в данном случае было сделано Думой городского округа Большой Камень.

Прокурор просил признать пункты 1, 4 статьи 3 Порядка проведения конкурса противоречащими закону и недействующими с момента принятия в той части, что одним из членов конкурсной комиссии, назначаемых Думой городского округа, является глава городского округа, и что председателем конкурсной комиссии является глава городского округа.

Решением Шкотовского районного суда Приморского края от 26 марта 2015 г. требования прокурора удовлетворены.

Определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 25 июня 2015 г. решение отменено, прокурору в удовлетворении заявления отказано.

В кассационном представлении прокурор Приморского края просит апелляционное определение, состоявшееся по данному делу, отменить, как принятое с существенным нарушением норм материального права, и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Определением судьи Приморского краевого суда от 15 сентября 2015 г. кассационное представление с делом передано для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Приморского краевого суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и определения о передаче дела на рассмотрение в судебном заседании суда кассационной инстанции, президиум находит апелляционное определение подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такого рода существенные нарушения норм материального права допущены судом апелляционной инстанции.

Согласно статье 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Частью 1 статьи 34 Закона об общих принципах организации местного самоуправления установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с частью 2 статьи 37 этого же Федерального закона главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Частью 5 этой статьи определено, что порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

В силу части 6 статьи 37 лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Уставом городского округа Большой Камень установлено, что главой администрации городского округа является лицо, назначаемое на должность по контракту (трудовому договору), заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации городского округа устанавливается Думой городского округа (части 1 и 4 статья 29.1).

Решением Думы городского округа Большой Камень от 29 января 2015 г. № 311 утвержден Порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации городского округа Большой Камень.

Прокурором оспариваются положения пунктов 1 и 4 статьи 3 Порядка проведения конкурса, согласно которым одним из членов конкурсной комиссии, назначаемых Думой городского округа, является глава городского округа; председателем конкурсной комиссии с правом решающего голоса является глава городского округа.

Отменяя решение и отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции посчитал, что Порядок проведения конкурса не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу. Конкурсная комиссия, как коллегиальный орган, принимает решение по результатам голосования, которое выражает мнение членов комиссии. Различные мнения относительно кандидатур, претендующих на должность главы местной администрации, не относятся к конфликту интересов в том правовом смысле, каком законодатель придал понятию «конфликт интересов на муниципальной службе». Объективность работы конкурсной комиссии обеспечивается принципом принятия коллегиального решения, прямым участием органов власти субъекта Федерации в формировании конкурсной комиссии в муниципальных образованиях.

Выводы суда апелляционной инстанции не основаны на законе.

Из анализа приведенных норм Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления следует, что количество членов конкурсной комиссии и порядок проведения конкурса определяются представительным органом местного самоуправления самостоятельно. При этом указанный порядок и количественный состав комиссии должны способствовать принятию последней объективного и независимого решения.

Утвержденный оспариваемым нормативным правовым актом порядок формирования комиссии, при котором: общее количество членов комиссии установлено в составе четырех человек; два члена конкурсной комиссии назначаются Думой городского округа, два – Губернатором Приморского края; из назначаемых Думой городского округа двух членов комиссии одним является глава городского округа, за которым уже закреплена должность председателя комиссии, имеющим при равенстве голосов право решающего голоса; только должности заместителя председателя и секретаря комиссии избираются из состава членов конкурсной комиссии на первом заседании открытым голосованием простым большинством голосов, - не обеспечивает объективность работы конкурсной комиссии.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно пункту 6 статьи 3 этого же Закона противодействие коррупции в Российской Федерации основывается в том числе на принципе приоритетного применения мер по предупреждению коррупции.

Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции верно установил, что, поскольку целью проведения конкурса является отбор на альтернативной основе кандидатов на замещение должности главы администрации из числа претендентов, квалификационные данные которых оцениваются членами комиссии, при названном составе конкурсной комиссии имеется большая вероятность возникновения конфликта интересов в отношении претендентов на должность главы администрации городского округа и членов конкурсной комиссии, один из которых уже занимает муниципальную должность главы муниципального образования и имеет право решающего голоса.

В кассационном представлении прокурор Приморского края указывает, что конфликт интересов является оценочной категорией, а значит, возможна разная оценка ситуации с его возникновением, в связи с чем требуется обеспечить такой состав конкурсной комиссии, который может способствовать более полному, независимому и объективному решению. Судом второй инстанции не учтено, что заседание такой комиссии окажется неправомочным в случае возникновения прямой или косвенной заинтересованности членов комиссии из числа лиц, выбранных Думой городского округа, что может привести к конфликту интересов.

Таким образом, пункты 1 и 4 статьи 3 Порядка проведения конкурса не соответствуют положениям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в той части, в которой предусматривают, что одним из членов конкурсной комиссии, назначаемых Думой городского округа, является глава городского округа, и в части, предусматривающей, что председателем конкурсной комиссии с правом решающего голоса является глава городского округа.

Законных оснований для отмены решения суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имелось.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 329 КАС РФ, президиум

П О С Т А Н О В И Л:

Определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 25 июня 2015 г. отменить. Оставить в силе решение Шкотовского районного суда Приморского края от 26 марта 2015 г.

Председательствующий А.А. Хижинский