ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44ГА-90/16 от 13.07.2016 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Дело № 44га-90/16 13 июля 2016 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Президиум Санкт-Петербургского городского суда в составе:

Председательствующего Лакова А.В.

членов президиума Богословский И.И.,Черкасовой Г.А., Яковлевой Т.И.,

при секретаре Ковалевой А.В.

рассмотрел в судебном заседании 13 июля 2016 года административное дело №2а-№.../2015 по административному иску Одинга А. Р., Козелько А. П. к Санкт-Петербургской избирательной комиссии о признании бездействия незаконным на основании кассационной жалобы Санкт-Петербургской избирательной комиссии и определения судьи Санкт-Петербургского городского суда от 28 июня 2016 года о передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Заслушав доклад судьи Семеновой И.А., представителя Санкт-Петербургской избирательной комиссии Мишутину Д.С., Одинга А.Р., Козелько А.П.,

ПРЕЗИДИУМ УСТАНОВИЛ :

Одинг А. Р., Козелько А. П. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным бездействие Санкт-Петербургской избирательной комиссии, выразившееся в не размещении информации о деятельности Комиссии в сети «Интернет» в порядке и способом, определённым Федеральным законом №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее Федеральный закон №8-фз), указывая, что Санкт-Петербургская избирательная комиссия не разместила информацию о ее деятельности на своём официальном сайте по адресу: www.spbik.spb.ru., что нарушает их право на доступ к этой информации; согласно данным публичного сервиса Whois Санкт-Петербургской избирательной комиссии принадлежат права только на одно доменное имя – «spbik.spb.ru».

Возражая против административного иска, административный ответчик ссылался на то, что источником информации о деятельности избирательных комиссий является Государственная автоматизированная система «Выборы» (далее ГАС «Выборы»), вся информация о деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссии в требуемом объеме размещена Комиссией на ее официальном сайте с электронным адресом htpp://www.st-petersburg.izbircom.ru, входящем в интернет-портал ГАС «Выборы», и не оспаривал того обстоятельства, что на сайте с электронным адресом: www.spbik.spb.ru информация о его деятельности в полном объеме не размещена.

Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 26 октября 2015 года заявленные требования удовлетворены.

Признано незаконным бездействие Санкт-Петербургской избирательной комиссии, выразившееся в не размещении в сети «Интернет» на официальном сайте, то есть на сайте, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат Санкт-Петербургской избирательной комиссии, информации о деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссии в объёме, предусмотренном Перечнем информации о деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссии, размещаемой в сети «Интернет», утверждённым решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии №87-4 от 29 ноября 2010 года.

На административного ответчика возложена обязанность разместить данную информацию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, о чём сообщить в суд и Одингу А.Р., Козелько А.П. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

С Санкт-Петербургской избирательной комиссии в пользу Одинга А.Р. взысканы судебные расходы в сумме <...> рублей.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 января 2016 года решение районного суда оставлено без изменений.

В кассационной жалобе Санкт-Петербургская избирательная комиссия просит принятые по делу судебные акты отменить как постановленные с нарушением норм материального права.

В соответствии со ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, административный ответчик допустил неправомерное бездействие, т.к. на созданном им официальном сайте с электронным адресом: www.spbik.spb.ru, включающем доменное имя, права на которое принадлежат Санкт-Петербургской избирательной комиссии, вопреки принятому Комиссией решению № 87-3 от 29 ноября 2010 года о размещении информации на официальном сайте не размещена информация о деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссии в объёме, предусмотренном решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 29 ноября 2010 года № 87-4.

С выводом суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, который также указал, что Санкт-Петербургская избирательная комиссия как самостоятельное юридическое лицо является владельцем сайта с электронным адресом: www.spbik.spb.ru, в котором использует доменное имя первого уровня; в Государственной автоматизированной системе «Выборы» избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации предоставлено право ограниченного пользования доменным именем, владельцем которого выступает Российская Федерация; опубликование информации о деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссии в сети Интернет в ГАС «Выборы» не освобождает административного ответчика от обязанностей, возложенных на него его же решением №87-4 от 29 ноября 2010 года.

Податель кассационной жалобы указывает, что им исполнены предписания закона относительно размещения информации о деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссии на официальном сайте в сети «Интернет»; Федеральный закон №8-фз «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» не содержит требования, предписывающего размещать информацию о деятельности государственного органа исключительно на официальном сайте, адрес которого включает доменное имя, зарегистрированные права на которое принадлежат этому государственному органу; официальный сайт Санкт-Петербургской избирательной комиссии www://st-petersburg.izbircom.ru на Интернет-портале ГАС «Выборы» соответствует требованиям пункта 5 ст.1 Федерального закона №8-фз, Комиссия имеет права в отношении доменного имени: права на доменное имя первого уровня, включенное в электронный адрес этого сайта, принадлежат государственному органу - ЦИК России, права на доменное имя второго уровня, включенное в адрес сайта, принадлежат Санкт-Петербургской избирательной комиссии на основании постановления ЦИК России; в ситуации, когда информация о деятельности государственного органа размещена в сети «Интернет» в надлежащем объеме и является общедоступной, право истцов на информацию не может признаваться нарушенным вне зависимости от того, посредством каких административных процедур и каким образом оформлены права государственного органа на соответствующее доменное имя сайта. Сайт на доменном имени spbik.spb.ru считает дополнительным интернет-сайтом Санкт-Петербургской избирательной комиссии.

Податель жалобы ссылается на п.1 ст.74 Федерального закона №67-фз «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в силу которого при подготовке и проведении выборов, референдума, а также для осуществления иных полномочий комиссий по обеспечению избирательных прав и права на участие в референдуме используется только ГАС «Выборы» в порядке, предусмотренном Федеральным законом №67-фз, иными федеральными законами; на положения Инструкции по размещению данных ГАС «Выборы» в сети Интернет, утвержденной Постановлением ЦИК России от 20 апреля 2016 года №4/33-7, в частности, пункт 1.3. и Приложение № 1 к Инструкции, из которых следует, что официальным сайтом Санкт-Петербургской избирательной комиссии является сайт в ГАС «Выборы» с электронным адресом htpp:www://st-petersburg.izbircom.ru, функционирующий в составе Интернет-портала ЦИК России, указывает, что надлежащая информация о деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссии и территориальных избирательных комиссий в Санкт-Петербурге на этом сайте размещена.

В подтверждение своей позиции податель кассационной жалобы указывает на аналогичный подход к исполнению обязанности по размещению в сети Интернет информации о деятельности в отношении иных государственных органов Санкт-Петербурга и ряда федеральных органов государственной власти.

Доводы кассационной жалобы являются обоснованными, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона №8-фз «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Принятый в соответствии с Федеральным законом №8-фз Закон Санкт-Петербурга №445-112 «Об обеспечении доступа об информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга» предусматривает, что организация доступа к информации о деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссии осуществляется с учетом требований Федерального закона №8-фз в порядке, установленном Санкт-Петербургской избирательной комиссией (статья 6 п.3 Закона).

В свою очередь, Санкт-Петербургская избирательная комиссия в соответствии с требованиями Федерального закона №8-фз, пункта 3 статьи 6 и пункта 3 статьи 8 Закона Санкт-Петербурга №445-112 приняла решение №87-3 от 29 ноября 2010 года «Об утверждении порядка организации доступа и осуществления контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссии, территориальных избирательных комиссий в Санкт-Петербурге».

Абзацем 3 пункта 2.2. названного Решения установлено, что доступ к информации обеспечивается, в частности, способом размещения информации о деятельности Комиссии в сети Интернет на официальном сайте Санкт-Петербургской избирательной комиссии.

Пунктом 1.4 Регламента Санкт-Петербургской избирательной комиссии, утвержденного решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 28 августа 2007 года №104-3, с изменениями, внесенными решением от 9 августа 2012 года №4-5, официальным сайтом Санкт-Петербургской избирательной комиссии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" признан сайт с электронным адресом: http://www.st-petersburg.izbirkom.ru.

Согласно п.п.1.2, 1.3.3., п. 78 Приложения №1 к Инструкции по размещению данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» в сети Интернет, утвержденной Постановлением ЦИК России от 25 мая 2011 года №12/130-6 и действовавшей на момент рассмотрения дела, официальным сайтом Санкт-Петербургской избирательной комиссии является сайт http://www.st-petersburg.izbirkom.ru, входящий в Интернет-портал ГАС «Выборы».

Отклоняя ссылки административного ответчика на размещение требуемой информации на указанном сайте, суды не учли следующего.

Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона №8-фз в редакции, действовавшей к моменту разрешения дела, для целей настоящего данного Закона официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления – это сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.

Пункт 5 статьи 1 Федерального закона №8-фз не определяет объем прав, которыми государственный орган должен обладать в отношении доменного имени, включенного в адрес сайта, уровень доменного имени, и не конкретизирует, на каком праве доменное имя должно принадлежать государственному органу. По смыслу закона с помощью неповторяющегося доменного имени пользователь должен иметь возможность получить свободный доступ к достоверной официальной информации о деятельности государственного органа.

Доменное имя третьего уровня «st-petersburg.», включенное в адрес официального сайта htpp:www://st-petersburg.izbircom.ru. в Интернет-портале ГАС «Выборы», независимо от отсутствия его регистрации за Санкт-Петербургской избирательной комиссией как за юридическим лицом, пересекается с названием субъекта Российской Федерации – Санкт-Петербурга и в совокупности с доменным именем второго уровня «izbircom.», принадлежащим ЦИК России, позволяет идентифицировать Санкт-Петербургскую избирательную комиссии как обладателя прав на доменное имя.

Размещение и удаление информации с сайта избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в Интернет-портале ГАС «Выборы» осуществляется по указанию председателя ИКСРФ (пункт 1.7 Инструкции №12/130-6 от 25 мая 2011 года).

Из статей 1,6,16 и иных положений Федерального закона №20-фз «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» следует, что ГАС «Выборы» используется как при подготовке и проведении выборов и референдума, так и при решении иных задач, не связанных с выборами и референдумом.

То обстоятельство, что сайт с электронным адресом htpp:www://st-petersburg.izbircom.ru., входящий в Интернет-портал на КСА ГАС «Выборы», является официальным сайтом избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, предназначен, в том числе, для получения информации о деятельности избирательных комиссий, следует и из Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования сайтом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и официальными сайтами избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением ЦИК РФ от 28 октября 2010 года №223/1491-5 в соответствии с Федеральным законом №8-фз.

С учетом изложенного основания для вывода о том, что административный ответчик допустил незаконное бездействие и нарушил права административных истцов на получение информации о деятельности государственного органа, отсутствуют.

Руководствуясь ст.328-330 КАС РФ, Президиум

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 26 октября 2015 года и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 января 2016 года отменить.

В удовлетворении административного иска Одинга А. Р., Козелько А. П. к Санкт-Петербургской избирательной комиссии о признании бездействия незаконным отказать.

Председательствующий: А.В. Лаков