Постановление
<...> 6 сентября 2019 года
Президиум Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
Председательствующего: Кирилловой А.А.,
членов Президиума: Сокольниковой Н.А., Бидогаевой А.Ю., Урмаевой Т.А., Ивановой В.А., Мирзаевой И.И.,
при секретаре Абзаевой В.И.,
рассмотрел кассационную жалобу осужденной ФИО2 на приговор Советского районного суда г. Улан-Удэ от 04.07.2018г., апелляционное постановление Верховного суда Республики Бурятия от 21.08.2018г., которыми
ФИО3,
... года рождения, уроженка
<...>, не судимая,
- осуждена по ч. 1 ст. 286 УК РФ к штрафу в размере 40 000 рублей.
Апелляционным постановлением Верховного Суда Республики Бурятия от 21 августа 2018 года приговор оставлен без изменения.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Бурятия Беляковой П.Б., выслушав осужденную ФИО3 и ее адвоката Масаева Т.И., поддержавших доводы кассационной жалобы, первого заместителя прокурора Республики Бурятия Шевченко А.В., полагавшего, что кассационное производство возбуждено обоснованно,
Президиум
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 признана судом виновной в превышении должностных полномочий при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
Обстоятельства совершенного преступления подробно изложены в описательно-мотивировочной части приговора.
В кассационной жалобе осужденная просит отменить приговор и апелляционное постановление, производство по уголовному делу прекратить за отсутствием в ее действиях состава преступления, предусмотренного ч. 1ст. 286 УК РФ, указывая на то, что приговор постановлен с нарушением положений ст. 307 УПК РФ, в нем не указан объект преступного посягательства; суд не конкретизировал, в чем выразились уголовно-правовые последствия инкриминируемого ей деяния, не указал, какие нормы закона ею были нарушены, не конкретизировал, в чем выразился вред, причиненный гражданам, организациям, обществу или государству, кому именно он причинен; она не являлась распорядителем бюджетных средств по проекту «Город дарханов»; суд не конкретизировал, какими должностными инструкциями и нормами закона предусмотрены превышенные ею полномочия; вывод суда о том, что директора ООО «РацЭнергоСпецстрой» и ООО «Сити-Улан-Удэ» воспринимали ее как представителя власти, не подтвержден доказательствами; в приговоре не приведены доказательства того, что она получила деньги из федерального бюджета и использовала их не по назначению; суд не обосновал свой вывод о том, что полученные ею денежные средства в качестве спонсорской помощи являлись бюджетными; суд не дал должной оценки показаниям свидетелей ФИО21, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29 и других; суд не сопоставил доказательства и не дал им оценку в их совокупности; суд апелляционной инстанции в постановлении не дал ответа на все доводы стороны защиты, в том числе и на довод об односторонности выводов суда первой инстанции и не привел возражений стороны обвинения на данный довод, не привел доказательства, на основании которых отверг доводы стороны защиты; в ходе судебных разбирательств не выяснены и не оценены противоречия между доказательствами, представленными стороной обвинения и стороной защиты; показания свидетелей стороны обвинения содержат неустранимые сомнения.
Проверив доводы кассационной жалобы, изучив представленные материалы уголовного дела, Президиум считает, что судебные решения подлежат отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 40115 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора и апелляционного постановления при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Такие нарушения были допущены по настоящему уголовному делу.
Так, в силу ст. 297 УПК РФ приговор должен быть законным, обоснованным и справедливым. По смыслу закона приговор признается таковым, если суд при его постановлении исходил из материалов дела, рассмотренных в судебном заседании, сделал выводы на установленных им фактах, правильно применил закон.
Судом установлено, что ФИО4 являлась художественным руководителем и исполняющей обязанности директора Автономного учреждения культуры Республики Бурятия «Бурятская государственная филармония» (далее АУК РБ «БГФ»).
5 ноября 2013 года между Министерством культуры РФ и Республиканской общественной организацией «Союз деятелей народного творчества» (далее РОО «СДНТ») заключено соглашение на организацию творческого проекта в сфере изобразительного искусства «Организация выставок изобразительного искусства в Сибирском федеральном округе» (далее Проект), согласно п.3.4.11 которого неиспользованный остаток субсидии должен быть перечислен в доход федерального бюджета. В целях реализации Проекта на территории Республики Бурятия между РОО «СДНТ» и Государственным автономным учреждением культуры Республики Бурятия «Этнографический музей народов Забалькалья» (далее ГАУК РБ «ЭМНЗ») подписаны договор о сотрудничестве от 19 ноября 2013 года и договор возмездного оказания услуг от 20 ноября 2013 года, согласно которым в период с 29 ноября 2013 года по 31 декабря 2013 года ГАУК РБ «ЭМНЗ» должно организовать выставку изобразительного искусства «Город дарханов», на организацию и проведение которой Министерством культуры РФ выделены РОО «СДНТ» денежные средства из федерального бюджета на сумму 4 800 000 рублей.
20 ноября 2013 года между РОО «СДНТ» и ООО «РацЭнергоСпецстрой» заключен договор перевозки груза ГАУК РБ «ЭМНЗ» для целей выставки «Город дарханов», на основании которого РОО «СДНТ» 29 ноября 2013 года и 3 декабря 2013 года перечислила на счет ООО «РацЭнергоСпецстрой» денежные средства в сумме 850 000 рублей.
20 ноября 2013 года между РОО «СДНТ» и ООО «Сити-Улан-Удэ» заключен договор аренды выставочного оборудования, на основании которого ООО «Сити-Улан-Удэ» должно изготовить выставочные стенды ГАУК РБ «ЭМНЗ» для нужд выставки «Город дарханов». 29 ноября 2013 года РОО «СДНТ» перечислило на счет ООО «Сити-Улан-Удэ» денежные средства в сумме 900 000 рублей.
В период с 20 по 29 ноября 2013 года ФИО4 стало известно, что в услугах ООО «РацЭнергоСпецстрой» по перевозки груза ГАУК РБ «ЭМНЗ» для нужд выставки «Город дарханов» нет необходимости, а ООО «Сити-Улан-Удэ» услуги ГАУК РБ «ЭМНЗ» по аренде выставочного оборудования исполнить в срок не успевает, а значит предназначенные на указанные цели федеральные денежные средства не будут использованы.
ФИО4, являясь должностным лицом, действуя из личной заинтересованности и из неверно понятых интересов службы, стремясь извлечь выгоду неимущественного. характера, обусловленную такими побуждениями, как желание приукрасить действительное положение дел в возглавляемом ею учреждении культуры, а также желая показать себя грамотным и умелым руководителем вверенного ей учреждения культуры, умышленно, явно превышая свои служебные полномочия, зная, что фактически ООО «РацЭнергоСпецстрой» и ООО «Сити-Улан-Удэ» не выполнили принятые на себя по договорам обязательства для целей выставки «Город дарханов», осознавая противоправность своих действий, предвидя наступление последствий в виде причинения существенного нарушения охраняемых законом интересов государства, осознавая, что неосвоенные на Проекте денежные средства подлежат возврату в федеральный бюджет, и что она не вправе требовать возврата указанных денежных средств в пользу своего учреждения культуры, в начале декабря 2013 года обратилась к генеральному директору ООО «РацЭнергоСпецстрой» ФИО16 с просьбой передать ей переведенные на счет ООО «РацЭнергоСпецстрой» федеральные денежные средства в сумме 850 000 рублей, введя его в заблуждение относительно правомерности возврата неиспользованных федеральных денежных средств в адрес АУК РБ «БГФ», на что последний дал свое согласие, так как его фирма фактически услуг по перевозке грузов ГАУК РБ «ЭМНЗ» не оказывала. В это же время ФИО4 обратилась к генеральному директору ООО «Сити-Улан-Удэ» ФИО25 с просьбой передать ей переведенные на счет ООО «Сити-Улан-Удэ» федеральные денежные средства в сумме 900 000 рублей, введя его в заблуждение относительно правомерности возврата неиспользованных федеральных бюджетных средств в адрес АУК РБ «БГФ», на что последний дал свое согласие, так как его фирма фактически услуг по аренде выставочного-оборудования ГАУК РБ «ЭМНЗ» не оказывала.
5 декабря 2013 года ФИО4 получила от ФИО16 денежные средства в сумме 625 00 рублей и в сумме 225 000 рублей, полученные ООО «РацЭнергоСпецстрой» от РОО «СДНТ» для перевозки груза ГАУК РБ «ЭМНЗ», выделенных из федерального бюджета для нужд выставки «Город дарханов». При этом с целью придания легетимности получения денежных средств ФИО4 изготовила договор между ООО «РацЭнергоСпецстрой» и АУК РБ «БГФ» от 5 декабря 2013 года о предоставлении финансовой (спонсорской) помощи для организации и проведения текущих мероприятий АУК РБ «БГФ», приходные кассовые ордера на общую сумму 850 000 рублей и акты приема-передачи билетов на концерты АУК РБ «БГФ» на эту же сумму.
29 ноября 2013 года ФИО4 получила от ФИО25 денежные средства в сумме 900 000 рублей, полученные ООО «Сити-Улан-Удэ» от РОО «СДНТ» для аренды выставочного оборудования ГАУК РБ «ЭМНЗ», выделенных из федерального бюджета для нужд выставки «Город дарханов». При этом с целью придания легитимности получения денежных средств ФИО4 изготовила договор между ООО «Сити-Улан-Удэ» и АУК РБ «БГФ» от 29 ноября 2013 года о предоставлении финансовой (спонсорской) помощи для организации и проведения мероприятия «Байкальский рождественский фестиваль» и приходный кассовый ордер на сумму 900 000 рублей.
В результате преступных действий ФИО4 существенно нарушены охраняемые законом интересы государства, выражающиеся в нарушении принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, установленного ст. 38 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно Соглашению № 4085-01-41/13-13 от 5 ноября 2013 года «О предоставлении и целевом использовании субсидии на поддержку проведения творческого проекта в сфере изобразительного искусства «Организация выставок изобразительного искусства в Сибирском федеральном округе» оно заключено между Министерством культуры Российской Федерации в лице директора Департамента туризма и региональной политики ФИО13 и Республиканской общественной организацией «Союз деятелей народного творчества», именуемой в дальнейшем «Получатель» в лице директора ФИО14
Местом реализации проекта являются шесть музеев Сибирского федерального округа, в том числе, государственное автономное учреждение культуры Республики Бурятия «Этнографический музей народов Забайкалья», директор ФИО15
Получатель обязуется использовать субсидию по целевому назначению в соответствии с условиями предоставления субсидии, установленными в п.2.1-2.4 настоящего Соглашения.
В случае нарушения Получателем условий предоставления субсидии, а также нецелевого использования средств, выделенных из федерального бюджета, субсидия подлежит взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. В случае если неиспользованный остаток субсидии не перечислен в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, определенных настоящим Соглашением, Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (т. 1 л.д. 62-67).
Из договора перевозки груза от 20 ноября 2013 года, заключенному между Республиканской общественной организацией «Союз деятелей народного творчества» в лице директора ФИО14 (Заказчика) и ООО «РацЭнергоСпецстрой» в лице генерального директора ФИО16 (Перевозчик) следует, что плата за перевозку груза составляет 850 000 рублей. Заказчик осуществляет оплату услуг путем безналичного расчета на расчетный счет Перевозчика. Аванс составляет 100 процентов стоимости договора. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (т. 1 л.д. 160-162).
Согласно счетов на оплату № 98 от 28 ноября 2013 года и № 100 от 2 декабря 2013 года на расчетный счет ООО «РацЭнергоСпецстрой» РОО «Союз деятелей народного творчества» перечислено 800 000 и 50 000 рублей (т.1 л.д. 165,166).
Из договора от 20 ноября 2013 года, заключенного между Республиканской общественной организацией «Союз деятелей народного творчества» в лице директора ФИО14 (Заказчика) и ООО «Сити-Улан-Удэ» в лице генерального директора ФИО25 (Арендодатель) следует, что Арендодатель обязуется предоставить во временное пользование, а Арендатор принять, оплатить пользование и своевременно вернуть оборудование, арендная плата за выстовочное оборудование составляет 900 000 рублей. Арендатор вносит Арендодателю предоплату 100 процентов стоимости договора. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (т.1 л.д. 171-172).
Согласно счету № 1 от 26 ноября 2013 года на расчетный счет ООО «Сити-Улан-Удэ» РОО «Союз деятелей народного творчества» перечислено 900 000 рублей (т.1 л.д. 180).
Свидетель ФИО14 показала, что в 2013 году являлась председателем Республиканской общественной организации «Союз деятелей народного творчества». РОО «СДНТ» выиграл конкурс о выделении и целевом использовании субсидии на поддержку проведения выставки изобразительного искусства в Сибирском федеральном округе, проводимым Министерством культуры РФ.
5 ноября 2013 года между ней (ФИО14) и Министерством культуры РФ в лице директора Департамента туризма и региональной политики ФИО37 было заключено соглашение о предоставлении и целевом использовании субсидии на поддержку проведения творческого проекта в сфере изобразительного искусства в Сибирском федеральном округе. Денежные средства в размере 30 000 000 рублей в качестве субсидии поступили на расчетный счет РОО «СДНТ» 23 ноября 2013 года для проведения выставок изобразительного искусства в Сибирском федеральном округе. После чего с организациями-исполнителями, в том числе с ГАУК РБ «Этнографический музей народов Забайкалья», она заключила договора о проведении выставок. В соответствии с подготовленной сметой и заключенными договорами в каждый регион, в том числе Этнографическому музею, были направлены по 4 800 000| рублей на основании заключенных соглашений о проведении выставок. В целях проведения выставок исполнители привлекли субподрядческие коммерческие организации, с которыми РОО «СДНТ»: в ее лице заключила договоры на выполнение работ и оказание услуг. Она подписала акт выполненных работ и счета на оплату от ООО «РацЭнергоСпецстрой» и, которые послужили основанием производства оплаты по договору на сумму 850 000 рублей. Она также подписала акт выполненных работ и счет на оплату от ООО «Сити-Улан-Удэ» и, которые послужили основанием производства оплаты по договору на сумму 900 000 рублей. Все денежные средства были освоены. О проделанной работе она отчиталась перед Министерством культуры РФ, претензий к ней не было. Контроль за выполнением договоров осуществляла ФИО15.; Бурятская государственная филармония не принимала участия в организации выставки, деньги филармонии не перечислялись (т. 19 л.д., 136-137).
Таким образом, из установленных судом фактических обстоятельств и вышеприведенных доказательств, следует, что Уланова не подписывала Соглашение «О предоставлении и целевом использовании субсидии на поддержку проведения творческого проекта в сфере изобразительного искусства «Организация выставок изобразительного искусства в Сибирском федеральном округе», договора с ООО «РацЭнергоСпецстрой» и ООО «Сити-Улан-Удэ», в связи с чем, на нее не возлагалась ответственность за целевое использование субсидии и возвращение неиспользованного остатка субсидии в доход федерального бюджета.
Согласно договору о предоставлении финансовой (спонсорской) помощи от 29 ноября 2013 года, заключенному между генеральным директором 000 «Сити-Улан-Удэ» (Спонсор) ФИО25 и и.о. директора Автономного учреждения культуры Республики Бурятия «Бурятская государственная филармония» (Учреждение) ФИО4, Спонсор обязуется предоставить Учреждению финансовую помощь (спонсорский вклад) в размере 900 000 рублей для организации и проведения мероприятия «Байкальский рождественский фестиваль» (т.2л.д. 69).
Из договора от 5 декабря 2013 года, заключенному между ООО «РацЭнергоСпецстрой» (Спонсор) в лице генерального директора ФИО16 и Автономным учреждением культуры РБ «Бурятская государственная филармония» (Учреждение) в лице и.о. директора ФИО4, Спонсор обязуется предоставить Учреждению финансовую помощь в размере 850 000 рублей для организации и проведения текущих мероприятий Учреждения (т.5 л.д. 73-74).
Согласно квитанциям на основании договора от 5 декабря 2013 года АУК БР «Бурятская государственная филармония» принято от ООО «РацЭнергоСтрой» 625 000 и 225 000 рублей (т.5 л.д. 75, 76).
Из показаний свидетеля ФИО25 - директора ООО «Сити-Улан-Удэ» в судебном заседании следует, что за изготовление выставочного оборудования Этнографический музей перечислил ООО «Сити-Улан-Удэ» 900 000 рублей. Потом ему позвонили и сказали, что он не успеет изготовить оборудование, попросили вернуть деньги. Он был убежден, что Филармония и Этнографический музей являются единым целым. Деньги, которые ему перечислил Этнографический музей, он передал ФИО4. Основанием возврата денег указали спонсорскую помощь (т. 19 л.д. 138-139).
Свидетель ФИО16 показал, что является генеральным директором ООО «РацЭнергоСпецстрой». ФИО4 попросила его оказать Филармонии спонсорскую помощь и предложила ему принять участие в проводимой Этнографическим музеем выставке «Город дарханов» в виде оказания услуг по перевозке грузов, а также сообщила, что распорядителем денежных средств, выделенных для проведения выставки, является общественная организация «Союз деятелей народного творчества», с которой необходимо будет подписать договор, однако фактически организацией и проведением выставки занимается Этнографический музей, для которого и будет необходимо оказать услуги по перевозке груза. Он подписал договор между ООО «РацЭнергоСпецстрой» и РОО «СДНТ». Как он понял, исполнение условий договора курировала ФИО4. Услуги по перевозке ООО «РацЭнергоСпецстрой» были оказаны не в полном объеме. ФИО4 предложила ему оказать спонсорскую помощь Бурятской государственной филармонии на оставшуюся нереализованной сумму. Он подписал акт выполненных работ и счет на оплату произведенных услуг и отправил их ФИО4. После этого на счет ООО «РацЭнергоСпецстрой» от РОО «СДНТ» поступили денежные средства в сумме 850 000 рублей. В декабре 2013 года он внес в бухгалтерию филармонии добровольную спонсорскую помощь от своей фирмы на сумму около 600 000 рублей, а в апреле 2014 года 250 000 рублей. Денежные средства были оформлены как средства, поступившие от продажи билетов на культурные мероприятия, проводимые филармонией. Стоимость фактически оказанных услуг по договору он оценил в 30-40 тысяч рублей. Поскольку он принял предложение ФИО4 оказать филармонии спонсорскую помощь, то решил сделать это на всю сумму, поступившую по договору (т. 19 л.д. 153).
Таким образом, выводы суда о превышении ФИО4 должностных полномочий, выразившемся в нецелевом использовании субсидии, основаны на показаниях получателя субсидии Министерства культуры РФ из федерального бюджета ФИО14, а также свидетелей ФИО16 и ФИО25, которые по предложению ФИО4 и ФИО15 заключили от лица своих организаций договоры о предоставлении определенных услуг и получили денежные средства, которые являлись бюджетными и целевыми, однако ввиду неисполнения обязательств осуществили по просьбе ФИО4 возврат денежных средств непосредственно ей наличными.
Кроме того, приняты во внимание договоры о сотрудничестве, заключенные с целью организации проекта между ГАУК РБ «ЭМНЗ» и РОО «СДНТ» 19 ноября 2013 года и предусматривающие по предложению этнографического музея договорные отношения РОО с АУК РБ «БГФ» в лице ФИО4, а также ООО «РацЭнергоСпецстрой» в лице ФИО16, ООО «Сити-Улан-Удэ» в лице ФИО25
Вместе с тем, выводы о виновности ФИО4 сделаны без учета заключенных указанными лицами договоров с РОО «СДНТ» в лице директора ФИО14 о том, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Передача ФИО16 и ФИО25 в качестве спонсорской помощи ФИО4 денежных сумм равных переведенной РОО «СДНТ» на счета возглавляемых ими Обществ субсидии не освобождало их от обязанности вернуть РОО «СДНТ» неиспользованные средства, а РОО «СДНТ» потребовать возврата неиспользованного остатка субсидии. Однако данное обстоятельство было оставлено судом без внимания.
В приговоре не дана оценка тому, что в соответствии со ст. 381 ГК РФ при прекращении обязательства до начала его исполнения по соглашению сторон либо вследствие невозможности исполнения задаток должен быть возвращен. Более того, в судебном заседании при допросе свидетелей ФИО14 и ФИО15 вопрос о том, требовало ли РОО «СДНТ» возврата неспользованной субсидии, вообще не выяснялся.
Изложенные нарушения уголовно-процессуального закона являются существенными, повлиявшими на исход дела, в связи с чем, судебные решения подлежат отмене, с направлением материалов уголовного дела на новое судебное рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 401.13, ст. 401.14, ст.401.15 УПК РФ,
Президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Кассационную жалобу осужденной ФИО1 – удовлетворить.
Приговор Советского районного суда г. Улан-Удэ от 04.07.2018г., апелляционное постановление Верховного суда Республики Бурятия от 21.08.2018 г. в отношении ФИО3 по ч. 1 ст. 286 УК РФ – отменить, материалы уголовного дела направить в Советский районный суд г. Улан-Удэ на новое судебное рассмотрение в ином составе суда.
Председательствующий: