ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44У-363/2016 от 06.02.2017 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

дело у- 16/2017

УСК: ФИО2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

<адрес>вого суда в составе:

председательствующего ФИО3,

членов президиума ФИО4, ПесоцкогоВ.В., ФИО5, ФИО13, ФИО6, ФИО7

при секретаре судебного заседания А.Е.А.,

с участием заместителя прокурора <адрес>ФИО8,

заинтересованного лица ФИО9,

адвоката Б.Т.А., защищающего интересы ФИО11 и ФИО9,

рассмотрел кассационное представление заместителя Генерального прокурора РФ ФИО12 на апелляционное постановление <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО11

Заслушав доклад судьи <адрес>вого суда К., изложившей обстоятельства дела, содержание судебных решений, доводы кассационного представления, мотивы передачи дела для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, изложенные в постановлении судьи Верховного Суда РФ ФИО10, выслушав выступления прокурора, который поддержал доводы кассационного представления, заинтересованного участника процесса ФИО9, адвоката Б.Т.А., полагавших решение суда апелляционной инстанции законным и обоснованным, президиум краевого суда

УСТАНОВИЛ:

постановлением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении жалобы адвоката К.М.А., поданной в порядке ст. 125 УПК РФ в интересах ФИО11 и ФИО9, на постановления заместителя руководителя Нефтекумского межрайонного следственного отдела следственного управления СК РФ по <адрес> о возбуждении уголовных дел от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Апелляционным постановлением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление Ленинского районного суда <адрес> отменено в части: постановления о возбуждении уголовных дел в отношении ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 30, ч. 6 ст. 290 УК РФ и от ДД.ММ.ГГГГ - по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст.285 УК РФ, признаны незаконными.

Суд апелляционной инстанции, проведя анализ законов, пришел к выводу, что должность главы местной администрации, которую занимал ФИО11, является выборной должностью, в связи с чем уголовное дело в отношении него могло быть возбуждено только в порядке, предусмотренном п.11 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, т.е. руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

В кассационном представлении заместитель Генерального прокурора РФ ФИО12, выражая несогласие с решением суда апелляционной инстанции, просит о его отмене и направлении материалов на новое апелляционное рассмотрение в части признания незаконными постановлений о возбуждении уголовных дел в отношении ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Считает, что глава «….» является муниципальным служащим, а не выборным должностным лицом, каким его в свою очередь ошибочно посчитал суд апелляционной инстанции. В этой связи требования положений п. 11 ч. 1 ст. 448 УПК РФ об особом порядке возбуждения уголовного дела на Н. не распространяются и уголовное дело могло быть возбуждено заместителем руководителя следственного отдела следственного управления СК РФ по <адрес>.

Рассмотрев доводы кассационного представления и материалы производства по жалобе, президиум приходит к выводу о необходимости отмены апелляционного постановления ввиду нарушений уголовно-процессуального закона, повлиявших на исход дела, на основании ч. 1 ст.401.15 УПК РФ.

Действующее федеральное законодательство проводит четкое разграничение между выборными должностными лицами местного самоуправления и муниципальными служащими.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ должностное лицо местного самоуправления это выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Выборным должностным лицом местного самоуправления является, в том числе, должностное лицо местного самоуправления, избираемое представительным органом муниципального образования из своего состава либо из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Как следует из ч. 2 ст. 36 вышеназванного закона, глава муниципального образования в случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса либо возглавляет местную администрацию.

Глава муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.

Согласно ч. 2 ст. 37 этого же закона главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

В первом случае глава местной администрации является выборным должностным лицом местного самоуправления, поскольку он одновременно является главой муниципального образования, и не относится к муниципальным служащим, во втором случае - относится и, следовательно, на него распространяются положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в ч. 7 ст.16 которого указано, что гражданин, поступающий на должность главы местной администрации, по результатам конкурса на замещение этой должности, заключает контракт.

Устав «….» <адрес>, утвержденный решением Совета муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, не предусматривает совмещение должностей главы муниципального образования и главы местной администрации.

В соответствии со ст. 24 Устава глава муниципального образования избирается Советом муниципального района из своего состава и исполняет полномочия его председателя. В сфере взаимодействия с администрацией муниципального района глава муниципального района уполномочен заключать контракт с главой администрации.

По смыслу ст. 25 Устава главой администрации муниципального района является лицо, назначаемое на должность главы администрации муниципального района по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности сроком на пять лет. Контракт с главой администрации муниципального района заключается главой муниципального района.

Из вышеизложенного следует, что в «….» <адрес> совмещены должности главы муниципального образования и председателя Совета муниципального района, а должности главы муниципального образования и главы местной администрации разделены.

Голосование депутатов Совета «…», состоявшееся ДАТА, по кандидатурам из числа лиц, представленных конкурсной комиссией, на должность главы администрации, а также назначение по его результатам на эту должность ФИО11, при таких обстоятельствах, не придает ему статус выборного лица, поэтому назначенный в таком порядке глава администрации, относится к муниципальным служащим.

В соответствии с п. 5 контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного главой «….» Т.А.Н. с ФИО11, из которого видно, что последний, помимо прочих, наделяется правами, предусмотренными ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ, определяющей основные права муниципального служащего.

При этом в ч. 2 ст. 1 этого закона указано, что его положение не определяют статус выборных должностных лиц местного самоуправления, поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими.

Также, различен и правовой статус выборного должностного лица местного самоуправления (в частности, главы муниципального образования) и главы местной администрации по признаку наделения полномочиями.

Выборное должностное лицо, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3, наделяется собственными полномочиями.

Глава муниципального образования, согласно ст. 36 этого закона, а в данном случае, глава «…» в соответствии со ст. 24 Устава наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.?

Ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, а также ст. 25 Устава «…» каких-либо указаний о наличии у главы местной администрации именно собственных, а не предоставленных на основании контракта полномочий, не содержат.

Таким образом, президиум приходит к выводу о том, что глава администрации «….» <адрес> является муниципальным служащим, а не выборным должностным лицом.

Исходя из изложенного, выводы суда апелляционной инстанции о необходимости применения при возбуждении уголовного дела в отношении ФИО11 положений п.11 ч. 1 ст. 448 УПК РФ являются ошибочными.

Вынесенное с нарушением уголовно-процессуального закона апелляционное постановление подлежит отмене и направлению материалов дела на новое рассмотрение в суд второй инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь, ст.401.14, 401.15 УПК РФ, президиум краевого суда,

ПОСТАНОВИЛ:

отменить апелляционное постановление <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО11, принятое по жалобе в порядке ст. 125 УПКРФ.

Направить материалы по жалобе на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по уголовным делам <адрес>вого суда в ином составе.

Кассационное представление заместителя Генерального прокурора РФ ФИО12 удовлетворить.

Председательствующий ФИО3