ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44У-80/14 от 04.07.2014 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Улан-Удэ 4 июля 2014 года

Президиум Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

Председательствующего: Кирилловой А.А.

членов Президиума: Сокольниковой Н.А., Богомолова А.Б., Шагдаровой Т.А., Урмаевой Т.А.

при секретаре Замалеевой О.А.

рассмотрел уголовное дело по кассационному представлению заместителя прокурора Республики Бурятия Магомедова Т.Ф. на апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 14 марта 2014 года, которым приговор Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 9 декабря 2013 года, согласно которому

ЖАРНИКОВ О.М., ... года рождения, уроженец <...>, не судимый,

осужден по ст.318 ч.2 УК РФ к 3 годам лишения свободы условно, с испытательным сроком 2 года,

- отменен и уголовное дело возвращено Бурятскому транспортному прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Бурятия Сондуева В.А., мнение Жарникова О.М. и адвоката Конева А.П., возражавших против доводов кассационного представления, мнение заместителя прокурора Республики Бурятия Ковалевой Г.Н., поддержавшей доводы кассационного представления, Президиум

УСТАНОВИЛ:

Приговором суда Жарников О.М. признан виновным в применении насилия, опасного для здоровья, в отношении представителя власти - оперуполномоченного группы уголовного розыска Линейного пункта полиции на ст.Наушки Улан-Удэнского линейного отдела МВД России на транспорте Р., в связи с исполнением последним своих должностных обязанностей, совершенном ... во дворе дома по <...> Республики Бурятия.

Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 14 марта 2014 года вынесено вышеуказанное решение.

В кассационном представлении заместитель прокурора Республики Бурятия Магомедов Т.Ф. просит отменить апелляционное определение, уголовное дело направить на новое апелляционное рассмотрение. Указывает, что компетенция специализированных следственных органов Следственного комитета РФ определена пп.4 - 4.5 Приказа Председателя Следственного комитета России №4 «Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 4.1 данного Приказа Следственным управлениям на транспорте СК России определено осуществлять рассмотрение сообщений о преступлении и предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях на транспорте и в таможенной сфере, к которым относятся: преступления, совершенные работниками органов внутренних дел на транспорте, таможенных органов и транспортных прокуратур, а также следственных органов СК России на транспорте, а также подразделений федеральных органов исполнительной власти (органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), осуществляющих деятельность железнодорожного, воздушного или водного транспорта и транспортного строительства, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, а также преступления, совершенные в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Указанный Приказ являлся предметом нормоконтроля в Верховном Суде Российской Федерации в порядке главы 24 ГПК РФ. Вступившим в силу решением Верховного Суда РФ от 01.08.2013 года проверены полномочия Следственного комитета РФ по изданию Приказа, порядок его издания и опубликования, а также необходимость его регистрации. Установлено, что определение руководителем Следственного комитета РФ компетенции специализированных следственных органов не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Во исполнение требований данного Приказа руководителем Восточно-Сибирского Следственного управления на транспорте Следственного комитета России и руководителем Следственного управления Следственного комитета России по Республике Бурятия издан совместный Приказ №11 от 14 февраля 2011 года, где утвержден перечень объектов на территории Республики Бурятия, на которые распространяется юрисдикция Иркутского Следственного отдела на транспорте Восточно-Сибирского Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации. Разделом 4 совместного Приказа в перечень таких объектов включены органы внутренних дел на транспорте, в том числе, Линейный пункт полиции на ст. Наушки.

Р. на момент совершения в отношении него преступления являлся оперуполномоченным группы уголовного розыска Линейного пункта полиции на станции Наушки Улан-Удэнского Линейного отдела МВД России на транспорте и выполнял свои служебные обязанности во дворе дома №4 по ул.Кяхтинской п.Наушки Кяхтинского района РБ.

Уголовное дело о совершенном в отношении него преступлении, связанном с его служебной деятельностью, в силу положений статей 150-152 УПК РФ и ведомственных нормативно-правовых актов Следственного комитета России подследственно Иркутскому следственному отделу на транспорте Восточно-Сибирского Следственного управления на транспорте Следственного комитета России, и расследовано надлежащим органом, с соблюдением норм уголовно-процессуального законодательства и ведомственных приказов, нарушения территориальной подследственности не допущено.

Полагает, что судом апелляционной инстанции допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие смысл судебного решения как акта правосудия в силу своей несправедливости, поэтому их следует признать существенными. Также просит оставить без изменения избранную в отношении Жарникова меру процессуального принуждения в виде обязательства о явке.

Проверив материалы уголовного дела и доводы кассационного представления, Президиум приходит к следующему.

В соответствии с ч.4 ст.7 УПК РФ определения суда должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Судебная коллегия, отменяя приговор суда и возвращая уголовное дело Бурятскому транспортному прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом, указала, что преступление Жарниковым О.М. совершено во дворе дома, расположенного по адресу: <...>, то есть на территории, на которую не распространяется юрисдикция специализированного следственного органа Следственного комитета России на транспорте, которые могут осуществлять рассмотрение сообщений о преступлениях и предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях на транспорте и в таможенной сфере (за некоторыми исключениями), и предварительное следствие по данному уголовному делу проводилось Иркутским следственным отделом на транспорте Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ с нарушением территориальной подследственности, чему судом первой инстанции не дано оценки и уголовное дело было рассмотрено по существу с постановлением обвинительного приговора.

В связи с этим суд апелляционной инстанции посчитал, что по делу допущены нарушения уголовно-процессуального закона, которые повлекли за собой составление обвинительного заключения, не имеющего законной силы, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения.

Данные выводы суда второй инстанции не соответствуют действующему законодательству.

Так, согласно подп. "в" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится следователями Следственного комитета Российской Федерации по уголовным делам о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

В соответствии со ст. 4 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О следственном комитете Российской Федерации" к следственным органам Следственного комитета относятся специализированные следственные управления и следственные отделы.

15 января 2011 г. Следственным комитетом РФ издан Приказ N 4 "Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации", которым к категории специализированных следственных органов отнесены, в т.ч. образованные в системе СК России и приравненные к следственным управлениям СК России по субъектам Российской Федерации следственные управления на транспорте СК России. Специализированным следственным органам СК России на закрепленной за ними территории с соблюдением подследственности, а также иных требований уголовно-процессуального законодательства и нормативных правовых актов СК России поручено осуществлять полномочия, установленные законодательством Российской Федерации для СК России, в пределах соответствующей компетенции (пункт 4).

Согласно абзацам первому и второму пункта 4.1 Приказа следственным управлениям на транспорте СК России предписано осуществлять рассмотрение сообщений о преступлении и предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях на транспорте и в таможенной сфере (за исключением преступлений, расследование которых отнесено к компетенции военных следственных органов СК России), к которым отнесены преступления против безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, против конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также другие преступления, совершенные на действующих, строящихся и реконструируемых объектах железнодорожного, воздушного или водного транспорта.

В соответствии с пунктом 4.1 указанного Приказа Следственным управлениям на транспорте СК России определено осуществлять рассмотрение сообщений о преступлении и предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях на транспорте и в таможенной сфере, к которым относятся: преступления, совершенные работниками органов внутренних дел на транспорте, таможенных органов и транспортных прокуратур, а также следственных органов СК России на транспорте, а также подразделений федеральных органов исполнительной власти (органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), осуществляющих деятельность железнодорожного, воздушного или водного транспорта и транспортного строительства, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, а также преступления, совершенные в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Во исполнение требований данного Приказа руководителем Восточно-Сибирского Следственного управления на транспорте Следственного комитета России и руководителем Следственного управления Следственного комитета России по Республике Бурятия издан совместный Приказ №11 от 14 февраля 2011 года, где утвержден перечень объектов на территории Республики Бурятия, на которые распространяется юрисдикция Иркутского Следственного отдела на транспорте Восточно-сибирского Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации. Разделом 4 совместного Приказа в перечень таких объектов включены органы внутренних дел на транспорте, в том числе, Линейный пункт полиции на ст. Наушки.

Компетенция СК России на принятие указанного Приказа подтверждена вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 1 августа 2013 г. по делу N АКПИ13-530.

Учитывая, что потерпевший по уголовному делу Р. на момент совершения в отношении него преступления являлся оперуполномоченным группы уголовного розыска Линейного пункта полиции на станции Наушки Улан-Удэнского Линейного отдела МВД России на транспорте и выполнял свои служебные обязанности, находясь во дворе <...> РБ, предварительное расследование уголовного дела о совершенном в отношении него преступлении, связанном с его служебной деятельностью, в силу положений статей 150-152 УПК РФ и ведомственных нормативно-правовых актов Следственного комитета России, проведено Иркутским следственным отделом на транспорте Восточно-Сибирского Следственного управления на транспорте Следственного комитета России, т.е. надлежащим органом, с соблюдением норм уголовно-процессуального законодательства и ведомственных приказов, и нарушений подследственности не допущено.

При таких обстоятельствах, решение суда апелляционной инстанции нельзя признать основанным на действующем законодательстве и оно подлежит отмене с направлением уголовного дела на новое апелляционное рассмотрение, в ходе которого необходимо принять законное и обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 40114, 40115 УПК РФ, Президиум

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 14 марта 2014 года в отношении Жарникова О.М. отменить и уголовное дело направить на новое апелляционное рассмотрение, но в ином составе судей.

Председательствующий: