ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-001/19 от 25.01.2019 Ивановского областного суда (Ивановская область)

25 января 2019 года город Иваново

Заместитель председателя Ивановского областного суда Гуськов Д.В., изучив жалобу

и.о. начальника МУ УГХ г.Кинешмы Таракановой А.Н. на постановление мирового судьи судебного участка №4 Кинешемского судебного района Ивановской области от 17 августа 2018 года и решение судьи Кинешемского городского суда Ивановской области от 03 октября 2018 года,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка №4 Кинешемского судебного района Ивановской области от 17 августа 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Кинешемского городского суда Ивановской области от 03 октября 2018 года, Муниципальное учреждение Управление городского хозяйства г.Кинешмы признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 68 478 рублей.

В жалобе и.о. начальника МУ УГХ г.Кинешмы ФИО1 выражает несогласие с указанными судебными решениями, просит их отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает на следующее. Считает, что отсутствует состав правонарушения, выводы судов не соответствуют нормам права в сфере бюджетного законодательства, не учтены следующие обстоятельства. Расходы по оплате кредиторской задолженности за 2017 года произведены в рамках муниципального задания в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности на 2018 г. и плановый период 2019 и 2020 г.г. от 12.01.2018 г. В соответствии с таблицей к данному Плану предусмотрено <данные изъяты> рублей, в том числе и на оплату кредиторской задолженности, сложившейся на 01.01.2018 г. Данный План является документом, который определяет направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение муниципального задания. Поэтому произведенную оплату в 2018 г. в сумме <данные изъяты> руб. нельзя расценивать как нецелевое использование бюджетных средств. Пунктом 2.4.1 соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания от 22.12.2017 года предусмотрено право самостоятельно расходовать выделенную субсидию, каких-либо ограничений не предусмотрено. Тем самым, считает, что МУ УГХ может по своему усмотрению расходовать выделенные субсидии в целях достижения 100% выполнения муниципального задания. МУ УГХ показатели муниципального задания достигнуты. В указанном соглашении не определено на оплату денежных обязательств какого года могут быть направлены субсидии. Согласно ст.30 ФЗ от 08 мая 2010 г. не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставляемых бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при достижении учреждением показателей государственного задания. Прокурором в постановлении не указано: в чем состоит нарушение, какой пункт соглашения от 22.12.2017 года нарушен, в чем несоответствие, на каком основании квалифицируется как нецелевое использование бюджетных средств. На территории г.о. Кинешма отсутствует НПА, регламентирующий расходование субсидий, предоставленных бюджетному учреждению. Не существует нормы права в законодательстве РФ, запрещающей расходование субсидий на выполнение муниципального задания для погашения кредиторской задолженности прошлого финансового года. МУ УГХ в силу ст.6 БК РФ не является получателем бюджетных средств, и, следовательно, субъектом правонарушения. Статьи 6, 69.1 и 69.2 БК РФ, на которые ссылается прокурор в постановлении, не определяют порядок расходования субсидий на финансовое обеспечение бюджетного учреждения, оплату кредиторской задолженности. Тем самым, обстоятельства, на основании которых вынесено постановление, не доказаны, отсутствует объект правонарушения, и действия учреждения не образуют состав правонарушения.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ административным правонарушением признается нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Постановлением администрации г.о. Кинешма от 18.09.2015 года утвержден порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений г.о. Кинешма и финансового обеспечения выполнения муниципального задания (далее – Порядок), п. 3.29 которого предусмотрено предоставление бюджетному, автономному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, заключаемого между главным распорядителем, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетных или автономных учреждений, и бюджетным, автономным учреждением (далее - Соглашение) по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку. Соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года.

В соответствии с положениями п.2.1 указанного Порядка муниципальное задание формируется на основании ведомственного перечня муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями, утвержденного главным распорядителем средств бюджета городского округа Кинешма в установленной сфере деятельности.

Судебными инстанциями установлено, что МУ УГХ г.Кинешмы в период с 26 января по 07 марта 2018 года допустило нецелевое использование бюджетных средств в сумме <данные изъяты> рублей, выразившееся в направлении средств субсидий из бюджета г.о. Кинешма и оплате денежных обязательств на цели, не соответствующие целям, определенным соглашением о порядке и условиях предоставления муниципальному бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания от 22.12.2017 года, а именно на погашение кредиторской задолженности по поставленным товарам, выполненным работам и оказанным услугам за 2017 год.

Из материалов дела усматривается, что МУ УГХ г.Кинешмы за период с января по март 2018 года погасило кредиторскую задолженность по поставленным товарам, выполненным работам и оказанным услугам за 2017 году (без учета декабря 2017 года) в сумме <данные изъяты> рублей. Кредиторская задолженность образовалась в результате осуществления бюджетным учреждением текущей деятельности в 2017 году.

09 января 2018 года Финансовым управлением администрации г.о. Кинешма, то есть главным распорядителем бюджетных средств, утверждено муниципальное задание на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов МУ УГХ г.Кинешмы, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств субсидий на выполнение муниципального задания.

22 декабря 2017 года между Финансовым управлением администрации г.о. Кинешма и МУ УГХ г.Кинешмы заключено соглашение на предмет определения порядка и условий предоставления Учредителем Учреждению субсидии из бюджета на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в 2018 году, срок действия которого определен с 22.12.2017 года по 31.12.2018 года. Данным соглашением предусмотрено направление полученной субсидии на выполнение муниципального задания. Размер субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на 2018 год составляет <данные изъяты> рублей.

Вышеуказанным соглашением, являющимся правовым основанием предоставления субсидии на выполнение муниципального задания на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, расходы на погашение кредиторской задолженности прошлого года, то есть 2017 года, не предусмотрены.

Предоставление субсидий на погашение кредиторской задолженности не предусмотрено и Соглашением от 22 декабря 2017 года, заключенным между Финансовым управлением администрации г.о. Кинешма и МУ УГХ г.Кинешмы на предмет определения порядка и условий предоставления Учредителем Учреждению субсидии из бюджета на иные цели в 2018 году.

При указанных обстоятельствах, мировой судья пришел к обоснованному выводу о виновности МУ УГХ г.Кинешмы в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы субсидия предоставляется бюджетному учреждению для финансового обеспечения выполнения муниципального задания соответствующего текущего года.

Доводы жалобы о том, что расходы по оплате кредиторской задолженности за 2017 год произведены в рамках муниципального задания в соответствии с Планом финансово-хозяйственной деятельности на 2018 г. и плановый период 2019, 2020 г.г., являются необоснованными, поскольку План финансово-хозяйственной деятельности не является правовым основанием предоставления субсидии на выполнение муниципального задания.

Несостоятельными являются и доводы жалобы о том, что п.2.4.1 соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии из бюджета на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания от 22.12.2017 года предусмотрено право самостоятельно расходовать субсидию и каких-либо ограничение не имеется. Установлено, что субсидия имеет строго целевое значение и предназначена для выполнения муниципального задания. При этом право на самостоятельное расходование субсидии осуществляется в рамках выполнения муниципального задания, утвержденного главным распорядителем средств бюджета г.о. Кинешма – Финансовым управлением администрации г.г. Кинешма.

Ссылка жалобы на положения ФЗ о возможности использования не использованных в текущем финансовом году остатков средств, предоставляемых бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета, в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, является неприменимой к рассматриваемому делу.

Вопреки доводам жалобы постановление о возбуждении дела об административном правонарушении содержит все юридически значимые сведения, необходимые для разрешения дела.

В силу положений ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ муниципальное учреждение Управление городского хозяйства г.Кинешмы является получателем бюджетных средств, а, следовательно, надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ.

Существенных нарушений норм КоАП РФ, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных решений, судами допущено не было.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17 ч. 2 п. 1, 30.18 КоАП РФ,

постановил:

в удовлетворении жалобы и.о. начальника МУ УГХ г.Кинешмы ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №4 Кинешемского судебного района Ивановской области от 17 августа 2018 года и решение судьи Кинешемского городского суда Ивановской области от 03 октября 2018 года отказать.

Заместитель председателя

Ивановского областного суда ФИО2