4а-649/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20 апреля 2017 года город Москва
Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу **** на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 297 района Соколиная гора города Москвы от 19 апреля 2016 года и решение судьи Измайловского районного суда города Москвы от 29 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № 297 района Соколиная гора города Москвы от 19 апреля 2016 года директор Общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания малоэтажного домостроения» (далее по тексту Общество) *** В.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.
Решением судьи Измайловского районного суда города Москвы от 29 сентября 2016 года указанное выше постановление оставлено без изменения, жалоба генерального директора ООО «СКМД» *** В.Ю. без удовлетворения.
В настоящей жалобе *** В.Ю. просит об отмене названных судебных актов и направлении дела на рассмотрение по территориальной подведомственности мировому судье судебного участка № 8 Верх-Исетского района г. Екатеринбурга – по месту фактического проведения проверки должностными лицами Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, которое является местом совершения административного правонарушения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ административным правонарушением признается воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки.
Согласно ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) государственный строительный надзор осуществляется при:
- строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
- реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора являются проверка:
1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
2) наличия разрешения на строительство;
3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего кодекса.
Подпунктом а пункта 3 части 5 статьи 54 ГрК РФ предусмотрено, что снованием для проведения проверки является программа проверок, разрабатываемая органом государственного строительного надзора.
В соответствии с ч. 8 ст. 54 ГрК РФ порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение ч. 8 ст. 54 ГрК РФ Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (далее - Положение).
Согласно п. 5 Положения государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора (далее - органы государственного строительного надзора).
В соответствии с п. 9 Положения государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок.
Проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) органа государственного строительного надзора, уполномоченным на основании соответствующего распоряжения (приказа) органа государственного строительного надзора и от его имени осуществлять такой надзор (далее - должностное лицо органа государственного строительного надзора) в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в части 6 статьи 52 и части 3 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. 11 Положения).
В соответствии с п. 1 Положения при осуществлении государственного строительного надзора, организации и проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных ч. 5 ст. 54 ГрК РФ.
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора и наделен полномочиями на проведение проверок.
В соответствии с частью 10 РД 11-04-2006 заказчик обязанобеспечить, в том числе через лиц, осуществляющих строительство, условия для выполнения должностным лицом органа государственного строительного надзора своих полномочий, предусмотренных статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 24 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации.
Проведение визуального осмотра объекта капитального строительства регламентировано положениями подпункта «б» пункта 11 РД-11-04-2006, согласно которому при проведении проверки должностное лицо органа государственного строительного надзора проводит визуальный осмотр выполненных работ (включая отдельные выполненные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения) и примененных строительных материалов (изделий).
Подпункт «а» пункта 13 РД-11-04-2006 закрепляет, что должностное лицо органа государственного строительного надзора в соответствии с подпунктом «а» пункта 11 настоящего Порядка, предусматривающим, что при проведении проверки должностное лицо органа государственного строительного надзора рассматривает представленные застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство, для проведения проверки документы, связанные с выполнением работ (включая отдельные работы, строительные конструкции участки сетей инженерно-технического обеспечения), а также применением строительных материалов (изделий), посредством визуального осмотра проверяет соблюдение требований технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации применительно к выполненным работам.
Как усматривается из материалов дела, на основании программы проведения проверок № 30-11-04/64-14(3) от 02.10.2015 г., приказа Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области № 29-16-07/17 от 13.01.2016 г., в период с 20.01.2016 г. по 27.01.2016 г. Департаментом государственного и жилищного строительного надзора Свердловской области в целях осуществления государственного строительного надзора при строительстве объекта капитального строительства «26 малоэтажных блокированных жилых дома застройки блока № 2, в том числе: 14 жилых дома (№№ 2/1, 2/2, 2/10, 2/11, 2/12, 2/13, 2/15, 2/16, 2/17, 2/18, 2/19, 2/21, 2/22, 2/23 по г/п) - тип 1; 7 жилых дома (№№ 2/3, 2/4, 2/6, 2/7, 2/9, 2/24, 2/25) - тип 1; 1 жилой дом (№ 2/5 по г/п) - тип 4; 1 жилой дом (№ 2/8 по г/п) - тип 4А; 1 жилой дом (№ 2/14 по г/п) - тип 3; 1 жилой дом (№ 2/20 по г/п) - тип ЗА, 1 жилой дом (№ 2/26 по г/п) - тип 2) - тип 3 с сетями инженерно-технического обеспечения», расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Верх-Исетский район, в квартале ул. Институтская - ул. Барклая - ул. Ресовского - ул. Серафимы ФИО1, назначено проведение проверки в отношении ООО «Строительная компания малоэтажного домостроения».
ООО «Строительная компания малоэтажного домостроения» директором которого является *** В.Ю., осуществляет функции заказчика при строительстве указанного объекта капитального строительства на основании договора № 12 от 16.05.2012 г. и свидетельства о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № 1357.02-2012-6670376433-С-151 от 03.12.2015 г.
Будучи уведомленным 14.01.2016 г. через представителя Общества о проведении указанной выше проверки ООО «Строительная компания малоэтажного домостроения» *** В.Ю. не обеспечил условия должностным лицам Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области для выполнения своих полномочий в рамках проведения проверки, предусмотренных ч. 4 ст. 38, п. 1 ст. 39 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а именно провести визуальный осмотр выполненных работ (включая отдельные выполненные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения, инженерные системы и оборудование) и примененных строительных материалов (изделий), проверки устранения нарушений применительно к выполненным работам, выявленным при осуществлении государственного строительного надзора, назначенный на 21 января 2016 года в 10.30 часов, и являющийся неотъемлемой частью проверки при строительстве объекта капитального строительства.
Так *** В.Ю., находясь в указанное выше время и дату наобъекте капитального строительства, обладая правом без доверенности действовать от имени юридического лица ООО «Строительная компания малоэтажного домостроения», отказался от личного участия в проведении проверки, а так же не обеспечил присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей Общества, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований в проведении визуального осмотра выполненных работ.
Кроме того, в рамках проведения проверки ООО «Строительная компания малоэтажного домостроения» в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области не представлены документы, связанные с выполнением работ (включая отдельные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения), применением строительных материалов (изделий), относящиеся к предмету проверки в соответствии с п. 1 программы проверок № 30-11-04\64-14(3) от 02.10.2015 г. и указанные в пп. А п. 5 приказа № 29-16-07\17 от 13.01.2016 г., а именно: общие журналы, в которых ведется учет выполненных работ; исполнительную документацию, в том числе акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, оказывающих влияние на безопасность объекта капитального строительства; акты испытания и опробирования технических устройств (ситсем); документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов; акты об устранении нарушений (недостатков) применительно к выполненным работам, выявленных ранее при осуществлении государственного строительного надзора, учредительные и организационно-распорядительные документы юридических лиц, связанных с осуществлением деятельности по строительству объекта капитального строительства; документы, подтверждающие полномочия представителей.
Данные бездействия *** В.Ю. как руководителя ООО «Строительная компания малоэтажного домостроения» повлекли невозможность завершения проверки соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства объекта капитального строительства «26 малоэтажных блокированных жилых дома застройки блока № 2, в том числе: 14 жилых дома (№№ 2/1, 2/2, 2/10, 2/11, 2/12, 2/13, 2/15, 2/16, 2/17, 2/18, 2/19, 2/21, 2/22, 2/23 по г/п) - тип 1; 7 жилых дома (№№ 2/3, 2/4, 2/6, 2/7, 2/9, 2/24, 2/25) - тип 1; 1 жилой дом (№ 2/5 по г/п) - тип 4; 1 жилой дом (№ 2/8 по г/п) - тип 4А; 1 жилой дом (№ 2/14 по г/п) - тип 3; 1 жилой дом (№ 2/20 по г/п) - тип ЗА, 1 жилой дом (№ 2/26 по г/п) - тип 2) - тип 3 с сетями инженерно-технического обеспечения», расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Верх-Исетский район, в квартале ул. Институтская - ул. Барклая - ул. Ресовского - ул. Серафимы ФИО1, что зафиксировано в акте от 21.01.2016 г.
Указанные действия директора ООО «Строительная компания малоэтажного домостроения» *** В.Ю. квалифицированы по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и виновность генерального директора ООО «СКМД» *** В.Ю. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 28 марта 2016 года № 29-16-09/47; копией разрешения на строительство; копией программы проведения проверок объекта «26 малоэтажных блокированных жилых дома застройки блока № 2, в том числе: 14 жилых дома (№№ 2/1, 2/2, 2/10, 2/11, 2/12, 2/13, 2/15, 2/16, 2/17, 2/18, 2/19, 2/21, 2/22, 2/23 по г/п) - тип 1; 7 жилых дома (№№ 2/3, 2/4, 2/6, 2/7, 2/9, 2/24, 2/25) - тип 1; 1 жилой дом (№ 2/5 по г/п) - тип 4; 1 жилой дом (№ 2/8 по г/п) - тип 4А; 1 жилой дом (№ 2/14 по г/п) - тип 3; 1 жилой дом (№ 2/20 по г/п) - тип ЗА, 1 жилой дом (№ 2/26 по г/п) - тип 2) - тип 3 с сетями инженерно-технического обеспечения» от 02.1.2015 г.; копией извещения о начале строительства; копией договора о выполнении функций заказчика строительства № 12 от 16.05.2012 г.; копией приказа о проведении проверки при строительстве объекта капитального строительства от 13 января 2016 года № 29-16-07/17; актом от 21 января 2016 года о невозможности проведения визуального осмотра выполненных работ; фотоматериалами; служебными записками Департамента государственного жилищного строительного надзора Свердловской области от 28 января 2016 года о невозможности завершения проверки; выпиской из ЕГРЮЛ, а также иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности генерального директора ООО «Строительная компания малоэтажного домостроения» *** В.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, директор ООО «Строительная компания малоэтажного домостроения» *** В.Ю., будучи должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.
Довод жалобы о нарушении мировым судьей правил территориальной подсудности при рассмотрении дела об административном правонарушении не может быть признан состоятельным, и влекущим отмену состоявшихся по делу судебных актов, поскольку основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Как следует из разъяснения, содержащегося в подпункте "з" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность. При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Административное правонарушение, выразившееся в воспрепятствовании директором ООО «Строительная компания малоэтажного домостроения» *** В.Ю. законной деятельности Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области по проведению проверки, повлекшее невозможность её завершения, совершено в форме бездействия.
Учитывая, что местом исполнения директором Общества *** В.Ю. своих обязанностей в качестве должностного лица является место нахождения Общества, территориальная подсудность рассмотрения данного дела определяется местом нахождения общества, то есть местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации, а не местом проведения проверки объектов капитального строительства - г. Екатеринбург, Верх-Исетский район, в квартале ул. Институтская - ул. Барклая - ул. Ресовского - ул. Серафимы ФИО1.
В соответствии с ч. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
В силу ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, адрес места нахождения Общества: <...> (л.д. 33-38).
Вышеуказанный адрес места нахождения Общества в силу Закона города Москвы от 15.10.2003 № 60 "О создании судебных участков и должностей мировых судей города Москвы" относится к подсудности мирового судьи судебного участка № 297 района Соколиная гора города Москвы.
Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено судьи судебного участка № 297 района Соколиная гора города Москвы с соблюдением правил территориальной подсудности.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела мировой судья и судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовали все имеющиеся по делу доказательства, проверили их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях директора ООО «Строительная компания малоэтажного домостроения» *** В.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ. Мотивы, по которым в основу постановления были положены одни доказательства, и отвергнуты другие, подробно изложены в судебном постановлении. Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности мировым судьей не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу генерального директора ООО «Строительная компания малоэтажного домостроения»*** В.Ю. не усматривается.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых судебных актов.
При назначении директору ООО «Строительная компания малоэтажного домостроения» *** В.Ю. наказания мировым судьей были учтены фактические обстоятельства дела, данные о должностном лице, а также характер совершенного административного правонарушения.
Наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей назначено с учетом требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения генерального директора ООО «Строительная компания малоэтажного домостроения»*** В.Ю. административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № 297 района Соколиная гора города Москвы от 19 апреля 2016 года и решение судьи Измайловского районного суда города Москвы от 29 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ в отношении директора ООО «Строительная компания малоэтажного домостроения»**** В.Ю. оставить без изменений, жалобу *** В.Ю. – без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова