ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1000/18 от 20.12.2018 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

№ 4А-1000/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

20 декабря 2018 года г. Сыктывкар

Заместитель председателя Верховного Суда Республики Коми Юдин А.В., рассмотрев протест первого заместителя прокурора Республики Коми Нестерова М.А. на вступившее в законную силу постановление судьи Усинского городского суда Республики Коми №5-124/2018 от 23.04.2018

по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.37 КоАП РФ в отношении ООО «Нордмедиа»,

установил:

Постановлением судьи Усинского городского суда Республики Коми №5-124/2018 от 23.04.2018 ООО «Нордмедиа» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.

В протесте первый заместитель прокурора Республики Коми ставит вопрос об отмене указанного судебного акта и возврате материала в ОГИБДД ОМВД России по г. Усинску для оформления в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ООО «Нордмедиа», в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уведомлены о подаче протеста на указанное выше постановление, возражений относительно доводов указанных в нем не представили.

Проверив материалы истребованного дела, изучив доводы протеста, прихожу к следующему.

Статьей 14.37 КоАП РФ предусмотрена ответственность за установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса

Как следует из материалов дела, 29.03.2018 в отношении ООО «Нордмедиа» составлен протокол об административном правонарушении 11 СС 180677 по факту совершения последним правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.37 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.

29.01.2018 в ходе осуществления функций по надзору в области обеспечения безопасности дорожного движения было установлено, что ООО «Нордмедиа» допустило установку и эксплуатацию рекламных конструкций в г. Усинске на ул. <Адрес обезличен> без разрешения на установку рекламных конструкций на территории муниципального образования городского округа «Усинск», чем было нарушено требование частей 9, 10 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

Признавая Общество виновным и назначая наказание в виде предупреждения судья Усинского городского суда Республики Коми пришел к выводу о доказанности наличия в действиях ООО «Нордмедиа» состава вменяемого правонарушения, при этом судом не было учтено следующее.

В силу положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со статьей 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Как следует из разъяснения, содержащегося в пп. «д» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» судьи судов общей юрисдикции не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, перечисленных в абзаце четвертом части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, поскольку эти дела подсудны судьям арбитражных судов. Указанный в этой норме перечень видов правонарушений является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Из абзаца четвертого части 3 статьи 23.1 КоАП РФ следует, что судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 14.37 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 года №623-О-П и от 15 января 2009 года №144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судье необходимо выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение дела.

Пунктом 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ установлено, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение, в том числе о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности.

Согласно пункта 6.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 (ред. от 21.12.2017) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при получении протокола об административном правонарушении и иных документов от суда общей юрисдикции, передавшего их в арбитражный суд по подведомственности, арбитражный суд направляет их в административный орган, составивший протокол, без возбуждения производства по делу в арбитражном суде и без вынесения определения, имея в виду отсутствие заявления административного органа, требуемого согласно части 2 статьи 202 и статьи 203 АПК РФ.

Указанное свидетельствует об отсутствии возможности направления протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности непосредственно в Арбитражный Суд Республики Коми.

Учитывая изложенное, судья Усинского городского суда Республики Коми в нарушение требований статей 29.1 и 29.4 КоАП РФ не принял во внимание положения изложенных выше норм закона, и необоснованно, с нарушением правил подведомственности принял к своему производству и рассмотрел поступившее из ОГИБДД ОМВД России по г. Усинску дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.37 КоАП РФ, в отношении ООО «Нордмедиа», тогда как оно подлежал возврату в административный орган.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При изложенных обстоятельствах и с учетом того, что Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации установлен иной порядок принятия административного материала о привлечении к административной ответственности, нежели Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а норма статьи 30.17 КоАП РФ не предусматривает возможности отмены судебного акта с возвращением материала в административный орган, постановление судьи Усинского городского суда Республики Коми №5-124/2018 от 23.04.2018 о привлечении ООО «Нордмедиа» к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене, а дело направлению в Усинский городской суд Республики Коми для решения вопроса о возвращении административного материала в административный орган.

Руководствуясь статьей 30.17 КоАП РФ,

постановил:

Протест первого заместителя прокурора Республики Коми Нестерова М.А. удовлетворить частично.

Постановление судьи Усинского городского суда Республики Коми №5-124/2018 от 23.04.2018 о привлечении ООО «Нордмедиа» к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.

Дело №5-124/2018 о привлечении ООО «Нордмедиа» к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направить в Усинский городской суд Республики Коми для принятия решения в порядке статей 29.1 и 29.4 КоАП РФ.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Заместитель председателя

Верховного Суда Республики Коми А.В. Юдин