ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-100/2013 от 26.03.2013 Омского областного суда (Омская область)

4-А-/13

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Омск                                                                                        26.03.2013 года

Председатель Омского областного суда В.А. Ярковой, рассмотрев  надзорную жалобу заведующей  бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Омска «Детский сад №  комбинированного вида» О.Н. на постановление мирового судьи судебного участка № 81 САО г. Омска от 21.11.2012 года и на решение Советского районного суда г. Омска от 10.01.2013 года в отношении бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Омска «Детский сад №  комбинированного вида» по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст.20.6 КОАП РФ,  

                                               УСТАНОВИЛ: 

постановлением мирового судьи судебного участка № 81 САО г. Омска от 21.11.2012 года, которое  решением Советского районного суда г. Омска от 10.01.2013 года оставлено без изменения, юридическое лицо – БДОУ г. Омска «Детский сад №  комбинированного вида» было подвергнуто штрафу в размере __ рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КОАП РФ.       

 Как следует из постановления, ЧЧММГГ в ЧЧММ, при проведении выездной проверки в отношении бюджетного дошкольного образовательного  учреждения г. Омска «Детский сад №  комбинированного вида» по адресу: г. Омск, , выявлен факт невыполнения предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а именно:

- не создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезычайных ситуаций (п. «ж» ст. 14 ФЗ № 68 от 21.12.1994 года, постановление Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 года, п. п. 5, 12 приказа Минобрнауки РФ № 245 от 26.09.2005 года);

- не создан резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. «ж» ст. 14 ФЗ № 68 от 21.12.1994 года, п. п. 6, 20 постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 года, п. п. 5, 12 приказа Минобрнауки РФ № 245 от 26.09.2005 года);

- не создан резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. «ж» ст. 14 ФЗ № 68 от 21.12.1994 года, п. п. 6, 20 постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 года, п. п. 5, 12 приказа Минобрнауки РФ № 245 от 26.09.2005 года);

- не проведено обучение членов комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС (п. 7 постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 года, постановление Правительства РФ № 841 от 02.11.2000 года);

- не проведено обучение руководителей дежурно-диспетчерской, противопожарной, медицинской службы (с получение удостоверения) (п. 11 постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 года, п. 28 приложения к приказу МЧС РФ от 19.01.2004 года № 19 – зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ от 17.02.2004 года № 5553),

в связи чем, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.6 КОАП РФ – невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.

В своей надзорной жалобе заведующая бюджетным дошкольным образовательным учреждением г. Омска «Детский сад №  комбинированного вида» О.Н. просила  отменить постановление суда и вынести новое решение – об отмене постановления о наложении административного наказания. Ссылается на то, что обучение руководителей и специалистов дежурно-диспетчерских служб  не прошли обучение в 2012 году, в связи с тем, что группы по специальности ДДС организации в группе по подготовке руководителей и должностных лиц ГОЧС муниципальный образовательных учреждений были уже сформированы в декабре 2011 года и заявление на обучение подано только в 2013 году. Кроме того, один сотрудник прошел обучение и получил удостоверение. Считает, что юридическим лицом были выполнены все меры по соблюдению норм и правил, за нарушение которых предусмотрена ответственность по ч. 1 ст.20.6 КОАП РФ. Также учреждением были созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на основании приказа № 45 от 14.09.2012 года и включены в строку иные доходы, что подтверждают копии договоров и накладные на материальные средства, копия плана финансово-хозяйственной деятельности, приложенными к надзорной жалобе.

Изучив материалы дела № 5-/2012, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю необходимым постановление мирового судьи судебного участка № 81 Советского  АО г. Омска от 21.11.2012 года и решение Советского районного суда г. Омска от 10.01.2013 года в отношении бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Омска «Детский сад № комбинированного вида» по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст.20.6 КОАП РФ, отменить, прекратив производство по делу, согласно следующим обстоятельствам.

Согласно ст. 26.11 КОАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и

объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.  

При рассмотрении административного материала по ч. 1 ст. 20.6 КОАП РФ в отношении юридического лица – БДОУ г. Омска «Детский сад №  комбинированного вида» указанные требования закона судом 1 и 2 инстанции не  были  соблюдены, поскольку не все необходимые доказательства  были проверены и оценены. 

Согласно п.42) ч.2 ст. 28.3 КОАП РФ должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор,  уполномочены на составление протоколов  об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.34, статьями 14.44, 14.46, частью 1 статьи 19.4, частями 12 - 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, статьей 19.13 (в части заведомо ложного вызова пожарной охраны), статьей 19.33 настоящего Кодекса.

Кроме того, согласно ч.1 ст.28.3 КОАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с ч.1 ст.23.34 КОАП РФ органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.32, 11.16, 20.4 настоящего Кодекса. Следовательно, эти органы вправе составлять протоколы об указанных правонарушениях, к числу которых ст. 20.6 КОАП РФ не относится.

Согласно п.7)  ст.28.3 КОАП РФ должностные лица органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, уполномочены на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.19, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 20.5 - 20.7 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.4 ст.28.3 КОАП РФ Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

 Согласно ч. 3. Перечня должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного Приказом МЧС РФ   от 27 января 2011 г. N 18, в  соответствии с пунктом 7 части 2 и частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 20.5 - 20.7 Кодекса, в пределах компетенции вправе следующие должностные лица Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России):

 В главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации:

 должностные лица управлений надзорной деятельности:

заместитель начальника главного управления по надзорной деятельности - начальник управления;

заместитель начальника управления;

начальник отдела;

заместитель начальника отдела;

начальник отделения;

начальник группы;

главный специалист;

старший дознаватель;

старший инженер;

старший инспектор;

главный специалист-эксперт;

инженер;

инспектор;

дознаватель;

ведущий специалист-эксперт;

должностные лица территориальных подразделений надзорной деятельности:

начальник отдела;

заместитель начальника отдела;

начальник отделения;

главный специалист;

старший дознаватель;

старший инженер;

старший инспектор;

дознаватель;

инспектор;

инженер.

 Между тем, протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.20.6 КОАП РФ  был составлен государственным инспектором Советского АО г. Омска по пожарному надзору. 

Указанное должностное лицо  отсутствует в перечне должностных лиц имеющих право на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КОАП РФ,  в отношении бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Омска «Детский сад №  комбинированного вида», соответственно, решение районного суда подлежит отмене с направлением на новое рассмотрение для выяснения вопроса,  относится ли государственный инспектор Советского АО г. Омска по пожарному надзору к числу должностных  лиц территориальных подразделений надзорной деятельности, упомянутых в Приказе МЧС РФ, или нет.

Кроме того, требования  п. 6 ст.29.10 КОАП РФ о мотивированном решении по делу при вынесении постановлений  являются  актуальными и для  решений по результатам рассмотрения жалоб,  в соответствии со ст.30.7 КОАП РФ.

Согласно статье 1 Закона N 28-ФЗ гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305 (далее - Положение N 305), государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами в целях обеспечения выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.

Согласно пункту 4 Положения N 305 органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своих полномочий организуют и проводят проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества гражданской обороны.

В силу пункта 6 Положения N 305 должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право:

а) осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

б) проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

в) запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны;

г) выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны;

д) составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

е) отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны.

Таким образом, должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, а, следовательно, и территориальные органы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области вправе в пределах своих полномочий осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны как федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, так и организациями.

Приказом МЧС России от 09.08.2010 N 381 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны (действовавший в период рассматриваемых правоотношений) (далее - Административный регламент N 381).

В соответствии с пунктом 4 Административного регламента N 381 объектами надзора являются федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, отнесенные к группам по гражданской обороне, продолжающие работу в военное время, имеющие на своем балансе объекты гражданской обороны (защитные сооружения гражданской обороны (убежища, противорадиационные укрытия), специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и специальной обработки техники) и имущество гражданской обороны, в том числе технические средства, обеспечивающие гражданскую оборону (технические средства управления гражданской обороны, технические средства оповещения населения, световой и иных видов маскировки).

Согласно пункту 5 Административного регламента N 381 предметом проверки в области гражданской обороны является соблюдение на объектах надзора специальных условий (правил) эксплуатации имеющихся технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Следовательно, административный орган вправе проводить проверочные мероприятия в отношении организаций, указанных в Административном регламенте N 381. В то же время проверяемые организации обязаны исполнять требования действующего законодательства, положения которого на них распространяется.

При этом сам по себе факт нахождения Учреждения в городе Омске, отнесенном к первой группе по гражданской обороне  (население свыше 1000 тысяч человек), не является обстоятельством, в связи с которым на Учреждение могут быть возложены обязанности по решению задач в области гражданской обороны.

 Суды не истребовали справку из администрации муниципального образования "Город Омск" о том, что  имеется у Учреждения мобилизационное задание на военное время,  привлекается или нет Учреждение к выполнению иных мобилизационных работ, выполняемых по кооперации с другими организациями города,  участвует или нет в выполнении мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения, является  или нет организацией, продолжающей свою деятельность в военное время.

Таким образом, доказательств того, что БДОУ г. Омска «Детский сад №  комбинированного вида» относится к объектам надзора, указанным в пункте 4 Административного регламента N 381, должностным лицом ГУ МЧС России  по Омской области в материалы дела не представлено.

Кроме того, приказом МЧС России от 09.08.2010 N 382 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (действовавший в период рассматриваемых правоотношений) (далее - Административный регламент N 382).

Согласно пункту 4 Административного регламента N 382 объектами надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются: федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, имеющие потенциально опасные объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, объекты экономики, обеспечивающие жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения), а также объекты, к которым установлены требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В силу подпункта "г" пункта 5 Административного регламента N 382 предметом проверки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является для организаций, расположенных в непосредственной близости к потенциально опасным объектам (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения) и попадающих в зоны возможных чрезвычайных ситуаций техногенного характера и катастрофического затопления, является выполнение обязанностей и требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Суд не установил, расположено ли БДОУ г. Омска «Детский сад №  комбинированного вида»  в непосредственной близости от потенциально опасного объекта  и подпадает в возможную зону чрезвычайных ситуаций техногенного характера (например: химического заражения)

Даже если Учреждение попадает в возможную зону химического заражения в случае аварии  на потенциально-опасном предприятии, то это обстоятельство  само по себе не свидетельствует о наличии у него обязанностей, предусмотренных законодательством для специально уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций организаций, входящих в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Суды не истребовали доказательства нахождения Учреждения на территории в пределах зон возможного загрязнения при авариях на опасных объектах.

Как  уже указано было выше, нет в деле справки  из администрации муниципального образования "Город Омск" о том,  имеет или нет Учреждение мобилизационное задание, привлекается или нет к выполнению иных мобилизационных работ, участвует или нет в выполнении мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения, является или нет организацией, продолжающей свою деятельность в военное время.

Согласно Уставу Учреждение является муниципальным образовательным учреждением, его учредитель - муниципальное образование «Город Омск Омской области». Функции и полномочия Учредителя осуществляет департамент образования Администрации города Омска.

Учитывая статус БДОУ г. Омска «Детский сад №  комбинированного вида», которое является образовательным учреждением и не отнесено к организациям, обеспечивающим жизнедеятельность населения, и к объектам экономики, а также отсутствие в материалах дела доказательств того, что оно входит в единую государственную систему гражданской обороны, поскольку  из вышеприведенных нормативных правовых актов нельзя сделать  однозначный вывод о том, что Учреждение является обязанным:

 -  создать резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. «ж» ст. 14 ФЗ № 68 от 21.12.1994 года, постановление Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 года, п. п. 5, 12 приказа Минобрнауки РФ № 245 от 26.09.2005 года);

-  создать резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. «ж» ст. 14 ФЗ № 68 от 21.12.1994 года, п. п. 6, 20 постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 года, п. п. 5, 12 приказа Минобрнауки РФ № 245 от 26.09.2005 года);

-  провести обучение членов комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС (п. 7 постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 года, постановление Правительства РФ № 841 от 02.11.2000 года);

-провести обучение руководителей дежурно-диспетчерской, противопожарной, медицинской службы (с получение удостоверения) (п. 11 постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 года, п. 28 приложения к приказу МЧС РФ от 19.01.2004 года № 19 – зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ от 17.02.2004 года № 5553).

Кроме того, не проверена возможность  юридического лица исполнить все перечисленные требования нормативных актов, не выяснено каким образом осуществляется бюджетное финансирование Учреждения: сметное или по государственному или муниципальному заданию, были ли включены расходы на указанные цели.

На основании изложенного,  руководствуясь ст. 30.13 п. 2, ст. 30.17 ч. 2 п. 4 КОАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:  

постановление мирового судьи судебного участка № 81 САО г. Омска от 21.11.2012 года и решение Советского районного суда г. Омска от 10.01.2013 года в отношении бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Омска «Детский сад №  комбинированного вида» по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст.20.6 КОАП РФ – отменить,  прекратив производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств на основании которых были вынесены указанные постановление и решение.

             Копию постановления направить для сведения О.Н.

Председатель

Омского областного суда                                                          В.А. Ярковой

                    Копия верна.

                               Судья                                                                             В.А.Фетисов