ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-101/13 от 06.05.2013 Томского областного суда (Томская область)

                                                                                    Томский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Томский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Мировой судья Солдатенко Е.В.

Судья 2-ой инст. Нечепуренко Д.В. № 4а – 101/13

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

06 мая 2013 года г. Томск

Заместитель председателя Томского областного суда Неустроев М.М., рассмотрев протест прокурора области на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского судебного района г. Томска, и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского судебного района г. Томска, от 25 декабря 2012 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 25 января 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского судебного района г. Томска, и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского судебного района г. Томска, от 25.12.2012 производство по делу в отношении ОАО «Востокгазпром» по ст.19.29 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решением судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 25.01.2013 вышеуказанное постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с состоявшимися по делу решениями, прокурором области принесен протест в Томский областной суд, в котором он просит постановленные по делу судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение. Указал, что данные акты являются незаконными, так как вывод о том, что обязанность по сообщению работодателем о трудоустройстве бывшего государственного служащего находится в зависимости от того, выполняет ли бывший государственный служащий в силу своих должностных обязанностей на прежнем месте работы функции государственного управления в отношении нового работодателя, является неверным.

От представителя ОАО «Востокгазпром» Зейля Е.В. поступили возражения на данный протест, из которых следует, что постановленные по делу судебные решения законны и обоснованны. Прокурором не доказано наличие обстоятельств, при которых возможно привлечение ОАО «Востокгазпром» к административной ответственности по ст.19.29 КоАП РФ.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы надзорной жалобы, прихожу к выводу о том, что постановление мирового судьи и решение судьи районного суда подлежат отмене.

Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в ч. 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится в ст. 64.1 Трудового кодекса РФ.

Анализ данных положений указывает на то, что информировать о приеме на работу бывшего госслужащего нужно в случае, если после увольнения такого сотрудника со службы не прошло еще 2 лет и если он замещал должность государственной (муниципальной) службы, которая включена в специальный перечень согласно п. 1 Указа Президента РФ от 21.07.2010 г. № 925.

Неисполнение работодателем данной обязанности в силу ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок предоставления таких сведений предусмотрен в постановлении Правительства РФ от 08.09.2010 № 700 "О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы".

Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557 утвержден перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане обязаны предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В разделе II указанного перечня включены должности военной службы и федеральной государственной гражданской службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации (МВД России).

Согласно трудовому договору от 02.12.2011 Б. принят в ОАО «Востокгазпром» на должность ведущего специалиста в отдел экономической безопасности управления корпоративной защиты.

Из выписки из приказа от 26.11.2011 №428 л/с следует, что капитан полиции Б. – заместитель начальника отдела – начальник отделения (по защите доходной части бюджета от преступных посягательств) отдела по выявлению и раскрытию преступлений в сфере налогообложения ОРЧ №2 УМВД уволен 28.11.2011.

Таким образом, в силу приведенных положений законодательства работодатель - ОАО «Востокгазпром» - при заключении трудового договора с бывшим государственным служащим Б. обязан был в десятидневный срок в письменной форме сообщить об этом представителю нанимателя государственного служащего – начальнику УМВД России по Томской области.

Согласно правовой позиции, отраженной в ответе на вопрос №7 в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.04.2013, статья 19.29 КоАП РФ, в частности, предусматривает административную ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон).

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы при заключении трудового договора (независимо от размера оплаты труда), и (или) гражданско-правового договора (договоров), стоимость выполнения работ (оказание услуг) по которому (которым) в течение месяца превышает сто тысяч рублей. Если в должностные (служебные) обязанности указанных лиц входили отдельные функции государственного управления данной организацией, то такие договоры могут быть заключены этими лицами только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (ч. 1 ст. 12 Закона).

Названные требования антикоррупционного законодательства, исходя из положений п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2010 № 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", распространяются на лиц, замещавших должности федеральной государственной службы, включенные в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557, либо в перечень должностей, утвержденный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III названного перечня. Перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, предусмотренные ст. 12 Закона, утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2010 № 925).

В свою очередь, на работодателе согласно ч. 4 ст. 12 Закона лежит обязанность при заключении с такими лицами указанных выше договоров на протяжении двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы сообщать в десятидневный срок о заключении договоров представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту их службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом ст. 12 Закона не ставит обязанность работодателя сообщить о заключении названных выше договоров в зависимость от того, замещал ли бывший государственный гражданский или муниципальный служащий должность, включающую функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией.

Таким образом, несоблюдение работодателем (заказчиком работ, услуг) обязанности, предусмотренной ч. 4 ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", в отношении бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего должность, включенную в указанные выше перечни, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, независимо от того, входили ли в должностные обязанности государственного или муниципального служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор (независимо от размера оплаты труда) и (или) гражданско-правовой договор (договоры), стоимость выполнения работ (оказание услуг) по которому (которым) в течение месяца превышает сто тысяч рублей.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Учитывая позицию, изложенную в указанном выше Обзоре, а также, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, для данной категории дел составляет шесть лет, суд надзорной инстанции приходит к выводу о необходимости возвращения дела на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 1 Октябрьского судебного района г. Томска для рассмотрения по существу.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, заместитель председателя Томского областного суда

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского судебного района г. Томска, и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского судебного района г. Томска, от 25 декабря 2012 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 25 января 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении ОАО «Востокгазпром» отменить.

Возвратить дело в отношении ОАО «Востокгазпром» на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 1 Октябрьского судебного района г. Томска.

Заместитель председателя

Томского областного суда М.М.Неустроев