№ 4А-101/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Тюмень 15 марта 2018 года
Заместитель председателя Тюменского областного суда Антипин А.Г., рассмотрев жалобу защитника Товарищества собственников жилья <.......>Г.М.Ф. на вступившие в законную силу решение судьи Ленинского районного суда города Тюмени от 30 августа 2017 года и решение судьи Тюменского областного суда от 09 октября 2017 года, вынесенные в отношении Товарищества собственников жилья <.......> (далее – ТСЖ <.......>) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением по делу об административном правонарушении заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Тюменской области – заместителя главного государственного жилищного инспектора Тюменской области № 124 от 27 июня 2017 года ТСЖ <.......> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда города Тюмени от 30 августа 2017 года постановление Государственной жилищной инспекции Тюменской области № 124 от 27 июня 2017 года в отношении ТСЖ <.......> оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
Решением судьи Тюменского областного суда от 09 октября 2017 года решение судьи Ленинского районного суда города Тюмени от 30 августа 2017 года оставлено без изменения, жалобы защитника ТСЖ <.......>Г.М.Ф. и ТСЖ <.......> в лице законного представителя Ш.Т.П. – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Тюменский областной суд, защитник Г.М.Ф. просит вынесенные в отношении ТСЖ <.......> судебные постановления по делу об административном правонарушении отменить и прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Указывает, что председатель ТСЖ <.......>Ш.Т.П. представила в Государственную жилищную инспекцию Тюменской области доказательства, подтверждающие факт проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и доведения данных мероприятий до собственников многоквартирного дома. Проверка Государственной жилищной инспекции проведена в нарушение Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который содержит определённый перечень оснований для проведения внеплановой проверки. Также, в нарушении названного Федерального закона, при проведении проверки у ТСЖ <.......> были истребованы сведения, выходящие за рамки предмета документарной проверки.
Кроме того, автор жалобы утверждает, что указание в постановлении о том, что ТСЖ <.......> не представил доказательств о принятии мер по соблюдению требований законодательства по энергосбережению, противоречат положению части 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 5 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах.
В силу части 2.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности частью 4 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включены требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
В соответствии с частью 7 названной статьи лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объёма ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
Из материалов дела усматривается, что в связи с обращением № 2222-ж/17 от 28 марта 2017 года по факту ненадлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном <.......> города Тюмени, на основании приказа начальника Государственной жилищной инспекции Тюменской области – главного государственного жилищного инспектора Тюменской области Б.Л.Ф. № 01-16-0266/17-1 от 24 апреля 2017 года должностным лицом Государственной жилищной инспекции Тюменской области проведена внеплановая документарная проверка в отношении ТСЖ <.......>. Задачи проверки состояли в предупреждении, выявлении и пресечении нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
В ходе проведённой проверки было установлено, что ТСЖ <.......> не исполнены требования действующего законодательства по разработке и доведению до сведения собственников помещений в указанном доме предложений о мероприятиях по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в данном многоквартирном доме с указанием расходов на их проведение, объёма ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, а именно:
- протоколом об административном правонарушении от 16 июня 2017 года, составленным государственным жилищным инспектором Тюменской области в отношении ТСЖ <.......> за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 61);
- актом проверки государственного жилищного инспектора Тюменской области № ТО-22-108 от 24 мая 2017 года, согласно которому, в ходе проведения внеплановой документарной проверки установлено, что ТСЖ <.......> не разрабатываются мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в указанном многоквартирном доме (л.д. 67-70);
- предписанием государственного жилищного инспектора Тюменской области № ТО-22-59 от 24 мая 2017 года об устранении нарушений лицензионных требований, а именно, разработать мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в указанном многоквартирном доме и довести до собственников (л.д. 71-73);
- копией объяснений председателя ТСЖ <.......>Ш.Т.П. от 24 мая 2017 года, из содержания которых следует, что мероприятия по энергоэффективности не проводились, сметы за 2015, 2016 годы не составлялись (л.д. 76);
- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ТСЖ <.......> по состоянию на 26 июня 2017 года (л.д. 80 оборот-81).
Доказательства, представленные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ТСЖ <.......> проверены и оценены по правилам, установленным статьёй 26.11 названного Кодекса.
Таким образом, ТСЖ <.......> при управлении многоквартирным домом <.......> города Тюмени не обеспечило соблюдение требований федерального законодательства по выполнению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в связи с чем, оно обоснованно, с соблюдением требований статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, было привлечено к административной ответственности, а его действиям дана верная юридическая оценка по части 5 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ТСЖ <.......> к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Доводы жалобы о том, что председатель ТСЖ <.......>Ш.Т.П. предоставляла в Государственную жилищную инспекцию Тюменской области доказательства, подтверждающие факт проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и доведения данных мероприятий до собственников многоквартирного дома, являются несостоятельными и материалами дела не подтверждены. Более того, председатель ТСЖ <.......>Ш.Т.П. в своих объяснениях от 24 мая 2017 года указала, что мероприятия по энергоэффективности не проводились, сметы за 2015, 2016 годы не составлялись (л.д. 76).
Утверждения защитника ТСЖ <.......> о незаконности проверки со ссылкой на нарушение требований статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в связи с отсутствием к тому законных оснований, и истребования сведений, выходящих за рамки предмета документарной проверки, состоятельными признать также нельзя.
Основания организации и проведения внеплановой проверки установлены статьёй 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 1 данного Федерального закона особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении перечисленных в данной норме видов государственного контроля (надзора).
Частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, являются поступления в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля, в том числе, заявлений граждан о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, и нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Соответствующее требование содержится также в Положении о государственном жилищном надзоре, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493, согласно пункту 9 которого, к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ с учётом особенностей, установленных частями 4.1 - 4.3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, основанием для проведения внеплановой документарной проверки в отношении ТСЖ <.......> послужило поступившее 28 марта 2017 года в Государственную жилищную инспекцию Тюменской области обращение №2222-ж/17 собственника квартиры многоквартирного <.......> в городе Тюмени по факту ненадлежащего содержания общего имущества собственников помещения в указанном многоквартирном доме, что прямо следует из текста обращения (л.д. 77).
Таким образом, у Государственной жилищной инспекции Тюменской области имелись законные основания для проведения проверки.
Кроме того, согласно статье 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Как следует из приказа главного государственного жилищного инспектора Тюменской области о проведении внеплановой документарной проверки № 01-16-0266/17-1 от 24 апреля 2017 года, предметом проверки являлось соблюдение обязательных требования жилищного законодательства. Также, для достижения целей и задач проведения проверки у ТСЖ <.......> был запрошен, в том числе, план мероприятий по энергосбережению на 2016, 2017 годы с приложением документов, подтверждающих доведение его до собственников помещений многоквартирного дома (л.д. 74 оборот-75).
В связи с тем, что Закон об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, предусматривает не только разработку перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, но и обязательное доведение этих сведений до собственников помещений, с указанием расходов на их проведение, объёма ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий, оснований полагать, что при проведении внеплановой документарной проверки Государственной жилищной инспекцией Тюменской области были истребованы сведения, выходящие за рамки предмета документарной проверки, не имеется.
Вопреки доводам жалобы, материалы дела не содержат и защитником не представлено доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что ТСЖ <.......> были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на доведение до всех категорий собственников жилых помещений <.......> города Тюмени предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Как не представлено и доказательств того, что ТСЖ <.......> в связи с объективными причинами не имело возможность предотвратить совершение административного правонарушения.
Бремя доказывания по делу распределено правильно с учётом требований статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение, были предметом проверки в ходе производства по делу, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в состоявшихся по делу актах, установленные обстоятельства и выводы о виновности ТСЖ <.......> в совершении вменённого ему административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых актов.
Существенных нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену вынесенных по делу судебных актов, не имеется.
Обжалуемые судебные постановления обоснованы, мотивированы и соответствуют требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении в отношении ТСЖ <.......> по делу не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Тюменского областного суда
постановил:
решение судьи Ленинского районного суда города Тюмени от 30 августа 2017 года и решение судьи Тюменского областного суда от 09 октября 2017 года, вынесенные в отношении ТСЖ <.......> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Г.М.Ф. - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда (подпись) А.Г. Антипин
Копия верна:
Заместитель председателя суда А.Г. Антипин