ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1028/2015 от 24.11.2015 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело № 4а-1028/2015

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Барнаул 24 ноября 2015 года

Заместитель председателя Алтайского краевого суда Лобова О.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу решение судьи Третьяковского районного суда Алтайского края от 18 сентября 2015 года, постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Третьяковского района Алтайского края от 04 августа 2015 года, которым

ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженка <адрес> Алтайского края, проживающая по адресу: <адрес>, пер.Старичный, <адрес>, работающая <данные изъяты>,

признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>,

У С Т А Н О В И Л:

согласно протоколу об административном правонарушении от 24 июня 2015 года, составленному главным специалистом отдела государственного контроля и надзора в области образования Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края – А.Ю.А., в ходе проведения внеплановой выездной проверки установлено, что <данные изъяты> – ФИО1, вопреки п.п.6, 9, 14, 16, 17 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 апреля 2014 года № 293, допущены нарушения порядка приема в МДОУ «<данные изъяты>, выразившиеся в неразмещении на официальном сайте учреждения в сети Интернет распорядительного акта органа местного самоуправления муниципального района о закреплении образовательной организации за конкретными территориями муниципального района; неразмещении на информационном стенде и на официальном сайте учреждения в сети Интернет примерной формы заявления о приеме в образовательное учреждение, отсутствии в личных делах воспитанников Ш.А.Г., К.К.А. свидетельств о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документов, содержащих сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания, отсутствии заявлений о приеме в образовательное учреждение в личных делах воспитанников С.Л.И., Б.К.А., Т., К.В.А., С.Е.Н., Ш.К.С., Р.В.А., К.Д.Д.; отсутствии журнала приема заявлений о приеме в образовательную организацию; незаключении договоров об образовании между учреждением и законными представителями воспитанников Ш.А.Г., Г., А.Д.М., Р.Д.Е.; несвоевременном издании приказов о зачислении воспитанников в образовательное учреждение.

По делу вынесено вышеуказанное постановление (с учетом определения того же мирового судьи от 13 августа 2015 года об исправлении описки).

Решением судьи Третьяковского районного суда Алтайского края от 18 сентября 2015 года постановление исполняющего обязанности мирового судьи оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

В жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, ФИО1 просит отменить вынесенные судебные постановления, указывая на то, что совершенное ею правонарушение является малозначительным, так как она не имела умысла на его совершение, не преследовала цели причинения вреда или наступления тяжких последствий, приняла меры к устранению выявленных нарушений.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены решения судьи районного суда.

При этом в интересах законности полагаю необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме (ч.2 ст.30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с ч.5 ст.19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно ч.8 ст.55 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования (далее – Порядок) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 апреля 2014 года № 293.

В силу п.п.6, 9, 14, 16, 17 Порядка государственные и муниципальные образовательные организации размещают распорядительный акт органа местного самоуправления муниципального района, городского округа (в городах федерального значения - акт органа, определенного законами этих субъектов Российской Федерации) о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа, издаваемый не позднее 01 апреля текущего года. Копии указанных документов, информация о сроках приема документов размещаются на информационном стенде образовательной организации и на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет. Прием в образовательную организацию осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка. Примерная форма заявления размещается образовательной организацией на информационном стенде и на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет. Для приема в образовательную организацию родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в образовательную организацию дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания. Заявление о приеме в образовательную организацию и прилагаемые к нему документы, представленные родителями (законными представителями) детей, регистрируются руководителем образовательной организации или уполномоченным им должностным лицом, ответственным за прием документов, в журнале приема заявлений о приеме в образовательную организацию. После приема документов, указанных в п.9 настоящего Порядка, образовательная организация заключает договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования с родителями (законными представителями) ребенка. Руководитель образовательной организации издает распорядительный акт о зачислении ребенка в образовательную организацию в течение трех рабочих дней после заключения договора.

Как следует из материалов дела, нарушение ФИО1 порядка приема в МДОУ «<данные изъяты>, выразившееся в несоблюдении вышеназванных пунктов Порядка, установлено по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной на основании приказа заместителя начальника Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края, начальника отдела управления качеством образования – Б.О.Н. от 18 июня 2015 года № 2173 (л.д.13-16).

В силу ч.4 ст.93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон) с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой проверки перечислен в ч.2 ст.10 Федерального закона, а также в ч.5 ст.93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Одним из таких оснований является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) (п. «в» ч.2 ст.10 Федерального закона).

При этом в силу ч.3 ст.10 Федерального закона обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведения о фактах, указанных в ч.2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Аналогичные основания для принятия решения о проведении внеплановых мероприятий по государственному надзору названы в п.3.3.2 Административного регламента исполнения Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Алтайского края, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 10 июля 2014 года № 94.

Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. К числу таких нарушений относится, в частности, нарушение требований, предусмотренных п.2 ч.2, ч.3 ст.10 Федерального закона (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки) (ч.1, п.2 ч.2 ст.20 Федерального закона).

По смыслу приведенных норм права, проведение проверки в отсутствие на то законных оснований влечет признание протокола об административном правонарушении, составленного по результатам такой проверки, недопустимым доказательством виновности в совершении вмененного правонарушения.

Из содержания п.4 приказа о проведении внеплановой выездной проверки МДОУ «<данные изъяты> от 18 июня 2015 года № 2173 следует, что таковая проводилась с целью установления достоверности фактов, изложенных в обращении родителя (законного представителя) от 03 июня 2015 года № 318-ОГ, по вопросу нарушения прав воспитанников.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении ФИО2 ссылалась на анонимный характер данного обращения (л.д.159).

Между тем при рассмотрении дела не установлено, является ли обращение, послужившее основанием для проведения внеплановой выездной проверки, анонимным, а также содержало ли оно сведения о фактах, указанных в ч.2 ст.10 Федерального закона.

Кроме того, делая вывод о виновности ФИО1 в совершении вмененного правонарушения, мировой судья не принял во внимание положение, содержащееся в п.6 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о том, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно ч.1 ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет три месяца.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Привлекая ФИО1 к административной ответственности, мировой судья не принял во внимание то обстоятельство, что нарушения п.п.6, 17 Порядка, вмененные в вину заявителю, не относятся к категории длящихся, в связи с чем срок давности по ним подлежал исчислению с момента наступления конкретного срока, к которому та или иная обязанность, не была исполнена.

Кроме того, наряду с иными нарушениями, в вину ФИО1 вменено незаключение договора об образовании между образовательным учреждением и законными представителями Р.Д.Е., тогда как в материалах дела такой договор имеется (л.д.106).

Нарушения, допущенные мировым судьей, не были устранены судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п.3 ч.2 ст.30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб может быть вынесено решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Отмеченные процессуальные нарушения, допущенные судьей районного суда, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем судебное решение подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении судье районного суда следует учесть изложенное, установить наличие оснований для проведения в отношении МДОУ «<данные изъяты> внеплановой выездной проверки, а также соблюдение порядка привлечения ФИО1 к административной ответственности, проверить соблюдение сроков давности привлечения к административной ответственности по каждому из вмененных нарушений, дать надлежащую оценку действиям лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, и вынести решение в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь ч.2 ст.30.13 и п.3 ч.2 ст.30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

решение судьи Третьяковского районного суда Алтайского края от 18 сентября 2015 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Заместитель председателя

Алтайского краевого суда О.А. Лобова

Справка:

судья районного суда Волженина Т.Н.