Судья Роготнева Л.И.
Судья Бузмаков С.С. 44а-44/2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Пермь 02 февраля 2015 года
Заместитель председателя Пермского краевого суда Сурков П.Н., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу решение судьи Свердловского районного суда г.Перми от 28 августа 2014 года и решение судьи Пермского краевого суда от 23 октября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя,
установил:
Постановлением руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (далее - МРУ Росинформониторинга по ПФО) от 14 января 2014 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
Нарушение указанной нормы выразилось в том, что *** ООО «Пермгазэнергосервис» ФИО1 не исполнил требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма.
Решением судьи Свердловского районного суда г.Перми от 25 августа 2014 года постановление руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 14 января 2014 года изменено путём исключения из состава вменённого ФИО1 правонарушения требований законодательства, связанного с не внесением изменений в раздел 4.1.5 правил внутреннего контроля («Программа документарного фиксирования необходимой информации в соответствии с требованиями Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма») ООО «Пермгазэнергосервис» и прекращением производства по делу в данной части в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
Решением судьи Пермского краевого суда от 23 октября 2014 года решение судьи Свердловского районного суда г.Перми от 25 августа 2014 года оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 25.12.2014 года, заявитель просит отменить вышеуказанные судебные акты в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении было истребовано 29.12.2014 года и поступило в Пермский краевой суд 13.01.2015 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не нахожу.
Согласно части 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 указанной статьи действия (бездействие), предусмотренные частью 1, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.
Положениями статьи 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной статье руководители и другие работники иных организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица.
Отношения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон №115-ФЗ).
Статья 5 названного Федерального закона относит операторов по приёму платежей к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
ООО «Пермгазэненргосервис» является оператором по приёму платежей, в том числе за потребленную тепловую и электрическую энергию, в соответствии с основными видами деятельности общества согласно уставу организации (л.д.92).
В силу пункта 2 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 настоящей статьи правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьёй 6 настоящего Федерального закона.
В соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации №667 от 30 июня 2012 года «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 08 мая 2009 года №103 утверждены Рекомендации по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок. Одним из критериев необычных сделок является предоставление или получение займа, процентная ставка по которому ниже ставки рефинансирования, устанавливаемой Банком России. Аналогичные положения предусмотрены в пункте 5.1 (л.д.141), приложении №5 Перечень признаков необычных сделок (л.д.148) правил внутреннего контроля ООО «Пермгазэнергосервис» (ниже ставки рефинансирования).
Пунктом 2 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организации, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 г. №203 (далее - Положение №203), установлено, что руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения выездной проверки должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по ПФО исполнения *** ООО «Пермгазэнергосервис» требований Федерального закона №115-ФЗ установлено, что ООО «Пермгазэнергосервис» являлось оператором по приёму платежей, в силу положений Федерального закона №115-ФЗ в лице руководителя общества обязано было принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.
ФИО1, являясь в период с 21 января 2013 года по 05 ноября 2013 года, *** (соответственно должностным лицом, предусмотренным ст.2.4 КоАП РФ) (л.д.13), не исполнил требования указанного выше Федерального закона, а именно: - ФИО1 как *** обязан утверждать и вносить изменения в правила внутреннего контроля с целью соблюдения требований в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. Однако ФИО1 с момента начала исполнения обязанностей *** - 21.01.2013 года, при вступлении в силу утвержденных Постановлением Правительства Требований №667 с 17.07.2012 года, не утвердил изменения в правила внутреннего контроля ООО «Пермгазэнергосервис» - в них отсутствуют срок и порядок приостановления операций (сделок) клиента в случае получения постановления Федеральной службы по финансовому мониторингу о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, а также приостановления операций на дополнительный срок в случае получения решения суда о приостановлении операций с денежными средствами и иным имуществом (предусмотренные п.29 Требований №667). Таким образом, *** общество пользовалось правилами внутреннего контроля (в редакции от 20 сентября 2012 года) (л.д. 123-148), которые не соответствовали требованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года №667, при этом *** не принимались меры по приведению правил внутреннего контроля организации в соответствии с действующим законодательством.
Из пункта 4.1.7 правил внутреннего контроля «Пермгазэнергосервис» следует, что в нём указан перечень лиц, подлежащих обучению в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма (л.д.138). Содержание данного пункта соответствует пункту 3 Положения №203, однако *** не издан приказ, утверждающий перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.
Материалами дела подтверждается, что на период проведения проверки в ООО «Пермгазэнергосервис» отсутствовал утвержденный перечень сотрудников, обязанных проходить обучение в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, или финансированию терроризма, в связи чем, юридическое лицо не сообщило в МРУ Росфинмониторинга по ПФО сведения о сделках, подпадающих под критерий необычных сделок, а именно о договоре займа денежных средств, заключённом 02 февраля 2012 года между ООО «Пермгазэнергосервис» и ООО «***» (л.д.118-119), с последующим заключением дополнительных соглашений к нему об увеличении суммы займа со сроком возврата до 31 декабря 2013 года под 3,5 % годовых (л.д.120, 121), что ниже % ставки рефинансирования, которая в период заключения договора и дополнительных соглашений согласно Указанию Банка России от 23.11.2011 г. №2758-У составляла 8% годовых.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, присмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, которые соответствуют требованиям относимости, допустимости, достоверности, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ.
В связи с изложенным доводы жалобы заявителя об отсутствии обязанности ФИО1 издавать приказ, устанавливающий перечень лиц, обязанных проходить обучение в соответствующей сфере, материалами дела не опровергаются, противоречат требованиям законодательства в сфере легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.
Доводы жалобы заявителя об имеющихся в материалах дела решении Арбитражного суда Пермского края от 03 апреля 2014 года №** об удовлетворении требований ООО «Пермгазэненргосервис» о признании незаконным и отмене постановления должного лица о привлечении ООО «Пермгазэнергосервис» к административной ответственности, и постановлении Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда об оставлении решения без изменения, являющихся по мнению заявителя доказательствами по делу, отмену обжалуемых судебных постановлений не влекут, поскольку преюдициального значения для настоящего дела не имеют.
Наказание ФИО1 в виде административного штрафа назначено должностным лицом в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ, является минимальным. Законность привлечения его к административной ответственности проверена судьей районного и краевого суда. Процессуальных нарушений при рассмотрении дела судебными инстанциями не допущено. ФИО1 привлечен к административной ответственности в пределах установленного срока давности.
Поскольку основанием для вынесения представления руководителем МРУ Росфинмониторинга по ПФО С. о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, является факт совершения административного правонарушения, подтверждаемый постановлением о привлечении к административной ответственности, которое вступившими в законную силу судебными актами не отменено, данное представление является обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.2 ст. 30.17 КоАП РФ,
постановил:
Решение судьи Свердловского районного суда г.Перми от 28 августа 2014 года и решение судьи Пермского краевого суда от 23 октября 2014 года, а также представление руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 14.01.2014 г. оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пермского краевого суда подпись Сурков П.Н.