4 а – 1038/2014 (4 а – 42/2015)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Самара 28 января 2015 года
Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу генерального директора ЗАО «А» ФИО1 на постановление заместителя главного федерального государственного инспектора РФ по охране природы <данные изъяты> от 27.05.2014 года, решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 06.10.2014 года и решение судьи Самарского областного суда от 11.11.2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного федерального государственного инспектора РФ по охране природы <данные изъяты> от 27.05.2014 года ЗАО «А» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 55 000 рублей за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 06.10.2014 года постановление заместителя главного федерального государственного инспектора РФ по охране природы по Самарской области от 27.05.2014 года оставлено без изменения.
Решением судьи Самарского областного суда от 11.11.2014 года решение от 06.10.2014 года оставлено без изменения.
В надзорной жалобе ФИО1, ссылаясь на незаконность и необоснованность привлечения ЗАО «А» к административной ответственности, поскольку данное общество не является специализированной организацией, осуществляющей деятельность по размещению отходов производства и потребления, а в соответствии с договором № от 01.01.2013 года исполнитель (ЗАО «В») вывозит отходы и самостоятельно оплачивает платежи в соответствии с законом, просит отменить состоявшиеся судебные решения.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы административного дела, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии со ст.8.41 КоАП РФ, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет административную ответственность.
Как следует из материалов дела, 20.05.2014 года в отношении ЗАО «А» составлен протокол об административном правонарушении за то, что данным предприятием, основным видом деятельности которого является проектирование, связанное со строительством инженерных сооружений, включая гидротехнические сооружения, от которой образуются отходы производства и потребления, а также выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников, не внесена оплата за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 кварталы 2013 года.
Данные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 20.05.2014 (л.д.62-63); договором № от 01.01.2013 года на оказание услуг по вывозу отходов производства и потребления (л.д.35-36); расчетными листами платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 кварталы 2013 года (л.д.37-39); платежными поручениями от 09.07.2013 года, 08.10.2013 года, 17.01.2014 года, из которых следует, что ЗАО «А» каких-либо платежей за негативное воздействие на окружающую среду не производило (л.д.40-42).
Утверждение в жалобе о том, что ЗАО «А» не является специализированной организацией, осуществляющей деятельность по размещению отходов производства и потребления, а в соответствии с договором № от 01.01.2013 года исполнитель (ЗАО «В») вывозит отходы и самостоятельно оплачивает платежи в соответствии с законом, проверялись судебными инстанциями и обоснованно признаны несостоятельными по убедительным мотивам, изложенным в судебных решениях.
Согласно чч.1,2 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. ФЗ от 28.12.2013 года № 409-ФЗ, действующей на момент совершения административного правонарушения), негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с п.7 постановления Правительства РФ от 28.08.1992 года № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (в ред. от 26.12.2013 года № 1273), платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.
Пунктом 1 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. ФЗ от 25.11.2013 года № 317-ФЗ, действующей на момент совершения административного правонарушения) установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.
Статьей 4 вышеуказанного Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ установлено, что отходы являются объектом права собственности. Согласно п.1 ст.4 данного Закона право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. В соответствии с п.2 ст.4 Закона право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
В силу ст.210 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 года № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 02.11.2013 года № 302-ФЗ), собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При этом передачу отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, размещению, необходимо отличать от передачи отходов с переходом права собственности, поскольку наличие договора на оказание услуг по транспортировке, размещению не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.
Таким образом, если хозяйствующим субъектом передано право собственности на образовавшиеся в результате его деятельности отходы сторонней организации, то все последующие обязательства по размещению отходов, в том числе по внесению платы, возникают у нового собственника отходов.
Из анализа указанных норм следует, что плата за размещение отходов взимается с собственника отходов.
Как следует из материалов дела, 01.01.2013 года ЗАО «А» (заказчик) был заключен договор с ЗАО «В» (исполнителем) на оказание услуг по вывозу отходов производства и потребления от объектов заказчика в соответствии с условиями договора.
Согласно п.7.8, данного договора, Заказчик передает, оставаясь собственником отходов, Исполнителю право на распоряжение отходами в целях их дальнейшей переработки, использования (сортировки). Заказчик передает Исполнителю право вывезти отходы на имеющие соответствующие лицензии предприятия по переработке и сортировке отходов. Пунктом 7.9 договора установлено, что Заказчик самостоятельно оплачивает экологические платежи в соответствии с законом (л.д.35-36).
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом и судебными инстанциями установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Выводы о виновности в совершении административного правонарушения сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования собранных по делу доказательств, которые оценены в совокупности на предмет достоверности, достаточности и допустимости в соответствии с правилами ст.26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы генерального директора ЗАО «А» ФИО1 на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 06.10.2014 года судьей Самарского областного суда дело проверено в полном объеме. В решении от 11.11.2014 года судьей дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и указаны мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения ЗАО «А» к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ.
Постановление заместителя главного федерального государственного инспектора РФ по охране природы <данные изъяты> от 27.05.2014 года и вышеуказанные судебные решения являются законными и обоснованными.
Оснований для их отмены по доводам, изложенным в жалобе, не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление заместителя главного федерального государственного инспектора РФ по охране природы <данные изъяты> от 27.05.2014 года, решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 06.10.2014 года и решение судьи Самарского областного суда от 11.11.2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ, в отношении ЗАО «А» оставить без изменения, надзорную жалобу генерального директора ЗАО «А» ФИО1 без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд Российской Федерации.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров