№ 4а-1050/2017 Судья Кокоева О.А. Судья Жуков А.А. ПОСТАНОВЛЕНИЕ 26 сентября 2017 года г. Челябинск Заместитель председателя Челябинского областного суда Аброськина Е.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 20 февраля 2017 года и решение судьи Челябинского областного суда от 03 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя Министра сельского хозяйства Челябинской области ФИО1, установил: Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Челябинской области о назначении административного наказания №69-19-62/331-35-01 от 22 декабря 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 20 февраля 2017 года и решением судьи Челябинского областного суда от 03 мая 2017 года, заместитель Министра сельского хозяйства Челябинской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей. В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные акты, ФИО1 просит об их отмене, считая незаконными. Копия жалобы направлялась в Управление Федерального казначейства по Челябинской области, в отзыве на жалобу и.о. руководителя Управления просит судебные решения оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения. Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу. В соответствии со ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в | ||
2 | ||
направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. В силу ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Из материалов дела следует, что в нарушение статей 38, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 2.2.9 Соглашения № 33/17-с, Соглашения № 166-01, приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 августа 2013 г. № 312 «Об организации представления и обработки отчетности о ходе реализации Государственной программы» (в ред. от 21.12.2015) Министерством в лице заместителя Министра сельского хозяйства ФИО1 в 2015 году произведены расходы на возмещение части процентной ставки по краткосрочному кредиту (займу) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства в сумме 2 679 477,00 рублей по целевой статье 26 0 5047 «Субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» (на основании заявок на кассовый расход по КБК 008 0405 2605047 810 242), тогда как указанные расходы надлежало произвести по целевой статье 26 0 5038 «Субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства», что в силу ч. 1 ст. 306.4 БК РФ является нецелевым использованием средств федерального бюджета. Заявки на кассовый расход № 20193, №20194, №20192 от 16 сентября 2015 г., №20384 от 28 сентября 2015г., №21631 от 05 октября 2015г. подписаны с использованием электронной цифровой подписи ФИО1 Факт нецелевого использования бюджетных средств заместителем Министра сельского хозяйства ФИО1 достоверно подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, исследованных при рассмотрении судьями всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. | ||
3 | ||
26.11 КоАП РФ и получивших надлежащую оценку судей при вынесении решений. Доводы жалобы о том, что событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, отсутствует, поскольку в материалах дела об административном правонарушении не имеется документов, отражающих наличие кодов бюджетной классификации, не представлены доказательства соотношения кодов бюджетной классификации с целями направления средств, а кроме того ФИО1 не является лицом подлежащим административной ответственности по данной статье КоАП РФ, являлись предметом рассмотрения судей, обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в судебных решениях (л.д. 156-162, 196-200). В целях реализации мероприятий в рамках Государственной программы между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Челябинской области заключено соглашение от 4 февраля 2015 г. № 33/17-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - Соглашение № 33/17-с) с изменениями, внесенными Дополнительными соглашениями № 1 от 17 марта 2015 г. №301/17-с, №2 от 23 марта 2015 г. № 323/17-с, № 3 от 8 апреля 2015 г. № 411/17-с, № 4 от 15 мая 2015 г. № 726/17-с, № 5 от 25 июня 2015 г. № 1028/17-с, № 6 от 25 сентября 2015 г. № 1510/17-с, № 7 от 30 октября 2015 г. № 1684/17-с. В соответствии с пунктом 2.1.3 Соглашения № 33/17-с администратором дохода является Министерство сельского хозяйства Челябинской области. В связи с чем, у Министерства сельского хозяйства Челябинской области возникла обязанность по реализации Соглашения № 33/17-с и соблюдению целевого характера использования средств субсидии. В соответствии с пунктом 1.2 части 1 «Предмет Соглашения» Министерство сельского хозяйства Российской Федерации направляет Челябинской области денежные средства, выделяемые из федерального бюджета в 2015 году на оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, в форме субсидий по направлениям и в объемах, предусмотренных в Приложении № 1 к Соглашению № 33/17-с: на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства (по КБК 000 0405 2515038 521) в сумме 434 302 500,00 рублей; на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства (по КБК 000 0405 2525047 521) в сумме 650 698 200,00 рублей. В Соглашении № 33/17-с, являющимся правовым основанием предоставления средств субсидии, определены направления расходования, которые дифференцированы по целевым статьям кодов бюджетной классификации. | ||
4 | ||
Таким образом, ссылка заявителя о том, что Соглашение № 33/17-с не содержит кодов бюджетной классификации как показателей, определяющих целевое назначение использования субсидии, ошибочна. Кроме того, цели финансирования (субсидирования) Российской Федерацией субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом № 384-ФЗ путем разделения целевых статей расходов средств федерального бюджета. Таким образом, ссылка заявителя на то, что Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1460, а также Приказ Минсельхоза РФ от 11 февраля 2013 г. №53 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1460», не выделяют самостоятельных целей субсидирования, а включают как цели на развитие подотрасли растениеводства, так и на цели развития подотрасли животноводства, основана на неверном толковании совокупности норм материального права. Отсутствие нарушений в предоставленной в Минсельхоз России отчетности свидетельствует лишь о верном отражении в отчетности фактических расходов, но не является обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии нецелевого использования бюджетных средств. Вывод заявителя о неверном определении УФК по Челябинской области фактических обстоятельств дела, ввиду неправильного определения КБК и неправомерного отнесения расходов к иному КБК, несостоятелен. Пунктом 1.4 Соглашения от 11 февраля 2015 г. № 166-01, заключенным в целях реализации мероприятий в рамках Государственной программы между Министерством сельского хозяйства Челябинской области и ПАО «Птицефабрика Челябинская» (далее - Соглашение № 166-01), определены цели использования бюджетных средств: - возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логического обеспечения рынков продукции растениеводства; - возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства; - возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логического обеспечения рынков продукции животноводства. Таким образом, Соглашением № 166-01 определен последующий (после осуществления фактического расходования сельскохозяйственным | ||
5 | ||
товаропроизводителем денежных средств по кредитному договору) характер предоставления субсидии. В соответствии с Соглашением № 166-01 ПАО «Птицефабрика Челябинская» (далее - Заемщик) заключен кредитный договор от 30 марта 2015 г. №*** с Акционерным Челябинским инвестиционным банком «Челябинвестбанк» (далее - Кредитор). В соответствии с представленным Заемщиком реестром накладных, подтверждающих целевое использование по кредитному договору от 30 марта 2015 г. №***, дополнительным соглашением №2 от 28 декабря 2015 г. «Предельный расчетный объем субсидий на 2015 год» к Соглашению № 166-01, подписанным со стороны Министерства сельского хозяйства Челябинской области заместителем Министра сельского хозяйства Челябинской области ФИО1, краткосрочный кредит по договору от 30 марта 2015 г. №*** отнесен Министерством сельского хозяйства Челябинской области к кредитам, полученным на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства. В связи с чем, довод заявителя о том, что кредитный договор от 30 марта 2015 г. №*** предусматривает два направления расходования, противоречит представленным по делу доказательствам. Проверкой установлено фактическое использование денежных средств на сумму 97 739 946,99 рублей, полученных по кредитному договору от 30 марта 2015 г. №***, на приобретение тракторных запчастей, горючесмазочных материалов, удобрений, средств защиты растений, семян. Закупка семян, удобрений, горюче-смазочных материалов, средств защиты растений, запасных частей и материалов для ремонта тракторов отнесены исключительно к направлению производства продукции растениеводства. Следовательно, нецелевое использование средств субсидии было допущено ни Заемщиком по кредитному договору от 30 марта 2015 г. № ***, а должностным лицом Министерства сельского хозяйства Челябинской области, как главного распорядителя бюджетных средств, при предоставлении Заемщику средств субсидии. Действия заместителя Министра сельского хозяйства Челябинской области ФИО1 правильно квалифицированы по ст. 15.14 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и бюджетным законодательством. Материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным в соответствии с требованиями ст. 29.7, 29.9 КоАП РФ, в нем содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния. Копию постановления защитник ФИО1 получил 28 декабря 2016 года. | ||
6 | |||
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены. Постановление о назначении ФИО1 административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. При назначении ФИО1 административного наказания требования ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ соблюдены. Наказание назначено в пределах санкции ст. 15.14 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым. Судебными инстанциями дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, всем доводам жалобы дана полная и объективная оценка. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено. Доводы жалобы ФИО1 по существу сводятся к переоценке установленных при рассмотрении дела обстоятельств, оснований для которой не имеется. Жалоба заявителя не содержит правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых решений. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, | |||
постановил: | |||
решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 20 февраля 2017 года и решение судьи Челябинского областного суда от 03 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя Министра сельского хозяйства Челябинской области ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения. | |||
Заместитель председателя областного суда | Е.А. Аброськина | ||