ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1054/17 от 29.09.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

4а-1054/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Самара 29 сентября 2017 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу представителя ООО «Новокуйбышевский завод катализаторов» ФИО4 на постановление начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Новокуйбышевск Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области – главного государственного инспектора г.о. Новокуйбышевск по пожарному надзору от 16.05.2017 г., решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 15.06.2017 г. и решение Самарского областного суда от 03.08.2017 г. в отношении ООО «Новокуйбышевский завод катализаторов» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Новокуйбышевск Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области – главного государственного инспектора г.о. Новокуйбышевск по пожарному надзору от 16.05.2017 г. юридическое лицо – ООО «НЗК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150000 рублей за нарушение требований пожарной безопасности, в том числе требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 15.06.2017 г. постановление должностного лица от 16.05.2017 г. изменено: исключено указание на совершение ООО «НЗК» правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений; административное наказание назначенное по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с применением положений ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в виде штрафа снижено до 75000 рублей.

Решением Самарского областного суда от 03.08.2017 г. постановление должностного лица от 16.05.2017 г., измененное решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 15.06.2017 г. и решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 15.06.2017 г. оставлены без изменения.

В надзорной жалобе представитель ООО «НЗК» ФИО4 просит принятые судебные решения и постановление должностного лица отменить с прекращением производства по делу, поскольку общество не было надлежащим образом извещено о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении; проверка проводилась в период времени с 06.04.2017 по 13.04.2017 г., однако в акте указано, что проверка проводилась 24.04.2017 г.

Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", под нарушением требований пожарной безопасности следует понимать невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится: обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В силу ст. 38 вышеуказанного Федерального закона, административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством, несут, в числе прочих, собственники имущества: лица уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". В соответствии с ч. 1 ст. 151 названного Федерального закона, со дня вступления в силу этого Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.

В соответствии с п/п 7 абз. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», декларация пожарной безопасности – форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.

Согласно ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ, собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.

Согласно ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ, расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Согласно ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ, разработка декларации пожарной безопасности не требуется для обоснования пожарной безопасности пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Согласно ст. 64 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ), декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты (зданий, сооружений, в том числе производственных объектов), для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает: оценку пожарного риска (если проводится расчет риска); оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара). При составлении декларации пожарной безопасности в отношении объектов защиты, для которых установлены требования технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается только перечень статей (частей, пунктов) указанных документов, требования которых установлены для соответствующего объекта защиты. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, представившие декларацию пожарной безопасности, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для объектов защиты, введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, декларации пожарной безопасности представляются в течение одного года со дня их ввода в эксплуатацию. Уточненные или разработанные вновь декларации пожарной безопасности представляются в случае изменения содержащихся в них сведений (смены собственника или иного лица, владеющего объектом защиты на законном основании, изменения функционального назначения либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты) в течение одного года со дня изменения сведений. Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона, декларации пожарной безопасности предоставляется не позднее одного года после дня его вступления в силу.

В соответствии с п. 7, 8, 9, 12 Приложения № 2 «Порядок регистрации декларации пожарной безопасности» к приказу МЧС РФ от 24.02.2009 г. № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности», декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности. Декларация уточняется путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации и регистрируются в порядке, установленном для регистрации декларации. Декларант, разработавший декларацию, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Должностные лица органа МЧС России проверяют соответствие заполнения поступившей декларации установленной форме в течение пяти рабочих дней и в случае соответствия заполнения декларации установленным к ней требованиям осуществляют ее регистрацию путем внесения необходимых сведений в перечень деклараций пожарной безопасности. Полнота и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, проверяются должностными лицами органа МЧС России при проведении мероприятий по контролю.

Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 - 8 статьи 20.4 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в период с 11.01.2016 по 13.01.2016 г. должностными лицами отдела надзорной деятельности г.о. Новокуйбышевск управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности г.о. Новокуйбышевск управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области Главного государственного инспектора г.о. Новокуйбышевск по пожарному надзору от 31.12.2015 г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «НЗК», расположенного по адресу: <адрес>, на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности, по результатам которой выявлены нарушения данных требований пожарной безопасности (л.д. 32-36), и начальником отделения ОНД г.о. Новокуйбышевск управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области – государственным инспектором г.о. Новокуйбышевск по пожарному надзору юридическому лицу- ООО «НЗК» выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 11.01.2017 г.

В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной 24.04.2017 г. в 18 часов 00 минут старшим дознавателем отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о Новокуйбышевск управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области ФИО1 и инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Новокуйбышевск управления надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Новокуйбышевск управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области ФИО2 на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Новокуйбышевск управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области от 27.03.2017 г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «НЗК» по результатам которой выявлено невыполнение ООО «НЗК» в установленный срок до 11.01.2017 г. предписания от 13.01.2016 г.: не уточнены и не разработаны декларации пожарной безопасности на здания, входящие в состав объекта защиты ООО «НЗК»: здание ремонтно-механического цеха, здание заводоуправления, здание испытательного цента-управления контроля и качества, здание бытового корпуса (не в полном объеме указаны перечень статей (частей, пунктов) федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности), чем нарушены п/п 7 абз. 1 ст.2, ч. 5, 6, 8 ст. 6, ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; Приложение «Форма декларации пожарной безопасности»; п. 7, 8, 9, 12 Приложения «Порядок регистрации пожарной безопасности» к приказу МЧС РФ от 24.02.2009 г. «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности».

По результатам проведенной проверки в отношении ООО «НЗК» 04.05.2017 г. старшим дознавателем одела надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Новокуйбышевск управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области – государственным инспектором г.о. Новокуйбышевск по пожарному надзору составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, за нарушение требований пожарной безопасности.

В подтверждение, что ООО «НЗК» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, должностным лицом и судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: устав ООО «НЗК», утвержденный общим собранием участников Общества 23.03.2017 г. (л.д. 11-27); распоряжение начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Новокуйбышевск управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области – главного государственного инспектора г.о. Новокуйбышевск по пожарному надзору от 31.12.2015 г. о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «НЗК» (л.д. 30-31); предписание от 13.01.2016 г. об устранении выявленных нарушений в срок до 11.01.2017 г. (л.д. 32-36); распоряжение начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Новокуйбышевск управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области – главного государственного инспектора г.о. Новокуйбышевск по пожарному надзору от 27.03.2017 г. о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «НЗК» (л.д. 37-38); акт проверки от 24.04.2017 г. (л.д. 44-49); сопроводительное письмо от 24.04.2017 г. о направлении документов по результатам проверки в отношении ООО «НЗК», направленное в адрес генерального директора ООО «НЗК» ФИО3 (л.д. 50); определение о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении от 24.04.2017 г. (л.д. 51); протокол об административном правонарушении от 04.05.2017 г., составленный в отношении ООО «НЗК» по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 52-53), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ООО «НЗК» в совершении данного административного правонарушения.

В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При исследовании доказательств, свидетельствующих о наличии вины ООО «НЗК» в совершении административного правонарушения предыдущими судебными инстанциями установлено, что юридическим лицом не приняты все зависящие от него меры для соблюдения требований пожарной безопасности.

При проведении проверки и в ходе рассмотрения деклараций пожарной безопасности ООО «НЗК» было установлено, что в данных декларациях указаны не все требования нормативных документов, которые должны выполняться юридическим лицом ООО «НЗК». Таким образом, в соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 294-ФЗ, а также в соответствии с пунктами 94 и 101 Административного регламента сотрудниками ОНД ИПР г.о. Новокуйбышевск УНД и ПР Главного управления было правомерно возбуждено дело об административном правонарушении.

Довод надзорной жалобы представителя «НЗК» ФИО4 о том, что Общество не было надлежащим образом извещено о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении является несостоятельным, поскольку уведомление в адрес генерального директора ООО «НЗК» ФИО3 направлено начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Новокуйбышевск управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области 24.04.2017 г. заказным письмом с уведомлением, данное извещение получено представителем по доверенности 27.04.2017 г. Представитель ООО «НЗК» ФИО4 участвовала при составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ на основании доверенности от 28.04.2017 г. , выданной руководителем ООО «НЗК», извещенным о дате, месте и времени составления протокола, непосредственно перед составлением 04.05.2017 г. протокола об административном правонарушении, давала пояснения относительно предъявленного правонарушения.

Иные доводы, аналогичные указанным в надзорной жалобе, являлись предметом проверки предыдущими судебными инстанциями, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных постановлениях, в связи с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность постановлений состоявшихся по делу об административном правонарушении.

При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка.

При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица от 16.05.2017 г. судья городского суда обоснованно пришел к выводу об исключении ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ из постановления должностного лица от 16.05.2017 г. в связи с допущением существенных нарушений процессуальных требований и снижении размера административного штрафа, назначенного по ч. 1 ст. 20.4 с указанием мотивов принятия данного решения.

Законность и обоснованность вынесенных постановления начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Новокуйбышевск Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области – главного государственного инспектора г.о. Новокуйбышевск по пожарному надзору от 16.05.2017 г. и решения судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 15.06.2017 г., в полном объеме проверены судьей Самарского областного суда с соблюдением требований ст. ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на указанные постановление и решение, и в решении от 03.08.2017 г. дана надлежащая правовая оценка всем доводам жалобы, и указаны мотивы, по которым судья областного суда пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица и решения городского суда.

Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности ООО «НЗК» в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.

Наказание определено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, при наличии исключительных обстоятельств, позволяющих назначить наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с применением положений ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных решений не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, 30.18 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

постановление начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Новокуйбышевск Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области – главного государственного инспектора г.о. Новокуйбышевск по пожарному надзору от 16.05.2017 г., измененное решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 15.06.2017 г., решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 15.06.2017 г. и решение Самарского областного суда от 03.08.2017 г. в отношении ООО «Новокуйбышевский завод катализаторов» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, оставить без изменения, а надзорную жалобу представителя ООО «НЗК» ФИО4 оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда С.И. Шкуров