ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1054/18 от 08.11.2018 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело № 4а-1054/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Барнаул 8 ноября 2018 года

И.о. заместителя председателя Алтайского краевого суда Ермаков Э.Ю., рассмотрев жалобу муниципального унитарного предприятия «Яровской теплоэлектрокомплекс» на вступившие в законную силу решение судьи Алтайского краевого суда от 7 августа 2018 года, решение судьи Яровского районного суда Алтайского края от 19 июня 2018 года по жалобе муниципального унитарного предприятия «Яровской теплоэлектрокомплекс» на постановление государственного инспектора Алтайского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Плесовских М. В. от 29 марта 2018 года, которым

муниципальное унитарное предприятие «Яровской теплоэлектрокомплекс», юридический адрес: Алтайский край, г.Яровое, пл.Предзаводская, д.1, ИНН: 2210009187, ОГРН: 1122210000880,

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

согласно протоколу об административном правонарушении от 5 марта 2018 года, составленному государственным инспектором Алтайского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) Плесовских М.В., в 15 часов 21 февраля 2018 года муниципальное унитарное предприятие «Яровской теплоэлектрокомплекс» (далее – МУП «Яровской теплоэлектрокомплекс»), расположенное по адресу: Алтайский край, г.Яровое, пл.Предзаводская, д.1, осуществляющее эксплуатацию опасного производственного объекта «Площадка главного корпуса ТЭЦ», регистрационный № А63-03750-0001, III класса опасности, расположенного по адресу: Алтайский край, г.Яровое, пл.Предзаводская, д.2/19, допустило нарушения требований промышленной безопасности, выразившиеся в том, что:

1) не заключен с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, не созданы собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников, что не соответствует пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ);

2) не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов (с ДД.ММ.ГГ в период временной нетрудоспособности ответственного за осуществление производственного контроля главного инженера Ф.И.О. 1 решением руководителя не назначен работник, ответственный за осуществление производственного контроля), что не соответствует пункту 1 статьи 11 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктам 5 – 8 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года № 263 (далее – Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности);

3) отсутствует положение о контроле соблюдения технологических процессов, распределяющее ответственность работников, занятых ремонтом оборудования, работающего под давлением; ответственность, полномочия и порядок взаимоотношения работников, занятых в управлении, выполнении или проверке выполнения ремонтных работ не установлены, что не соответствует абзацу 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункту 100, подпункту «д» пункта 101 Федеральных норм и правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2014 года № 116 (далее – ФНП);

4) руководители и специалисты, осуществляющие работы по ремонту оборудования, работающего под давлением, не прошли подготовку и аттестацию в объеме должностных обязанностей на знание требований промышленной безопасности по специальным вопросам, что не соответствует абзацу 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктам 3, 4, 10, 11, 13 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 года № 37 (далее – Положение об аттестации), разделу Б8 «Требования промышленной безопасности к оборудованию, работающему под давлением» Областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06 апреля 2012 года № 233 (далее – Области аттестации), пункту 96, подпункту «а» пункта 101, подпункту «б» пункта 105, пункту 220 ФНП;

5) мотористы багерной насосной, слесари по обслуживанию электростанции, слесари-ремонтники, слесари по ремонту котельного оборудования электростанций, изолировщики на термоизоляции не соответствуют квалификационным требованиям, не имеют документов, подтверждающих прохождение в установленном порядке профессионального обучения по соответствующим видам рабочих специальностей, и не имеют квалификационных удостоверений, что не соответствует абзацу 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункту 11 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 года № 37, подпункту «а» пункта 105, подпункту «в» пункта 218, подпункту «б» пункта 221 ФНП;

6) на котле БКЗ 75-39Ф станц. № 10 после восстановительного ремонта в июле 2015 года используются трубы (38x4 ст. 20 и 60x4 ст. 20), на которые отсутствуют документы, подтверждающие их соответствие и качество, что не соответствует абзацу 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункту 102 ФНП;

7) используется котел БКЗ 75-39Ф станц. № 10, при восстановительном ремонте которого в июле 2015 года применялись материалы без входного контроля, что не соответствует абзацу 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункту 298 ФНП;

8) не обеспечено качество питательной и котловой воды в соответствии с нормами, установленными Приложением № 3 к Правилам промышленной безопасности, отсутствуют результаты замеров показателя прозрачности (по шрифту), что не соответствует абзацу 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, пункту 294, подпункту «б» пункта 1 Приложения № 3 к ФНП;

9) не проведена экспертиза промышленной безопасности котла БКЗ-75-39Ф станц. № 9 после восстановительного ремонта, вызванного инцидентом, повлекшим повреждение оборудования под давлением (в оперативном журнале начальника смены указано на то, что 3 января 2018 года в 17 часов 28 минут образовалось повреждение (свищ) на пароперегревателе, в связи с чем котел был аварийно остановлен, в 17 часов 45 минут 3 января 2018 года начата растопка котла БКЗ-75-39Ф станц. № 11), что не соответствует пункту 2 статьи 7, абзацу 1 пункта 1 статьи 9, статье 13 Федерального закона № 116-ФЗ, подпункту «г» пункта 411 ФНП, пункту 6 Федеральных норм и правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 ноября 2013 года № 538 (далее – Федеральные нормы и правила проведения экспертизы промышленной безопасности);

10) итоговая документация по результатам проведения восстановительного ремонта после инцидента на котле БКЗ-75-39Ф станц. № 9, произошедшего 3 января 2018 года, отсутствует, что не соответствует абзацу 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктам 192, 194 ФНП;

11) не проведена экспертиза промышленной безопасности котла БКЗ-75-39Ф станц. № 11 после восстановительного ремонта, вызванного инцидентом, повлекшим повреждение оборудования под давлением (в оперативном журнале начальника смены указано на то, что 3 января 2018 года в 21 час 30 минут образовалось повреждение (свищ) на подводе к пароохладителю слева на отм. +24м, в связи с чем в 21 час 45 минут растопку котла БКЗ-75-39Ф станц. № 11 остановили, в 21 час 57 минут 3 января 2018 года начата растопка котла БКЗ-75-39Ф станц. № 10), что не соответствует пункту 2 статьи 7, абзацу 1 пункта 1 статьи 9, статье 13 Федерального закона № 116-ФЗ, подпункту «г» пункта 411 ФНП, пункту 6 Федеральных норм и правил проведения экспертизы промышленной безопасности;

12) итоговая документация по результатам проведения восстановительного ремонта после инцидента на котле БКЗ-75-39Ф станц. № 11, произошедшего 3 января 2018 года, отсутствует, что не соответствует абзацу 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктам 192, 194 ФНП;

13) не проведена экспертиза промышленной безопасности котла БКЗ-50-39Ф станц. № 7 после проведения восстановительного ремонта вызванного инцидентом, повлекшим повреждение оборудования под давлением (в журнала неполадок и дефектов оборудования котельного участка КТЦ ТЭЦ указано на то, что 4 января 2018 года в 15 часов 20 минут образовалось повреждение (свищ) на выносном коллекторе II ступени экономайзера), что не соответствует пункту 2 статьи 7, абзацу 1 пункта 1 статьи 9, статье 13 Федерального закона № 116-ФЗ, подпункту «г» пункта 411 ФНП, пункту 6 Федеральных норм и правил проведения экспертизы промышленной безопасности;

14) итоговая документация по результатам проведения восстановительного ремонта после инцидента на котле БКЗ-50-39Ф станц. № 7, произошедшего 4 января 2018 года, отсутствует, что не соответствует абзацу 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктам 192, 194 ФНП;

15) не проведена экспертиза промышленной безопасности котла БКЗ-75-39Ф станц. № 10 после проведения восстановительного ремонта вызванного инцидентом, повлекшим повреждение оборудования под давлением (в журнале неполадок и дефектов оборудования котельного участка КТЦ ТЭЦ указано на то, что 6 января 2018 года в 6 часов образовалось повреждение (свищ) на линии продувки барботёра), что не соответствует пункту 2 статьи 7, абзацу 1 пункта 1 статьи 9, статье 13 Федерального закона № 116-ФЗ, подпункту «г» пункта 411 ФНП, пункту 6 Федеральных норм и правил проведения экспертизы промышленной безопасности;

16) итоговая документация по результатам проведения восстановительного ремонта после инцидента на котле БКЗ-75-39Ф станц. № 10, произошедшего 6 января 2018 года, отсутствует, что не соответствует абзацу 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктам 192, 194 ФНП;

17) не обеспечивается проведение расследований инцидентов на оборудовании, работающем под избыточным давлением, что подтверждается отсутствием документации по расследованию причин инцидентов на котлах БКЗ-50-39Ф станц. № 7 и БКЗ-75-39Ф станц. № 9, 10, 11, что не соответствует абзацу 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктам 4, 5 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 года № 480 (далее – Порядок проведения технического расследования причин аварий);

18) главный паропровод второй очереди, регистрационный № 639, в котлотурбинном цехе эксплуатируется в неисправном состоянии (парение из сальникового уплотнения задвижки П-1), что не соответствует абзацу 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, подпункту «к» пункта 218 ФНП;

19) редукционная установка РУ 6/1, 2, регистрационный № 641, в котлотурбинном цехе эксплуатируется в неисправном состоянии (парение из сальникового уплотнения видимого дренажа), что не соответствует абзацу 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, подпункту «к» пункта 218 ФНП;

20) трубопровод производственного отбора ТГ-6 РОУ 16/6, регистрационный № 640, в котлотурбинном цехе эксплуатируется в неисправном состоянии (парение из сальникового уплотнения задвижки 6П-29), что не соответствует абзацу 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, подпункту «к» пункта 218 ФНП;

21) паропровод 6 ата, peгистрационный № 865, в котлотурбинном цехе эксплуатируется в неисправном состоянии (парение из сальникового уплотнения задвижки 6П-5), что не соответствует абзацу 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, подпункту «к» пункта 218 ФНП;

22) обмуровка котла станц. № 7 находится в неисправном состоянии (разрушение обмуровки в районе потолочного пароперегревателя на отметке +20,600 (выход газов из сквозного отверстия), что не соответствует абзацу 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункту 271 ФНП;

23) применяются нетарированные мазутные форсунки на котлах станц. № 7, 9, 10, 11, мазутные форсунки не испытываются на водяном стенде в целях проверки их производительности, качества распыливания и угла раскрытия факела, что не соответствует абзацу 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункту 270 ФНП;

24) в инструкции по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов № 27м от 21 декабря 2015 года не регламентированы: сосуды, на которые распространяется инструкция, их назначение; обязанности персонала во время дежурства по наблюдению и контролю за работой сосуда; порядок проверки исправности обслуживаемых сосудов и относящегося к ним оборудования в рабочем состоянии; порядок, сроки и способы проверки арматуры, предохранительных устройств, приборов автоматики защиты и сигнализации; действия персонала при ликвидации аварийных ситуаций; порядок ведения сменного журнала (оформление приёма и сдачи дежурства, проверка записи лицом, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосуда), что не соответствует абзацу 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункту 302 ФНП;

25) не обеспечено проведение проверки знаний рабочих в объеме производственных инструкций и аттестации специалистов цеха тепловой автоматики и измерений, связанных с эксплуатацией оборудования, работающего под избыточным давлением (инженеры АСУТП, мастера, электрослесари), что не соответствует абзацу 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, подпункту «з» пункта 218, пункту 221 ФНП;

26) не соблюдены требования изготовителя, установленные инструкцией по эксплуатации редукционно-охладительных установок РОУ 39/13 заводской № 3755; РОУ 39/6 заводской № 2819; РУ 6/1, 2 заводской № 2869 (не проводятся ежегодно гидравлические испытания после ревизии), что не соответствует абзацу 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, подпункту «к» пункта 218 ФНП;

27) на исполнительной схеме главного паропровода 3-й очереди, регистрационный № 635, отсутствует участок от задвижки П-23 до П-24, что не соответствует абзацу 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункту 331 ФНП;

28) отсутствует тепловая изоляция на трубопроводе конденсатной линии подогревателя сетевой воды ПСВ станц. № 2, регистрационный № 3979, на отметке 7 м турбинного участка, что не соответствует абзацу 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункту 349 ФНП;

29) трубопровод производственного отбора ТГ-6, регистрационный № 640, эксплуатируется в неисправном состоянии (парение из задвижки № 13П-2 на отметке +7 м турбинного участка), что не соответствует абзацу 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, подпункту «к» пункта 218 ФНП.

По делу вынесено вышеуказанное постановление.

Решением судьи Яровского районного суда Алтайского края от 19 июня 2018 года постановление должностного лица изменено с назначением административного штрафа в размере 100000 рублей.

Решением судьи Алтайского краевого суда от 7 августа 2017 года решение судьи районного суда оставлено без изменения, жалоба МУП «Яровской теплоэлектрокомплекс» – без удовлетворения.

В жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, МУП «Яровской теплоэлектрокомплекс» просит отменить вступившие в законную силу судебные акты и постановление должностного лица, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что нарушены принципы призумпции невиновности, полноты и всесторонности рассмотрения; МУП «Яровской теплоэлектрокомплекс» субъектом вмененного правонарушения не является, поскольку владеет вышеуказанным объектом на основании договора аренды, по условиям которого лицом, ответственным за устранение недостатков и ремонт оборудования, является арендодатель (ООО «<данные изъяты>»); вина в совершении вмененного правонарушении отсутствует, поскольку ООО «<данные изъяты>» не согласовало проведение капитального ремонта объекта, чем воспрепятствовало МУП «Яровской теплоэлектрокомплекс» принять меры по предупреждению вышеназванных нарушений.

Проверив материалы настоящего дела, дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей в момент совершения административного правонарушения) нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона № 116-ФЗ требования промышленной безопасности – условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности, в том числе после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В пункте 6 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности перечислены основные задачи производственного контроля.

В силу пункта 7 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности производственный контроль в эксплуатирующей организации осуществляют назначенный решением руководителя организации работник или служба производственного контроля.

Согласно пункту 96 ФНП в редакции, действовавшей в момент совершения вмененного правонарушения, работники специализированной организации, непосредственно осуществляющие работы по монтажу (демонтажу), ремонту, реконструкции (модернизации) и наладке оборудования под давлением, в порядке, установленном распорядительными документами организации в соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, и Положением об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденными приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 года № 37, должны пройти: а) руководители и специалисты – подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности и настоящих ФНП в объеме должностных обязанностей, установленных распорядительными документами специализированной организации; б) рабочие – проверку знаний в объеме квалификационных требований (в рамках профессионального обучения), а также в объеме требований производственных инструкций и (или) инструкций для данной профессии. Периодическая аттестация руководителей и специалистов проводится один раз в пять лет. Проверка знаний требований производственных инструкций и (или) инструкций для данной профессии у рабочих проводится один раз в 12 месяцев. Внеочередная аттестация руководителей и специалистов и проверка знаний рабочих проводится в случаях, установленных положением об аттестации и положением о проверке знаний.

В соответствии с пунктом 100 ФНП структура управления в специализированной организации должна обеспечивать каждому работнику конкретную сферу деятельности и пределы его полномочий. Распределение ответственности работников специализированной организации должно быть установлено в положении о контроле соблюдения технологических процессов специализированной организации.

В силу подпункта «а» пункта 101 ФНП специализированная организация должна иметь руководителей и специалистов, удовлетворяющих требованиям пунктов 96, 97 настоящих ФНП, для обеспечения выполнения работ в рамках их должностных обязанностей и полномочий, в том числе выявления случаев отступления от требований к качеству работ, от процедур выполнения работ и принятия мер по предупреждению или сокращению таких отступлений.

Согласно подпункту «д» пункта 101 ФНП специализированная организация должна устанавливать ответственность, полномочия и порядок взаимоотношения работников, занятых в управлении, выполнении или проверке выполнения работ.

В силу пункта 102 ФНП технологическая подготовка производства и производственный процесс в специализированной организации должны исключать использование материалов и изделий, на которые отсутствуют документы, подтверждающие их соответствие и качество (сертификаты, паспорта, формуляры). При монтаже, ремонте, реконструкции (модернизации) оборудования запрещается использование стальных труб, ранее бывших в употреблении.

В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 105 ФНП работники специализированных организаций, непосредственно выполняющие работы по монтажу (демонтажу), наладке либо ремонту или реконструкции (модернизации) оборудования под давлением в процессе его эксплуатации, должны иметь: документы, подтверждающие прохождение в установленном порядке профессионального обучения по соответствующим видам рабочих специальностей, а также иметь выданное в установленном порядке удостоверение о допуске к самостоятельной работе (для рабочих); документы о прохождении в установленном порядке аттестации (для руководителей и специалистов).

В силу подпунктов «в», «з», «к» пункта 218 ФНП организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации. В этих целях необходимо: назначить необходимое количество лиц обслуживающего оборудование персонала (рабочих) не моложе восемнадцатилетнего возраста, удовлетворяющего квалификационным требованиям, не имеющего медицинских противопоказаний к указанной работе и допущенного в установленном порядке к самостоятельной работе; обеспечить порядок и периодичность аттестации в области промышленной безопасности специалистов, связанных с эксплуатацией оборудования под давлением, а также проверки знаний рабочих в объеме производственных инструкций и допуска их к работе. Для этих целей назначить комиссию по аттестации из числа руководителей и главных специалистов, аттестованных в комиссии Ростехнадзора в порядке, установленном положением об аттестации. В состав комиссии по проверке знаний рабочих включают специалистов, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию, прошедших аттестацию в аттестационной комиссии эксплуатирующей организации; соблюдать требования изготовителя, установленные руководством (инструкцией) по эксплуатации, не допускать эксплуатацию неисправного (неработоспособного) и не соответствующего требованиям промышленной безопасности оборудования под давлением, у которого выявлены дефекты (повреждения), влияющие на безопасность его работы, неисправны арматура, контрольно-измерительные приборы, предохранительные и блокировочные устройства, средства сигнализации и защиты, а также если период эксплуатации превысил заявленный изготовителем срок службы (период безопасной эксплуатации), указанный в паспорте оборудования, без проведения технического диагностирования.

Согласно пункту 220 ФНП эксплуатирующая организация, осуществляющая выполнение работ по ремонту, реконструкции (модернизации) и наладке эксплуатируемого оборудования, должна иметь в своем составе специализированное подразделение (подразделения), отвечающее соответствующим требованиям, указанным в разделе III настоящих ФНП.

В силу подпунктов «а», «б» пункта 221 ФНП работники, непосредственно связанные с эксплуатацией оборудования под давлением, должны: пройти в установленном порядке аттестацию (специалисты) по промышленной безопасности, в том числе проверку знаний требований настоящих ФНП (в зависимости от типа конкретного оборудования, к эксплуатации которого они допускаются), и не нарушать требования промышленной безопасности в процессе выполнения работ; соответствовать квалификационным требованиям (рабочие) и иметь выданное в установленном порядке удостоверение на право самостоятельной работы по соответствующим видам деятельности и не нарушать требования производственных инструкций.

Согласно пункту 270 ФНП мазутные форсунки перед установкой на рабочее место должны быть испытаны на водяном стенде в целях проверки их производительности, качества распыливания и угла раскрытия факела. Разница в номинальной производительности отдельных форсунок в комплекте, устанавливаемом на мазутный котел, должна быть не более 1,5 %. Каждый котел должен быть обеспечен запасным комплектом форсунок.

В соответствии с пунктом 271 ФНП обмуровка котлов должна быть в исправном состоянии, не иметь видимых повреждений (трещин, деформаций), обеспечивать плотность топки и температуру на поверхности обмуровки, не превышающую значения, установленного разработчиком проекта котла и указанного изготовителем в руководстве (инструкции) по эксплуатации.

Согласно пункту 294 ФНП докотловая и внутрикотловая обработка воды, регулирование качества воды осуществляются по инструкциям и режимным картам по ведению водно-химического режима, разрабатываемым наладочными организациями, и должны обеспечивать качество питательной, котловой, подпиточной и сетевой воды в соответствии с нормами, установленными разработчиком проектной документации, изготовителем котла и приложением № 3 к настоящим ФНП.

В соответствии с пунктом 298 ФНП эксплуатирующая организация должна обеспечить своевременный ремонт котлов по утвержденному графику планово-предупредительного ремонта. На каждый котел должен быть заведен ремонтный журнал, в который ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котла вносит сведения о выполненных ремонтных работах, примененных материалах, сварке и сварщиках, об остановке котлов на чистку и промывку. Замена труб, заклепок и подвальцовка соединений труб с барабанами и коллекторами должны отмечаться на схеме расположения труб (заклепок), прикладываемой к ремонтному журналу. В ремонтном журнале также отражаются результаты осмотра котла до чистки с указанием толщины отложения накипи и шлама и все дефекты, выявленные в период ремонта.

В силу пункта 302 ФНП эксплуатация сосудов под давлением должна осуществляться в соответствии с разработанной и утвержденной руководством эксплуатирующей организации производственной инструкцией по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов. В инструкции, в частности, должны быть регламентированы, сосуды, на которые распространяется инструкция, их назначение; обязанности персонала во время дежурства по наблюдению и контролю за работой сосуда; порядок проверки исправности обслуживаемых сосудов и относящегося к ним оборудования в рабочем состоянии; порядок, сроки и способы проверки арматуры, предохранительных устройств, приборов автоматики защиты и сигнализации; действия персонала при ликвидации аварийных ситуаций; порядок ведения сменного журнала (оформление приема и сдачи дежурства, проверка записи лицом, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосуда).

Согласно пункту 331 ФНП для трубопровода эксплуатирующая организация разрабатывает и утверждает исполнительную схему трубопровода, в которой указывают: марки сталей, диаметры, толщины труб, протяженность трубопровода; расположение опор, компенсаторов, подвесок, арматуры, воздушников и дренажных устройств; сварные соединения с указанием расстояний между ними; расположение указателей для контроля тепловых перемещений с указанием проектных величин перемещений, устройств для измерения ползучести (для трубопроводов, которые работают при температурах, вызывающих ползучесть металла).

В соответствии с пунктом 349 ФНП тепловая изоляция трубопроводов и арматуры должна быть в исправном состоянии. Температура на ее поверхности при температуре окружающего воздуха 25 °C должна быть не более 55 °C.

В силу подпункта «г» пункта 411 ФНП оборудование под давлением, используемое на опасном производственном объекте, подлежит экспертизе промышленной безопасности, если иная форма оценки его соответствия не установлена техническими регламентами, после восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасного производственного объекта, в результате которых было повреждено оборудование под давлением.

В силу пункта 3 Положения об аттестации подготовка и аттестация специалистов по вопросам безопасности проводится в объеме, соответствующем должностным обязанностям.

В пункте 4 Положения об аттестации приведены требования промышленной безопасности, по которым проводится проверка знаний.

Согласно подпункту «а» пункта 10 Положения об аттестации аттестация по вопросам безопасности проводится для специалистов организаций, осуществляющих деятельность по строительству, эксплуатации, консервации и ликвидации объекта, транспортированию опасных веществ, а также по изготовлению, монтажу, наладке, ремонту, техническому освидетельствованию, реконструкции и эксплуатации технических устройств (машин и оборудования), применяемых на объектах.

В силу пункта 11 Положения об аттестации аттестация специалистов проводится в комиссиях организаций, в которых работают аттестуемые (в том числе основных организаций), а также в аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Центральная аттестационная комиссия, территориальные аттестационные комиссии).

Согласно пункту 13 Положения об аттестации периодическая аттестация специалистов проводится не реже чем один раз в пять лет. Если в нормативном правовом акте в сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору установлены иные сроки периодической аттестации, чем предусмотренные настоящим Положением, то применяются нормы настоящего Положения.

В соответствии с пунктом 5 Порядка проведения технического расследования причин аварий в редакции, действовавшей в момент выявления вмененного правонарушения, по каждому факту возникновения аварии, инцидента и случаю утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорных Службе объектах осуществляется техническое расследование их причин.

В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона № 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

Как следует из материалов дела, при изложении объективной стороны вмененного МУП «Яровской теплоэлектрокомплекс» правонарушения указано, в том числе на то, что последним допущены нарушения требований промышленной безопасности, выразившиеся в том, что в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 116-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, не созданы собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

Между тем положения Федерального закона № 116-ФЗ в данной части не возлагают на эксплуатирующую организацию обязанностей по выполнению конкретных мероприятий, а закрепляют лишь общие требования к эксплуатации опасных производственных объектов, являясь отсылочными (бланкетными) к иным нормам действующего законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности. Вместе с тем ни в акте проверки от 21 февраля 2018 года, ни в протоколе об административном правонарушении от 5 марта 2018 года такие нормы не приведены.

Кроме того, в постановлении должностного лица, решениях судей указано на нарушение МУП «Яровской теплоэлектрокомплекс» пункта 11 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 года № 37, в то время как приказом Ростехнадзора от 30 июня 2015 года № 251, вступившим в силу 10 августа 2015 года, данный пункт признан утратившим силу.

В этой связи данные выводы подлежат исключению из постановления должностного лица, судебных актов.

Факт совершения МУП «Яровской теплоэлектрокомплекс» вмененного правонарушения в остальной части подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 5 марта 2018 года № 20182-18/юл, копиями мотивированного представления исполняющего обязанности начальника Алтайского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского управления Ростехнадзора Самокиша С.С. от 22 января 2018 года, распоряжения заместителя руководителя Сибирского управления Ростехнадзора Иванова С.А. от 22 января 2018 года № 02-16-06/22, решения первого заместителя прокурора Алтайского края Фомина А.Н. о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 23 января 2018 года, предписания об устранении выявленных нарушений от 21 февраля 2018 года № 02-16-06/22, акта проверки от 21 февраля 2018 года № 02-16-06/22, инструкции по эксплуатации редукционно-охладительных установок, оперативного журнала начальника смены, журнала неполадок и дефектов оборудования котельного участка КТЦ ТЭЦ, инструкции по безопасному обслуживанию, ремонту и испытанию сосудов, работающих под избыточным давлением № 27М, утвержденной директором МУП «Яровской теплоэлектрокомплекс» 21 декабря 2015 года, должностных инструкций электрослесаря по обслуживанию и ремонту котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств автоматики и измерения, инженера автоматизированных систем управления технологическими процессами цеха тепловой автоматики и измерений теплоэлектроцентрали, мастера цеха автоматики и измерений теплоэлектроцентрали, фототаблицами, копиями приказа о распределении ответственности за обеспечение безопасных условий и охраны труда от 9 января 2018 года № 1-т (т.2, л.д.118-120), положения об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах МУП «Яровской теплоэлектрокомплекс» с перечнем таких объектов (т.2, л.д.121-139), свидетельства о регистрации опасных производственных объектов от 2 октября 2013 года № А63-03750 (т.2, л.д.211), оцененными должностным лицом и судьями по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В этой связи вывод мирового судьи о наличии в действиях МУП «Яровской теплоэлектрокомплекс» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным и соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Доводы жалобы о том, что МУП «Яровской теплоэлектрокомплекс» субъектом вмененного правонарушения не является со ссылками на то, что собственником объекта и лицом, ответственным за устранение недостатков и ремонт оборудования, является ООО «<данные изъяты>», подлежат отклонению. Как следует из материалов дела, в том числе копии свидетельства о регистрации опасных производственных объектов от 2 октября 2013 года № А63-03750, МУП «Яровской теплоэлектрокомплекс» является организацией, арендующей и эксплуатирующий опасный производственный объект № А63-03750-0001, а потому субъектом вмененного правонарушения.

Утверждение в жалобе о том, что вина МУП «Яровской теплоэлектрокомплекс» в совершении вмененного правонарушении отсутствует, поскольку ООО «<данные изъяты>» не согласовало проведение мероприятий по капитальному ремонту объекта, исходя из объективной стороны вмененного правонарушения во внимание не принимается.

При рассмотрении дела должностным лицом и судьями дана надлежащая оценка всем доказательствам с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности.

Противоречий по делу, которые в силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу МУП «Яровской теплоэлектрокомплекс», не имеется. Принцип презумпции невиновности не нарушен.

Таким образом, постановление должностного лица и судебные акты подлежат уточнению с исключением вышеуказанных выводов, притом что существенных нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных актов, не допущено.

Руководствуясь частью 2 статьи 30.13 и пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

решение судьи Яровского районного суда Алтайского края от 19 июня 2018 года, решение судьи Алтайского краевого суда от 7 августа 2018 года оставить без изменения, жалобу муниципального унитарного предприятия «Яровской теплоэлектрокомплекс» – без удовлетворения.

Уточнить постановление должностного лица, судебные акты, исключив выводы о том, что муниципальным унитарным предприятием «Яровской теплоэлектрокомплекс» допущены нарушения требований промышленной безопасности, выразившиеся в том, что в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, не созданы собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников; нарушен пункт 11 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 года № 37.

И.о. заместителя председателя

Алтайского краевого суда Э.Ю. Ермаков