ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1055/2015 от 24.11.2015 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Мировой судья: Власова Е.В.Судья: Рогозина В.А. Дело № 7а-1055/2015ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Волгоград 24 ноября 2015 года

Заместитель председателя Волгоградского областного суда Чаркин С.А., рассмотрев жалобу руководителя ликвидационной комиссии АНПО «Молодёжный центр консультации и тренинга» М.В.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 99 Волгоградской области от 03 марта 2015 года и решение судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 21 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, в отношении АНПО «Молодёжный центр консультации и тренинга»,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 99 Волгоградской области от 03 марта 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 21 мая 2015 года, юридическое лицо - АНПО «Молодёжный центр консультации и тренинга» признано виновным по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 (трёхсот тысяч) рублей.

Не согласившись с указанными выше судебными актами, руководитель ликвидационной комиссии АНПО «Молодёжный центр консультации и тренинга» М.В.А. обратился в Волгоградский областной суд с жалобой на вступившие в законную силу решения. Состоявшиеся по делу акты, как незаконные, просит отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь при этом на нарушение судом процессуальных норм и норм материального права.

Проверив материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы, не нахожу оснований для удовлетворения жалобы.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, - влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно абз. 2 п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.

Порядок введения реестра и бланка заявления утверждены Приказом Минюста России от 30 ноября 2012 года № 223 «О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

Пунктом 12 Порядка установлено, что заявление о включении некоммерческой организации в реестр представляется в Министерство или его территориальный орган непосредственно либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения Министерства Юстиции РФ по Волгоградской области от 10 ноября 2014 года «О проведении внеплановой документарной проверки Автономной некоммерческой правозащитной организации «Молодёжный центр консультации и тренинга» проведена проверка указанной организации, в ходе которой выявлено, что, будучи не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, АНПО «Молодёжный центр консультации и тренинга» выполняла функции иностранного агента.

АНПО «Молодёжный центр консультации и тренинга» обладает всеми признаками некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, так как является российской некоммерческой организацией, получающей денежные средства со стороны иностранного государства, и участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются исследованными судом доказательствами:

заявкой АНПО «Молодёжный центр консультации и тренинга» на получение финансовой поддержки от Национального Фонда в поддержку демократии (<.......>). Согласно данной заявке Организация предлагает реализовывать проект под названием <.......>. Для реализации проекта Организация запрашивает <.......> $ (доллар США) на 12 месяцев. В заявке указываются темы тренингов, одна из которых несёт в себе явно выраженный политический характер и звучит так <.......>;

договором пожертвования от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между АНПО «Молодёжный центр консультации и тренинга», в лице директора К.Т.Г., и Национальным Фондом в поддержку демократии (<.......>), в лице генерального директора В.М.Д., целью которого является усиление правозащитных групп, НПО на территории Волгоградской области для развития демократических процессов в России (далее – Программа). Срок его действия 12 месяцев (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Указанная сумма получена Организацией частями в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с условиями соглашения, то есть в период реализации Программы. В рамках названного договора предусматривается создание Центра поддержки гражданских инициатив (далее - Центр). На базе Центра создаётся площадка для работы с НПО, молодёжными и правозащитными группами. Планируется проведение для молодёжи тренингов личностного роста, тренингов по развитию лидерских навыков, проведения общественных кампаний и защиты прав человека;

выпиской ОАО АКБ <.......> (исх. № <...> от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которой на транзитный счет № <...> Организации ДД.ММ.ГГГГ поступила сумма в размере <.......> $ (доллар США), далее с транзитного счета данная сумма была переведена на расчетный счет № <...> (текущий, валютный счет) Организации, после чего указанная сумма с валютного счета ДД.ММ.ГГГГ поступила на расчетный счет № <...> (рублевый счет) организации в результате конверсионной сделки по курсу <.......> за 1 доллар США.

выпиской ОАО АКБ <.......> (исх. № <...> от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которой на транзитный счет № <...> Организации ДД.ММ.ГГГГ поступила сумма в размере <.......> $ (доллар США), далее с транзитного счета данная сумма была переведена на расчетный счет № <...> (валютный счет) Организации, после чего указанная сумма с валютного счета ДД.ММ.ГГГГ поступила на расчетный счет № <...> (рублевый счет) Организации в результате конверсионной сделки по курсу <.......> за 1 доллар США. Полученные в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Организацией в размере <.......> долларов США от Национального Фонда в поддержку Демократии средства были обналичены и использованы по назначению на усиление правозащитных групп, НПО на территории Волгоградской области для развития демократических процессов в России;

протоколом Правления АНПО «Молодежный центр консультации и тренинга» № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому члены Правления (К.Т.Г., Н.Е.С., К.М.А.) утвердили проект под названием <.......> на сумму <.......> $ (доллар США) сроком реализации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, источником финансирования которого является Национальный Фонд в поддержку Демократии (<.......>);

отчетами по формам <.......> и <.......>, размещенными ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в сети Интернет (<.......>) на информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации, в которых указаны сведения целевых поступлений от иных иностранных организаций и расходовании на реализацию проекта <.......>, а также на поддержку уставной деятельности АНПО «Молодежный центр консультации и тренинга»;

практическим пособием под названием <.......>, автор К.Т.Г. под редакцией К.М.А., выпущенным в рамках реализации проекта в соответствии с договором пожертвования-соглашения № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, АНПО «Молодежный центр консультации и тренинга», которое представляет собой методическое пособие по организации воздействия НКО на политику органов государственной власти, в том числе путем системной организации работ по формированию общественного мнения критической направленности о деятельности государственных органов власти;

информацией о мероприятиях под названием <.......>, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, организованных Автономной некоммерческой организацией информационных и правовых услуг <.......> при поддержке АНПО «Молодежный центр консультации и тренинга». При проведении мероприятий использовались раздаточные материалы такие как: методическое пособие <.......> (автор К.Т.Г. под редакцией К.М.А.); экспертное заключение, подготовленное по заказу Ресурсного правозащитного центра адвокатами Г.С.А. и Б.Д.Г. относительно международно-правовых аспектов проблемы, являющейся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности положений Федерального закона «О некоммерческих организаций» и КоАП РФ по жалобам уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, ряда юридических лиц и граждан (по вопросу правового урегулирования статуса некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента); презентация <.......> (подготовлено <.......>);

отчетом от ДД.ММ.ГГГГ АНПО «Молодежный центр консультации и тренинга» по проекту, предусмотренному договором пожертвования-соглашения № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в течение срока (12 месяцев) реализации проекта через просветительские программы (тренинги, семинары) была донесена информация гражданам Российской Федерации о проблемах становления гражданского общества и вовлечение молодежи в третий сектор, а также о способах воздействия НКО, путем формирования общественного мнения, на принятие органами государственной власти решений и проводимой ими государственную политику;

материалами, представленными Управлением Роскомнадзора по Волгоградской области и Республике Калмыкия, прокуратурой Волгоградской области и информационным агентством <.......>, согласно которым директор АНО «Молодежный центр консультации и тренинга» К.Т.Г. осуществлял политическую деятельность за пределами территории Волгоградской области:

ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> состоялся I Грузино-Российский Форум <.......>, организованный Грузинским Форумом Сотрудничества, директором которого является К.Т.Г., он же директор АНПО «Молодежный центр консультации и тренинга». Целью данного форума являлось создание постоянной платформы для диалога между неправительственными организациями России и Грузии для реализации двусторонних проектов, в том числе направленных на урегулирование конфликта. В форуме приняло участие более 60 представителей гражданского общества двух стран, а также представители властей Грузии, среди которых представители 30 неправительственных организаций из 19 регионов России и грузинские граждане, представляющие 25 неправительственных организаций разных регионов Грузии. Итогом резолюции в рамках данного форума являлось признание дальнейшего сотрудничества и развитие двухсторонних взаимодействий стран (Россия и Грузия), поддержка диалога между правительствами двух стран, в том числе по визовым вопросам, а также определение совместных областей для реализации двухсторонних проектов, а также подготовка предложений донорскому сообществу для финансирования;

ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> состоялся II Грузино-Российский НПО Форум <.......>. Целью данного форума было продолжение диалога между неправительственными организациями двух стран на площадке Форума для повышения их потенциала и роли в становлении институтов гражданского общества. На указанном форме были подведены итоги проведения I Грузино-Российского форума по вопросам: грузино-российские отношения, развитие неправительственных организаций и независимых медиа в России и Грузии, права человека и правоприменительная практика: опыт России и Грузии, визовые вопросы или что могут сделать неправительственные организации для изменения ситуации. Организацию данного форума проводил непосредственно К.Т.Г.. Последний является директором Грузинского Форма Сотрудничества, а также директором АНПО «Молодежный центр консультации и тренинга». В проведении указанного форума К.Т.Г. выступал в двух направлениях, как от имени директора Грузинского Форума Сотрудничества, так и от имени директора проверяемой Организации.

списком группы из России II Грузино-Российский НПО Форума, в котором указаны названия организаций, участвующих в данном форуме, одна из которых АНПО «Молодежный центр консультации и тренинга» <адрес>;

сведениями с информационного ресурса под названием <.......>, на котором в разделе <.......>ДД.ММ.ГГГГ размещена публикация под заголовком: <.......>.

Установлено, что I Грузино-Российский Форум и II Грузино-Российский НПО Форум проходили при поддержке представительства <.......>, <.......>, <.......>, что указывает на признаки дополнительного финансирования из иностранных источников деятельности АНПО «Молодежный центр консультации и тренинга». Деятельность указанных форумов освещалась полно и открыто в средствах массовой информации, включая деятельность директора АНПО «Молодежный центр Консультации и тренинга» К.Т.Г., таких как информационный интернет-ресурс <.......>, информационный интернет-ресурс <.......>, информационный интернет-ресурс <.......>, информационный интернет-ресурс <.......>, информационный интернет-ресурс <.......>, информационный интернет-ресурс <.......>, информационныйинтернет-ресурс<.......>, информационный интернет-ресурс <.......> и т.д., доступных на всей территории Российской Федерации.

сведениями, размещенными на информационном Интернет-ресурсе <.......> в разделе <.......> о публикации под названием <.......>. В статье сообщается о запланированном проведении данного мероприятия на ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, где состоится Круглый стол <.......>. Начало в 18-00. Организаторы встречи: Центр культурных отношений <.......> (<адрес>), АНО <.......> (<адрес>), АНПО «Молодежный центр консультации и тренинга» (<адрес>). В рамках круглого стола участники обсудят реальные возможности влияния НКО на законодательство, вопросы государственной поддержки развития институтов гражданского обществ на примере Грузии. У участников будет возможность ознакомиться с результатами некоторых грузинских реформ. Место проведения: <адрес>, офис АНПО «Молодежный центр консультации и тренинга»;

сведениями, размещенными на информационном Интернет-ресурсе <.......>, на котором в разделе <.......> размещена публикация под названием <.......>. В ней сообщается о том, что более ста представителей неправительственных организаций и независимых экспертов Грузии и России приняли участие во втором грузино-российском форуме НПО, который прошел в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

Фактические обстоятельства дела судом проверены, подтверждены совокупностью исследованных судом доказательств, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

У юридического лица - АНПО «Молодежный центр консультации и тренинга» имелась возможность для соблюдения требований Федерального закона от 20 июля 2012 года № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

Таким образом, действия АНПО «Молодёжный центр консультации и тренинга» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.

Постановление о привлечении АНПО «Молодёжный центр консультации и тренинга» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено АНПО «Молодёжный центр консультации и тренинга» в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.

Выводы мирового судьи нашли своё подтверждение в решении суда второй инстанции, вынесенном в соответствии с требованиями ст. 30.7 КоАП РФ.

Довод жалобы руководителя ликвидационной комиссии АНПО «Молодёжный центр консультации и тренинга» М.В.А. о том, что постановление было вынесено за пределами сроков привлечения к административной ответственности, подлежит отклонению ввиду следующего.

Совершенное АНПО «Молодёжный центр консультации и тренинга» правонарушение является длящимся, так как его объективная сторона выражена в осуществлении деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, составляет три месяца.

Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Правонарушение было выявлено Управлением Министерства Юстиции Российской Федерации по Волгоградской области в ходе проверки, проведенной на основании Распоряжения Министерства Юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> «О проведении внеплановой документарной проверки Автономной некоммерческой правозащитной организации «Молодёжный центр консультации и тренинга», оконченной ДД.ММ.ГГГГ.

Постановление вынесено мировым судьёй судебного участка № 99 Волгоградской области 03 марта 2015 года, то есть в рамках установленного законом срока.

Иные доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение их законность и обоснованность.

На момент рассмотрения жалобы, оснований к прекращению производства по делу в отношении АНПО «Молодёжный центр консультации и тренинга», предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ и ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления мирового судьи судебного участка № 99 Волгоградской области от 03 марта 2015 года и решения судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 21 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, в отношении АНПО «Молодёжный центр консультации и тренинга», не усматриваю.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,

постановил:

жалобу руководителя ликвидационной комиссии АНПО «Молодёжный центр консультации и тренинга» М.В.А. оставить без удовлетворения.

Постановление мирового судьи судебного участка № 99 Волгоградской области от 03 марта 2015 года и решение судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 21 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, в отношении АНПО «Молодёжный центр консультации и тренинга», - оставить без изменения.

Заместитель председателя <.......>

Волгоградского областного суда Чаркин С.А.

<.......>

<.......>