4а-1058/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Самара 04 октября 2017 года
Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу Ч.Ю.А. на постановление мирового судьи судебного участка №105 Комсомольского судебного района г.Тольятти Самарской области от 05.06.2017 г. и решение Комсомольского районного суда г.Тольятти от 02.08.2017 г. в отношении генерального директора ЗАО «Транспортно-экспедиторская фирма «Росатранс» Ч.Ю.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №105 Комсомольского судебного района г.Тольятти Самарской области от 05.06.2017 г. генеральный директор ЗАО «Транспортно-экспедиторская фирма «Росатранс» Ч.Ю.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Решением Комсомольского районного суда г.Тольятти от 02.08.2017 г. постановление мирового судьи от 05.06.2017 г. оставлено без изменения.
В надзорной жалобе Ч.Ю.А. просит принятые по делу судебные решения отменить и направить дело на новое рассмотрение, поскольку его вина в совершении вмененного административного правонарушения не доказана, при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении судебных решений по делу допущены нарушения, влекущие признание их незаконными, указывает, что уведомление составленное заместителем начальника Межрайонной ИФНС России №19 по Самарской области по своей форме и содержащихся требований не является предписанием.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 54 гл.4 ч.1 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.п.2,7 ч.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
Согласно п.5 ст.7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставляется право требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, нарушений, связанных с исчислением и уплатой других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, нарушений законодательства Российской Федерации, регулирующего предпринимательскую деятельность, а также контролировать выполнение указанных требований.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 25.01.2017 г. в 15 часов 30 минут старшим специалистом 2 разряда отдела оперативного контроля МИФНС России № 19 по Самарской области в рамках контрольных мероприятий по выявлению признаков недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в соответствии с п. 4 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" проведен осмотр (обследование) местонахождения налогоплательщика ЗАО «Транспортно-экспедиторская фирма «Росатранс», по результатам которого выявлено отсутствие организации, по адресу указанному в учредительных документах и 13.02.2017 г. выдано уведомление генеральному директору ЗАО «Транспортно-экспедиторская фирма «Росатранс» Ч.Ю.А. о необходимости предоставления достоверных сведений в регистрирующий орган в срок до 14.03.2017 г.
В ходе проведенной 27.04.2017 г. старшим государственным налоговым инспектором отдела оперативного контроля МИФНС России № 19 по Самарской области на основании п. 4 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" проверки, выявлено невыполнение в установленный срок до 14.03.2017 г. требования МИФНС России № 19 по Самарской области о предоставлении достоверных сведений и 28.04.2017 г. заместителем начальника отдела учета налогоплательщиков МИФНС России № 19 по Самарской области в отношении генерального директора ЗАО «Транспортно-экспедиторская фирма «Росатранс» Ч.Ю.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Судебные инстанции, согласившись с протоколом об административном правонарушении, в подтверждение, что генеральным директором ЗАО «Транспортно-экспедиторская фирма «Росатранс» Ч.Ю.А. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, указали в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении № 84-19.5/17 от 28.04.2017 г. (л.д. 3); уведомление № 05-22/00692 от 13.02.2017 г., направленное генеральному директору ЗАО «Транспортно-экспедиторская фирма «Росатранс» Ч.Ю.А. о сообщении в регистрирующий орган в срок до 14.03.2017 г. в установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" порядке достоверных сведений об адресе юридического лица ЗАО «Транспортно-экспедиторская фирма «Росатранс» или предоставлении документов, свидетельствующих о достоверности сведений (л.д. 13); протокол осмотра (обследования) помещения от 25.01.2017 г. по месту нахождения ЗАО «Транспортно-экспедиторская фирма «Росатранс» по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено, что по данному адресу общество юридическую деятельность не ведет (л.д.16-17); выписка из ЕГРЮЛ в отношении ЗАО «Транспортно-экспедиторская фирма «Росатранс» по состоянию на 15.05.2017 г., в котором указано место нахождение: <адрес> и генеральным директором ЗАО «Транспортно-экспедиторская фирма «Росатранс» является Ч.Ю.А. (л.д.18-20).
Однако с выводами судебных инстанций в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, согласиться нельзя.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также его виновность в совершении административного правонарушения.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Привлекая генерального директора ЗАО «Транспортно-экспедиторская фирма «Росатранс» Ч.Ю.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, мировой судья исходил из того, что им не выполнено в установленный срок законное предписание о необходимости предоставления достоверных сведений о месте нахождения юридического лица. Решением районного суда от 02.08.2017 г. постановление мирового судьи от 05.06.2017 г. оставлено без изменения.
В тоже время, судебными инстанциями оставлено без внимания то, что заместителем начальника отдела учета налогоплательщиков МИФНС России № 19 по Самарской области 13.02.2017 г. генеральному директору ЗАО «Транспортно-экспедиторская фирма «Росатранс» Ч.Ю.А. направлялось не предписание об устранении ЗАО «Транспортно-экспедиторская фирма «Росатранс» нарушений законодательства, а уведомление о необходимости предоставления достоверных сведений к установленному сроку, и при таких обстоятельствах, в бездействии генерального директора ЗАО «Транспортно-экспедиторская фирма «Росатранс» Ч.Ю.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку не предоставление по требованию налогового органа достоверных сведений не образует состав административного правонарушения, предусмотренного по данной статье и в бездействии генерального директора ЗАО «Транспортно-экспедиторская фирма «Росатранс» Ч.Ю.А., выразившемся в непредставлении в государственный орган, осуществляющий государственный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2.1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5.1, 19.7.5.2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.8, 19.8.3, усматривается состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 19.7 КоАП РФ.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24.03.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Принимая во внимание, что правонарушение, в совершении которого генеральный директор ЗАО «Транспортно-экспедиторская фирма «Росатранс» Ч.Ю.А. признан виновным, и предусмотренное ст. 19.7 КоАП РФ находятся в одной главе КоАП РФ, имеют единый родовой объект, переквалификация бездействие должностного лица не ухудшает его положение, считаю возможным переквалифицировать бездействие генерального директора ЗАО «Транспортно-экспедиторская фирма «Росатранс» Ч.Ю.А. с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ на ст. 19.7 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
надзорную жалобу генеральный директор ЗАО «Транспортно-экспедиторская фирма «Росатранс» Ч.Ю.А. оставить без удовлетворения.
Постановление мирового судьи судебного участка № 105 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области от 05.06.2017 г. и решение Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области от 02.08.2017 г. в отношении генерального директора ЗАО «Транспортно-Экспедиторская фирма «Росатранс» Ч.Ю.А. изменить, переквалифицировать действия генерального директора ЗАО «Транспортно-Экспедиторская фирма «Росатранс» Ч.Ю.А. с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ на ст. 19.7 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд Российской Федерации.
Заместитель председателя
Самарского областного суда Шкуров С.И.