ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-106/17 от 24.11.2017 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Дело № 4а-106/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Горно-Алтайск

Председатель Верховного Суда Республики Алтай Алексина М.В., рассмотрев жалобу защитника Анакова А.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Шебалинского района Республики Алтай от 07 июля 2017 года, которым должностное лицо:

ФИО1, глава сельской администрации муниципального образования Актельское сельское поселение Шебалинского района Республики Алтай (далее - глава сельского поселения), признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,

решение судьи Шебалинского районного суда Республики Алтай от 27 сентября 2017 года, которым

оставлено без изменения постановление мирового судьи судебного участка Шебалинского района Республики Алтай от 07 июля 2017 года,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка Шебалинского района Республики Алтай от 07 июля 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Шебалинского районного суда Республики Алтай от 27 сентября 2017 года, должностное лицо - ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Алтай, защитник ФИО1 – Анаков А.А. выражает несогласие с принятыми по делу судебными актами, просит их отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены постановление, решение, указывает, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным должностным лицом.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно статье 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» руководители и другие работники органов местного самоуправления отнесены к числу лиц, обязанных проходить подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в образовательных организациях по основным профессиональным образовательным программам.

Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены группы населения, проходящие обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также основные задачи и формы обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях.

Руководители и председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления отнесены к числу лиц, проходящих подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций (подпункты «г,е» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 N 547).

Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления получение дополнительного профессионального образования или курсового обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках (подпункт «д» пункта 4 указанного Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 N 547).

Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, курсовое обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы является обязательным (пункт 5 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 N 547).

Дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации или курсовое обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций руководители и председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления проходят в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (подпункт «б» пункта 6 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 N 547).

По смыслу указанных норм, невыполнение главой сельского поселения обязанности повышать квалификацию в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года со дня назначения на должность, либо в течение пяти лет со дня прохождения последнего обучения образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что глава сельской администрации муниципального образования Актельское сельское поселение Шебалинского района Республики Алтай ФИО1, избранный на должность 18 мая 2014 года, в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 не прошёл подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций в виде дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации или курсового обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Вопреки доводам жалобы, ставящим под сомнение событие правонарушения и вину ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ, обстоятельства совершения правонарушения подтверждаются совокупностью доказательств, а именно: актом плановой проверки муниципального образования от 10 мая 2017 года, протоколом об административном правонарушении от 10 мая 2017 года, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с правилами статьи 26.11 КоАП РФ, с учетом требований части 3 статьи 26.2 КоАП РФ о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона.

Наличие у ФИО1 и его защитника иной оценки исследованных доказательств, отличной от оценки судебных инстанций, не свидетельствует о наличии оснований для освобождения лица, в отношении которого ведется производство по делу от административной ответственности.

Довод жалобы о составлении протокола об административном правонарушении неуполномоченным должностным лицом, подробно исследован судьёй второй инстанции, обоснованно отвергнут как несостоятельный.

Полномочия должностных лиц Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6 КоАП РФ вытекают из содержания пункта 7 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, Постановления Правительства Республики Алтай от 26.08.2016 N 261 «Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера в Республике Алтай», Постановления Правительства Республики Алтай от 20.11.2014 N 332 «Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и туризма Республики Алтай и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай».

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности, вынесено с соблюдением срока давности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.6 КоАП РФ, с соблюдением общих правил назначения административного наказания, предусмотренных статьей 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере, оснований для его снижения у суда не имеется.

Вместе с тем, имеются основания для изменения обжалуемых постановления мирового судьи и решения судьи районного суда на основании пункта 2 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ, в связи со следующим.

В акте проверки, протоколе об административном правонарушении должностным лицом указано на невыполнение главой сельского поселения ФИО1 обязанности провести повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям, что является нарушением пункта 6 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 N 547.

Это обстоятельство судебные инстанции посчитали доказанным, включили в объективную сторону деяния, вменённого главе сельского поселения ФИО1 в качестве административного правонарушения.

Однако судебные инстанции не учли, что в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие, что в муниципальном образовании, возглавляемом ФИО1, сформирована и действует комиссия по чрезвычайным ситуациям.

Должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, не представлено документов, подтверждающих нахождение в подчинении ФИО1 какого-либо лица, занимающего должность председателя комиссии, либо что сам ФИО1 занимает должность председателя комиссии.

Кроме того, судебные инстанции не учли, что положения пункта 6 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 не возлагают на руководителя органа местного самоуправления обязанность проводить повышение квалификации председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям.

При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка Шебалинского района Республики Алтай от 07 июля 2017 года решение судьи Шебалинского районного суда Республики Алтай от 27 сентября 2017 года подлежат изменению, путём исключения вывода о нарушении ФИО1 обязанности провести повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка Шебалинского района Республики Алтай от 07 июля 2017 года, решение судьи Шебалинского районного суда Республики Алтай от 27 сентября 2017 года, вынесенные в отношении главы сельского поселения ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ, изменить, исключить из описания события правонарушения указание на невыполнение ФИО1 обязанности провести повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям.

В остальной части судебные акты оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1, без удовлетворения.

Председатель Верховного Суда Республики Алтай

ФИО2