4а-1075\2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Самара 20 сентября 2018 года
Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу ФИО1 – представителя по доверенности Департамента градостроительства городского округа Самара на постановление мирового судьи судебного участка №26 Ленинского судебного района г.Самары Самарской области от 27.06.2018г. и решение Ленинского районного суда г.Самары от 30.07.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Департамента градостроительства городского округа Самара,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка №26 Ленинского судебного района г.Самары Самарской области от 27.06.2018 года Департамент градостроительства городского округа Самара признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей за представление в государственный орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) сведений (информации) в искаженном виде.
Решением Ленинского районного суда г.Самары от 30.07.2018г. постановление мирового судьи от 27.06.2018г. оставлено без изменения.
В надзорной жалобе представитель ФИО1 ссылается на необъективное рассмотрение дела об административном правонарушении и несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела; считает дело рассмотренным без соблюдения требований ст.24.1 КоАП РФ о полном, всестороннем и объективном выяснении всех обстоятельств; указывает, что Департамент градостроительства городского округа Самара выступал заказчиком по муниципальному контракту №235175 от 21.01.2014г. на реконструкцию объекта «Реконструкция ул.Луначарского от ул.Ново-Садовой (проспект Ленина) до ул.Московское шоссе», по условиям которого подрядчик должен был установить на объекте дорожные знаки в количестве 88 штук и элементы благоустройства (урны в количестве 40 штук и дождеприемные чугунные люки в количестве 39 штук) и указанные работы приняты Департаментом, что подтверждается актами выполненных работ; полагает, что Департаментом соблюдены обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, неполная или искаженная информация о видах работ, предусмотренных муниципальным контрактом в части благоустройства территории в Государственную инспекцию строительного надзора Самарской области Департаментом не предоставлялась, поскольку такие работы подрядчиком были выполнены; обращает внимание, что в период с июля по октябрь 2017 года элементы благоустройства указанного объекта (15 дорожных знаков, 40 металлических урн, 7 дождеприемных чугунных люков) исчезли в связи с неправомерными действиями неустановленных лиц, в связи с чем Департамент письмом от 22.12.2017г. №Д05-01/3168 направил в отдел полиции №4 Октябрьского района г.Самары заявление о возбуждении уголовного дела, на основании которого возбуждено уголовное дело №11801360049000102 в отношении неустановленного лица; утверждает, что для восстановления утраченных элементов благоустройства Департаментом были заключены муниципальные контракты, в силу чего Департаментом предприняты все зависящие от него меры по соблюдению норм действующего законодательства; просит состоявшиеся судебные решения в отношении Департамента градостроительства городского округа Самара отменить, освободить от административной ответственности по ст.19.7 КоАП РФ ввиду малозначительности совершенного правонарушения и ограничиться устным замечанием.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии с ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в связи с поступлением из Департамента градостроительства городского округа Самара на основании разрешения на строительство №RU63301000-173 от 31.12.2015г. и положительного заключения государственной экспертизы №63-1-3-0345-13 от 15.07.2013г., выданного Государственным автономным учреждением Самарской области «Государственная экспертиза проектов в строительстве» являющегося застройщиком объекта в адрес государственной инспекции строительного надзора Самарской области извещения №10 от 13.04.2018г. об окончании реконструкции объекта капитального строительства: «Реконструкция ул.Луначарского от ул.Ново-Садовой (проспект Ленина) до ул.Московское шоссе», расположенного по адресу: г.Самара, Октябрьский район, между проспектом Ленина и Московским шоссе, в период с 27.04.2018г. по 28.04.2018г. консультантом управления по надзору за строительством объектов инфраструктуры государственной инспекции строительного надзора Самарской области на основании распоряжения врио руководителя государственной инспекции строительного надзора Самарской области №362-рп от 17.04.2018г. проведена внеплановая выездная проверка Департамента градостроительства городского округа Самара (застройщика), по результатам которой выявлено, что подлежащие проверке работы, предусмотренные пунктом 9 программы проведения проверки от 22.04.2014г., на момент проверки не завершены в части благоустройства территории и устройства асфальтобетонного покрытия тротуара напротив площадки строительства Линдовской насосной станции, что свидетельствует об искажённости сведений о выполненных работах содержащихся в извещении Департамента градостроительства городского округа Самара об окончании реконструкции объекта капитального строительства, о чем составлен акт проверки №01-05-08/0367 от 28.04.2018 года (л.д.23-26).
По данному факту 15.05.2018г. консультантом управления по надзору за строительством объектов инфраструктуры государственной инспекции строительного надзора Самарской области в отношении Департамента градостроительства городского округа Самара составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ, за представление в Государственную инспекцию строительного надзора Самарской области извещения №10 от 13.04.2018 года об окончании реконструкции объекта капитального строительства, содержащего искаженные сведения о выполненных работах.
В подтверждение, что Департаментом градостроительства городского округа Самара совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.19.7 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении №01-05-13/146 от 15.05.2018 года (л.д.10-12, том 1); разрешение на строительство №RU63301000-173 от 31.12.2015г., выданное Департаменту градостроительства г.о.Самара на реконструкцию объекта капитального строительства: «Реконструкция ул.Луначарского от ул.Ново-Садовой (проспект Ленина) до ул.Московское шоссе» (л.д.13-15, том 1); положительное заключение государственной экспертизы №63-1-3-0345-13 от 15.07.2013г., выданное Государственным автономным учреждением Самарской области «Государственная экспертиза проектов в строительстве» (л.д.16, том 1); извещение об окончании реконструкции объекта капитального строительства: «Реконструкция ул.Луначарского от ул.Ново-Садовой (проспект Ленина) до ул.Московское шоссе» №10 от 13.04.2018г. (л.д.17-18, том 1); распоряжение врио руководителя государственной инспекции строительного надзора Самарской области №362-рп от 17.04.2018г. о проведении выездной внеплановой проверки юридического лица (л.д.19-22, том 1); акт проверки №01-05-08/0367 от 28.04.2018 года (л.д.23-26, том 1); свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица - Департамента градостроительства городского округа Самара (л.д.29, том 1); сведения ЕГРЮЛ о юридическом лице по состоянию на 16.05.2018 года (л.д.31-36, том 1), - поскольку перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности Департамента градостроительства городского округа Самара в совершении данного административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст.26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с нормами КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом, судебными инстанциями признаны допустимыми доказательствами, обоснованно положены в основу обжалуемых судебных постановлений и не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст.2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч.2 ст.2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доводы надзорной жалобы о том, что Департаментом градостроительства городского округа Самара как Заказчиком приняты от Застройщика все работы, в том числе и по благоустройству территории и устройству асфальтобетонного покрытия тротуара, что свидетельствует о соблюдении Департаментом обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, однако в период времени с июля по октябрь 2017 года элементы благоустройства указанного объекта похищены неизвестными лицами, в связи с чем, Департамент 22.12.2017г. направил в отдел полиции №4 Октябрьского района г.Самары заявление о возбуждении уголовного дела, не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку в извещении №10 от 13.04.2018г. об окончании реконструкции объекта капитального строительства, направленного Департаментом градостроительства городского округа Самара в адрес Государственной инспекции строительного надзора Самарской области, Департамент подтвердил фактическое окончание реконструкции объектов капитального строительства, устранении всех нарушений выполненных работ требованиям технического регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в то время как в момент составления данного извещения указанные в извещении сведения не соответствовали фактическим обстоятельствам, в связи с тем, что элементы благоустройства территории и устройства асфальтобетонного покрытия тротуара на объекте капитального строительства отсутствовали.
Извещение об окончании реконструкции объекта капитального строительства №10 направлено Департаментом градостроительства городского округа Самара в адрес Государственной инспекции строительного надзора Самарской области 13.04.2018 года, заявление Департаментом градостроительства городского округа Самара в отдел полиции №4 Октябрьского района г.Самары по факту кражи элементов благоустройства по сортному объекту подано 22.12.2017 года, постановление о возбуждении уголовного дела по факту кражи вынесено 29.01.2018 года (л.д.55). Однако Департамент не указал имеющиеся недостатки в извещении №10 от 13.04.2018г. об окончании реконструкции объекта капитального строительства, то есть представил в государственный орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) сведения в искаженном виде, что является объективной стороной вменяемого состава правонарушения.
При изложенных обстоятельствах, Департамент градостроительства городского округа Самара обоснованно признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ.
При рассмотрении настоящего дела мировым судьей установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств сделан обоснованный вывод о наличии в действиях Департамента градостроительства г.о.Самара состава административного правонарушения предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы ФИО1 – представителя по доверенности Департамента градостроительства городского округа Самара на постановление мирового судьи от 27.06.2018г. судьей Ленинского районного суда г.Самары дело проверено в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, в решении от 30.07.2018г. дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и указаны мотивы, по которым районный судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения юридического лица – Департамента градостроительства городского округа Самара к административной ответственности по ст.19.7 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи.
Доводы надзорной жалобы о возможности признания совершенного административного правонарушения малозначительным несостоятельны.
В соответствии со ст.2.9 КРФоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Однако возможность освобождения от административной ответственности путем признания административного правонарушения малозначительным во всех случаях способствовала бы формированию атмосферы безнаказанности, что несовместимо с вытекающим из статей 4 (часть 2), 15 (часть 2) и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации принципом неотвратимости ответственности за нарушение закона.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером совершенного правонарушения, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судьей в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.
Характер совершенного Департаментом градостроительства городского округа правонарушения по ст.19.7 КоАП РФ, объектом посягательства которого является право государственных органов на достоверную информацию, представление которой в соответствующий государственный орган обязательно, свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере.
Состав правонарушения, квалифицируемого по ст.19.7 КоАП РФ, является формальным, и в данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством.
Применение в данном конкретном случае положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяющих прекратить производство по делу об административном правонарушении и освободить виновное лицо от административной ответственности, ограничившись вынесением устного замечания, нарушит принципы верховенства закона, будет способствовать снижению авторитета государственной власти, попирать действующее в области проведения государственного контроля (надзора) законодательство, способствовать уклонению виновного лица от административной ответственности.
Доводы, которыми аргументирована надзорная жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и правовой оценки предыдущих судебных инстанций, а также к выражению несогласия с произведенной предыдущими судебными инстанциями правовой оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ. Несогласие с правовой оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенных по делу судебных решений, поскольку надзорная инстанция правом переоценки установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не наделена.
Довод о формальном рассмотрении дела судебными инстанциями не заслуживает внимания и основан только на субъективном мнении автора жалобы. При рассмотрении дела мировым судьей и судьей районного суда непосредственно исследованы материалы дела, вынесенные судебные решения мотивированы и не оставляют сомнений о всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств по делу. Правильность правовой оценки доказательств сомнений не вызывает. Не согласиться с выводами судебных инстанций оснований не имеется.
Вопреки доводам надзорной жалобы, данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости предыдущих судебных инстанций при рассмотрении дела, в представленных материалах не имеется, принцип презумпции невиновности не нарушен.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые могут быть истолкованы в пользу юридического лица - Департамента градостроительства городского округа Самара, по делу не усматривается.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судебными инстанциями не допущено, нормы материального права применены правильно, основания для отмены или изменения состоявшихся судебных решений отсутствуют.
Наказание Департаменту градостроительства городского округа Самара назначено с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, в пределах санкции ст.19.7 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка №26 Ленинского судебного района г.Самары Самарской области от 27.06.2018 года и решение Ленинского районного суда г.Самары от 30.07.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ, в отношении Департамента градостроительства городского округа Самара оставить без изменения, а надзорную жалобу ФИО1 – представителя по доверенности Департамента градостроительства городского округа Самара оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда Шкуров С.И.