ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1079/19 от 04.07.2019 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Уфа 04 июля 2019 года

Исполняющий обязанности заместителя Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Усманова Р.Р., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 14 июня 2019 года) жалобу директора федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный биосферный заповедник «Шульган-Таш» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 08 августа 2018 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 05 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении директора федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный биосферный заповедник «Шульган-Таш» ФИО1,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 08 августа 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 05 сентября 2018 года, должностное лицо - директор федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный биосферный заповедник «Шульган-Таш» (далее - ФГБУ «Государственный заповедник «Шульган-Таш») ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Не согласившись с вынесенными по делу судебными постановлениями, директор ФГБУ «Государственный заповедник «Шульган-Таш» ФИО1 обжалует их в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.12 КоАП РФ, просит отменить ввиду незаконности и необоснованности, производство по делу прекратить.

Проверив материалы дела, изучив доводы заявителя, считаю жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.

Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 5.1 указанного Федерального закона на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Согласно ч. 2 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в ст. 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных ст. 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п. 2 ст. 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

В силу ч. 1 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В силу ст. 9.1 Федерального закона № 73-ФЗ органам государственной власти субъекта Российской Федерации передано осуществление федерального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации).

Согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№..., Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан является исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Республики Башкортостан.

Как следует из материалов дела, в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан поступило обращение гражданина ФИО2 от дата (вх. № ОГ-140 от дата.) по факту проведения земляных и иных работ на территории кордона ФГБУ «Государственный заповедник «Шульган-Таш» в непосредственной близости от объекта культурного наследия федерального значения «ФИО3 пещера с живописью эпохи палеолита».

С целью предварительной проверки поступившего обращения 02 декабря 2017 года осуществлен выезд в Бурзянский район Республики Башкортостан (Киекбаевский сельсовет) и осмотр территории объекта культурного наследия федерального значения «ФИО3 пещера с живописью эпохи палеолита», в результате которого выявлен факт проведения земляных работ.

В ходе проверки рассмотрены документы, представленные ФГБУ «Государственный заповедник «Шульган-Таш», а также документы, имеющиеся в распоряжении Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан.

Согласно акту осмотра объекта культурного наследия от 02 декабря 2018 года рядом со входом на территорию заповедника «Шульган-Таш», начиная с информационного стенда, тянется полоса из отвалов земляного грунта (протяженностью примерно 30 м и шириной 2 м), ведущая на территорию соседнего жилого дома. Земляные работы проводятся на территории земельного участка под кадастровым номером 02:18:130102:25. В ходе работ произведена выемка грунта, снят дерн, имеются следы тяжелой техники. Имеется большая земляная насыпь, которая складирована около информационного стенда заповедника. На момент осмотра рабочие и техника отсутствовали.

Земельный участок под кадастровым номером ... территории государственного природного заповедника «Шульган-Таш» входит в границы территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательного места «Земля Урал-Батыра».

На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 15 марта 2016 года № 35762-р объект культурного наследия регионального значения - достопримечательное место «Земля Урал-Батыра» зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером 021630414770005.

Согласно письму ФГБУ «Государственный заповедник «Шульган-Таш» (исх. № 232-н от 26 декабря 2017 года) на указанном участке заповедника в соответствии с «Генеральным планом развития территории музейно-экскурсионного комплекса (МЭК) государственного природного заповедника «Шульган-Таш» монтируются временные сборно-разборные здания, относящиеся к инфраструктуре МЭК.

В соответствии с дополнительным письмом ФГБУ «Государственный заповедник «Шульган-Таш» (исх. № 11-н от 24 января 2018 года) на вышеуказанном участке, вблизи дороги выполняется монтаж общественного туалета размером 6,5х3,0 м с выгребной ямой. Объект рассчитан на 4 персоны, включая людей с ограниченными физическими возможностями. Со стороны ближайших к участку зданий к нему подведен водопровод, для чего через весь участок была вырыта траншея шириной 2 м, глубиной 1 м.

ФГБУ «Государственный заповедник «Шульган-Таш» указанные работы с Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан не согласовывало, по поводу проведения земляных и иных работ на указанной территории в Управление не обращалось.

Таким образом, директор ФГБУ «Государственный заповедник «Шульган-Таш» ФИО1 нарушил требования ч. 2 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ, организовав проведение земляных и иных работ на территории объекта культурного наследия регионального значения «Земля Урал - Батыра» (кадастровый номер земельного участка ...), не согласовав их с государственным органом охраны объектов культурного наследия Республики Башкортостан.

Указанные обстоятельства подтверждаются:

протоколом об административном правонарушении от дата, составленным в присутствии директора ФГБУ «Государственный заповедник «Шульган-Таш» ФИО1 (л.д. 1 – 7 т. 1);

копией приказа начальника Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан №... от дата о проведении внеплановой документарной проверки (л.д. 18 – 21 т. 1);

копией акта проверки №... ВПЮ от дата (л.д. 28 – 32 т. 1);

копией акта осмотра объекта культурного наследия от дата с фотографиями (л.д. 100 -111 т. 1);

копией письма ФГБУ «Государственный заповедник «Шульган-Таш» №...-н от дата (л.д. 167 т. 1);

копией приказа заместителя министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации №...-к от дата о назначении ФИО1 на должность директора государственного природного заповедника «Шульган-Таш» (л.д. 152 т. 1);

копией обращения ФИО2 от дата о проведении земляных работ вблизи от объекта культурного наследия и фотографиями (л.д. 22 - 24 т. 2).

Достоверность, допустимость и относимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все представленные доказательства проверены судебными инстанциями в совокупности друг с другом, им дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Ссылка заявителя на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 апреля 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление ФГБУ «Государственный заповедник «Шульган-Таш», признаны недействующими с момента вступления в законную силу решения суда:

постановление Правительства Республики Башкортостан от 09 марта 2017 года № 71 «Об отнесении части объекта культурного наследия регионального значения – достопримечательного места «Земля Урал-Батыра», который расположен на территории Киекбаевского сельсовета (Бурзянский район), к историко-культурным заповедникам» в части применения к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, управляемых ФГБУ «Государственный заповедник «Шульган-Таш», включая его охранную зону,

постановление Правительства Республики Башкортостан от 17 октября 2018 года № 501 «О введении особого режима функционирования объекта культурного наследия федерального значения «ФИО3 пещера с живописью эпохи палеолита»,

приказ Министерства культуры Республики Башкортостан от 11 декабря 2014 года № 355 «Об утверждении границ территории объекта культурного наследия федерального значения «ФИО3 пещера с живописью эпохи палеолита» (редакция от 12 июля 2017 года № 222) в части применения к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, управляемых ФГБУ «Государственный заповедник «Шульган-Таш», включая его охранную зону,

приказ Министерства культуры Республики Башкортостан от 02 декабря 2015 года № 380 «О включении выявленного объекта культурного наследия достопримечательное место «Земля Урал-Батыра», расположенного по адресу: Республика Башкортостан, муниципальный район Бурзянский район, Киекбаевский сельсовет в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в части применения к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, управляемых ФГБУ «Государственный заповедник «Шульган-Таш», включая его охранную зону,

приказ Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 10 августа 2018 года № 263 «Об установлении условий доступа к объекту культурного наследия федерального значения «ФИО3 пещера с живописью эпохи палеолита», несостоятельна.

Обстоятельства, установленные указанным судебным актом, не влияют на доказанность вины директора ФГБУ «Государственный заповедник «Шульган-Таш» ФИО1 в нарушении требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Статус объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательного места «Земля Урал-Батыра», зарегистрированного в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером 021630414770005 на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 15 марта 2016 года № 35762-р, не изменился. Кроме того, данных о вступлении решения Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 апреля 2019 года в законную силу на момент рассмотрения настоящей жалобы не имеется.

При таких обстоятельствах вывод судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан о совершении директором ФГБУ «Государственный заповедник «Шульган-Таш» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, является правильным, с чем обоснованно согласился судья Верховного Суда Республики Башкортостан.

Данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан при рассмотрении дела, судьи Верховного Суда Республики Башкортостан при рассмотрении жалобы, не представлено, каких-либо неустранимых сомнений в виновности должностного лица в материалах дела также не имеется. Таким образом, принцип презумпции невиновности при производстве по делу об административном правонарушении нарушен не был.

Доводы жалобы направлены на переоценку установленных, проверенных и надлежаще исследованных судебными инстанциями обстоятельств дела и представленных доказательств, оснований для которой по материалам дела не имеется. Выводы о виновности директора ФГБУ «Государственный заповедник «Шульган-Таш» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, являются мотивированными и обоснованными.

Назначенное наказание отвечает требованиям ст. 4.1 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену либо изменение судебных постановлений, по делу не допущено.

Представленное директором ФГБУ «Государственный заповедник «Шульган-Таш» ФИО1 заявление о приостановлении исполнительного производства не может быть рассмотрено в порядке ст. 30.12 КоАП РФ, поскольку в силу ч. 1 ст. 31.6 КоАП РФ приостановление исполнения постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, осуществляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшим постановление о назначении административного наказания. Таким образом, разрешение указанного заявления (ходатайства) не входит в полномочия исполняющего обязанности заместителя председателя Верховного Суда Республики Башкортостан.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л А:

постановление судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 08 августа 2018 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 05 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении директора федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный биосферный заповедник «Шульган-Таш» ФИО1 оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.

Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.

Исполняющий обязанности

заместителя Председателя

Верховного Суда

Республики Башкортостан Р.Р. Усманова

Справка:

судья межрайонного суда ФИО4

судья Верховного Суда РБ Соболева Г.Б.

дело № 44А-1079/19