ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1079/2014 от 12.03.2015 Самарского областного суда (Самарская область)

 № 4а- 74 /2015(4а-1079/2014)

 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 г. Самара 12 марта 2015 года

 Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу начальника Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области ФИО1 на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 108 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области от 01.07.2014 и решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 05.08.2014 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ,

 у с т а н о в и л:

 постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 108 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области от 01.07.2014 Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

 Решением Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 05.08.2014 постановление мирового судьи оставлено без изменения.

 В надзорной жалобе начальник Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области ФИО1 указывает, что в соответствии с изменениями, внесенными в п.2 ст.9 Федерального закона «О гражданской обороне», у Инспекции отсутствует обязанность по созданию нештатных аварийно-спасательных формирований, в связи с чем суду следовало прекратить производство по делу ввиду отсутствия события административного правонарушения. Также заявитель, ссылается на то, что Инспекция является территориальным органом власти, финансируемым за счет средств федерального бюджета, поскольку финансирование обеспечено не было, устранение выявленных нарушений не представлялось возможным, указывает на наличие в протоколе об административном правонарушении и судебных решениях ссылок на утратившие силу нормативные правовые акты и просит отменить состоявшиеся судебные решения с прекращением производства по делу.

 Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, считаю, что она подлежит частичному удовлетворению.

 В соответствии с ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

 Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что при проведении 05.06.2014 внеплановой выездной проверки на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) от 28.04.2014 в отношении Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области, расположенной по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований норм и правил в области гражданской обороны.

 Согласно акту проверки от 05.06.2014 Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области не выполнила мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а именно:

 - в нарушение п.2 ст.9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пп.3,4 подп. «г» п.5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841; Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного Приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999; п. «в» ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; подп. «б» п.1 Постановления Правительства РФ от 03.08.1996 № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; ст.7,12 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей» в организации не укомплектованы и не оснащены нештатные аварийно-спасательные формирования;

 - в нарушение п.1 ст.9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановления Правительства РФ от 27.04.2000 № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств», в организации не созданы и не содержатся в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

 - в нарушение пп.8,25,34 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (утвержденного Приказом МЧС России от 21.12.2005 № 993), работники организации не обеспечены противогазами из расчета на 100% от их общей численности, при этом количество запасов противогазов увеличивается на 5 % от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов;

 - в нарушение пп.1.4, 2.3, 2.8.10, 2.8.12 и Приложений №№ 4,5,6 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, в организации отсутствуют необходимые документы по организации хранения средств индивидуальной защиты.

 Согласно статье 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера представляет собой гражданскую оборону.

 Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

 планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

 проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

 осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны;

 создают в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

 В соответствии с п. «в» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.

 Приказом МЧС РФ от 21.12.2005 N 993 утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты.

 Данное Положение определяет организацию и порядок накопления, хранения, освежения и использования средств индивидуальной защиты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от их

 2.

 организационно-правовой формы, для обеспечения ими граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.

 Предоставление населению средств индивидуальной защиты осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 Накопление средств индивидуальной защиты осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (пункты 2 и 3 Положения).

 Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации (далее - Положение о гражданской обороне).

 В соответствии с пунктом 10 Положения о гражданской обороне к числу основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ и средств индивидуальной защиты, относится обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.

 Факт совершения Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств: протоколом от 09.06.2014 об административном правонарушении; актом проверки от 05.06.2014; Положением о Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области, утвержденным 31.03.2011, - которым судебными инстанциями дана правовая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

 Вместе с тем, следует согласиться с доводом надзорной жалобы о необоснованности вменения Инспекции нарушения, выразившегося в том, что в организации не укомплектованы и не оснащены нештатные аварийно-спасательные формирования. Требование об организации нештатных аварийно-спасательных формирований не соответствует статье 9 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 404-ФЗ).

 В силу п. 2 ст.9 указанного Федерального закона организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.

 Административным органом не представлено доказательств, подтверждающих, что Инспекция является организацией, на которую возложена обязанность по созданию и поддержанию в состоянии готовности нештатных аварийно-спасательных формирований.

 Исключение данного нарушения не является основанием для отмены состоявшихся судебных решений в связи с отсутствием события административного правонарушения, на что ссылается в надзорной жалобе заявитель, поскольку юридическому лицу вменены и другие нарушения.

 Доводы жалобы о наличии в протоколе об административном правонарушении и в судебных решениях ссылок на утратившие силу Постановления Правительства РФ от 03.08.1996 № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и от 22.11.1997 № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей» также не являются основанием для освобождения Инспекции от административной ответственности, поскольку нарушения указанных Постановлений заключались только в отсутствии организации нештатных аварийно-спасательных формирований, что признано необоснованным и подлежащим исключению из вмененных Инспекции нарушений.

 Довод жалобы о том, что у Инспекции отсутствовало необходимое финансирование для соблюдения в полном объеме требований норм и правил в области гражданской обороны не ставит под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных решений.

 При рассмотрении настоящего дела мировым судьей правильно установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств сделан обоснованный вывод о наличии в действиях Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области состава административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.20.7 КоАП РФ.

 Законность и обоснованность вынесенного 01.07.2014 мировым судьей постановления проверены судьей районного суда в соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, и в решении судьи от 05.08.2014 дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и доводам жалобы, указаны мотивы, по которым судья пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.

 Наказание за совершение административного правонарушения назначено с соблюдением правил ст. 4.1 КоАП РФ в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.2 ст.20.7 КоАП РФ.

 Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшиеся судебные постановления как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены не имеется.

 Вместе с тем, имеются основания для изменения постановления мирового судьи и решения районного суда.

 По общему правилу, установленному в ч.1 ст.29.11 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Однако в исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в ч.ч. 3 - 5 ст.29.6 КоАП РФ, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

 Как следует из материалов дела, резолютивная часть постановления была объявлена мировым судьей 01.07.2014 (л.д.31), а мотивированное постановление изготовлено в полном объеме 03.07.2014 (л.д. 32-33). Таким образом, в силу ч.1 ст.29.11 КоАП РФ датой вынесения постановления по делу об административном правонарушении является 3 июля 2014 года. Однако в постановлении мирового судьи датой его вынесения указано 01.07.2014. Аналогичная ошибка содержится также и в решении судьи районного суда от 05.08.2014, вынесенном по результатам рассмотрения жалобы на постановление мирового судьи. В связи с этим названные судебные акты подлежат уточнению в части даты вынесения мировым судьей постановления по делу об административном правонарушении.

 3.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.17 ч. 2 п. 3, 30.18 КоАП РФ,

 п о с т а н о в и л:

 надзорную жалобу начальника Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области ФИО1 удовлетворить частично.

 Постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 108 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области от 01.07.2014 и решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 05.08.2014 в отношении Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, изменить: - исключить из судебных решений выводы о том, что в организации не укомплектованы и не оснащены нештатные аварийно-спасательные формирования;

 - считать датой вынесения постановления мирового судьи 3 июля 2014 года.

 В остальной части судебные решения оставить без изменения.

 В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

 Заместитель председателя

 Самарского областного суда С.И. Шкуров