ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-108/2014 от 25.03.2014 Омского областного суда (Омская область)

 4-№ <...>/2014

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 <...> <...> года

 Председатель Омского областного суда Ярковой В.А., рассмотрев надзорную жалобу Чернявской Н.Л. на постановление мирового судьи судебного участка № <...> Кировского АО <...> от <...>, вынесенное в отношении директора бюджетного учреждения <...> «Омские муниципальные библиотеки» - Чернявской Н.Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ,

 УСТАНОВИЛ:

 постановлением мирового судьи судебного участка № <...> Кировского АО <...> от <...> Чернявская Н.Л., являясь <...> бюджетного учреждения <...> «Омские муниципальные библиотеки» (сокращенное наименование БУ <...> «ОМБ»), была подвергнута административному штрафу в размере <...> рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.

 Мировым судьей установлено, что <...> в <...>, в ходе плановой проверки БУ <...> «ОМБ» по адресу: <...>, проведенной на основании распоряжения начальника территориального отдела надзорной деятельности Кировского АО <...> УНД ГУ МЧС России по <...> № <...> от <...>, выявлено, что <...> учреждения Чернявская Н.Л. не выполнила мероприятия в области гражданской обороны по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при проведении военных действий или вследствие этих действий, а именно:

 - не разработала План гражданской обороны и защиты населения в соответствии с установленными требованиями, а именно не согласовала с органом местного самоуправления, не разработала необходимые положения (ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ; п. п. 3, 89, 103, 118 Приказа МЧС РФ от 16.02.2012 года № 70);

 - не прошла обучение в области гражданской обороны в качестве руководителя организации (ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ; п. 4 приложения Постановления Правительства РФ от 02.11.2000 года № 841; п. 22 приложения Приказа МЧС России от 13.11.2006 года № 646);

 - не направила на обучение в области гражданской обороны руководителя эвакуационного органа (ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ; п. 4 приложения Постановления Правительства РФ от 02.11.2000 года № 841; п. 17 приложения Приказа МЧС России от 13.11.2006 года № 646).

 В качестве доказательств при вынесении постановления мировым судьей приняты во внимание протокол об административном правонарушении от <...>, акт проверки от <...>

 В надзорной жалобе Чернявская Н.Л. просит отменить постановление мирового судьи, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения. Считает протокол об административном правонарушении недопустимым доказательством. Указывает, что ей не была вручена копия данного протокола. Ссылается на то, что учреждение, директором которого она является, не является объектом гражданской обороны, поскольку не осуществляет свою деятельность в военное время. Руководитель групп занятий организации и уполномоченный по ГО и ЧС организации в 2012 году обучение прошли, в связи с чем, пункты 2 и 3 протокола об административном правонарушении также считает необоснованными.

 Изучив материалы дела об административном правонарушении № 5-№ <...>/2013, проверив доводы надзорной жалобы, прихожу к следующему.

 Часть 2 статьи 20.7 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

 Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

 Согласно Уставу БУ <...> «ОМБ» учреждение является информационным, культурно-просветительным и образовательным учреждением, его учредителем – муниципальное образование городской округ <...>. Функции и полномочия учредителя осуществляет департамент культуры Администрации <...> (л.д. 12-14).

 Руководителем <...>) БУ <...> «ОМБ» является Чернявская Н.Л. (л.д. 8).

 В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ (в редакции, действующей на момент совершения правонарушения) (далее – ФЗ «О гражданской обороне») организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны.

 Согласно статье 6 ФЗ «О гражданской обороне» проведение единой государственной политики в области гражданской обороны обеспечивается Правительством Российской Федерации. Оно же руководит организацией и ведением гражданской обороны, издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны.

 Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 года № 804 в соответствии с ФЗ «О гражданской обороне» утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации (далее – Положение № 804), в соответствии с пунктом 5 которого планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

 В силу п. 4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14 ноября 2008 года № 687 (далее – Положение № 687) план основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

 Согласно п. 6 Положения № 687 планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время и в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) был утвержден приказом МЧС России от 16 февраля 2012 года № 70 (далее – Порядок № 70).

 Пунктом 3 вышеназванного Порядка установлено, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О гражданской обороне» организации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

 Из системного толкования вышеприведенных норм закона следует, что организации должны составлять планы гражданской обороны независимо от организационно-правовых форм.

 В то же время состав плана по разделам и объем прилагаемых к плану приложений в силу требований Порядка № 70 зависит от отнесения организации к категории по гражданской обороне и продолжение или прекращения организацией деятельности в военное время. Также в соответствии с пунктом 118 Порядка № 70 в зависимости от указанного определятся порядок согласования планов гражданской обороны: организациями, отнесенными к категории особой важности или первой категории по гражданской обороне – с соответствующим органом местного самоуправления и главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации; организациями, отнесенными ко второй категории по гражданской обороне, а также организациями, не отнесенными к категории по гражданской обороне и (или) прекращающей работу в военное время, - с соответствующим органом местного самоуправления.

 Протокол об административном правонарушении и материалы дела не содержат данных об отнесении БУ <...> «ОМБ» к какой-либо категории по гражданской обороне.

 Из вмененных БУ <...> «ОМБ» нарушений пунктов 89 и 103 Порядка № 70 следует, что данные пункты регулируют планирование гражданской обороны организациями, отнесенными к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей свою деятельность в военное время.

 Вместе с тем, требование об обучении руководителя организации предъявлено по п. 22 Приказа МЧС РФ от 13 ноября 2006 г. № 646 как к руководителю организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне.

 Из приложенной к надзорной жалобе копии письма Департамента общественной безопасности Администрации <...> от <...> № ДОБ/046/65 следует, что на основании сведений, отраженных в Перечне организаций <...>, отнесенных к категориям по гражданской обороне, согласованным с МЧС России и утвержденным <...>, председателем <...> В.И. Назаровым, БУ <...> «ОМБ» не имеет категории по гражданской обороне.Из копии ответа Департамента культуры Администрации <...> от <...> № № <...> также следует, что библиотеки прекращают свою деятельность в военное время, администрация и персонал библиотек, члены их семей эвакуируются в загородную зону <...>.

 Вместе с тем, согласно п. 116 Порядка № 70 организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и (или) прекращающие работу в военное время, расположенные вне зон возможных разрушений, возможного химического опасного заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), собственные планы гражданской обороны не разрабатывают. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.

 Материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств расположения БУ <...> «ОМБ» в вышеуказанной зоне.

 Имеющееся в материалах дела письмо Министерства культуры <...> (копия на л.д. 10) от <...> № <...> о том, что в особый период времени все государственные учреждения, подведомственные Министерству культуры <...>, продолжают работать, не может быть принято во внимание, поскольку БУ <...> «ОМБ» в силу вышеприведенных положений устава является муниципальным учреждением культуры и не подведомственно Министерству культуры <...>.

 Следовательно, вывод о том, что должностное лицо БУ <...> «ОМБ» Чернявская Н.Л. не разработала План гражданской обороны и защиты населения в соответствии с установленными требованиями, а именно не согласовала с органом местного самоуправления, не разработала необходимые положения, что послужило основанием для привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ является бездоказательным.

 Согласно п. 2 ст. 11 ФЗ «О гражданской обороне» руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.

 Основные задачи обучения населения в области гражданской обороны, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также формы обучения определены Положением об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 года № 841 (далее – Положение № 841).

 Согласно п. 3 Положения № 841 руководители организаций относятся к группе лиц, подлежащих обучению.

 В соответствии с Приложением «Формы обучения в области гражданской обороны (по группам обучаемым) к Положению № 841 для руководителей организаций, должностных лиц и работников гражданской обороны предусмотрены следующие формы обучения: а) самостоятельная работа с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне; б) переподготовка и повышение квалификации в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны; в) участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне.

 Кроме того, пункт 4 Положения № 841 устанавливает, что повышение квалификации руководителей организаций, должностных лиц и работников гражданской обороны, а также преподавателей курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" учреждений общего и профессионального образования проводится не реже 1 раза в 5 лет. Для данной категории лиц, впервые назначенных на должность, переподготовка или повышение квалификации в области гражданской обороны в течение первого года работы являются обязательными.

 В соответствии с п. 22 Перечня, утвержденного Приказом МЧС РФ от 13 ноября 2006 года № 646, руководители организаций, не отнесенных к категории по гражданской обороне могут проходить переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

 В материалах дела об административном правонарушении имеется приказ Департамента культуры Администрации <...> от <...> № <...> о назначении Чернявской Н.Л. <...> БУ <...> «ОМБ». Однако согласно копии устава в редакции № 2, зарегистрированной в ЕГРЮЛ <...>, названное учреждение было создано в 1998 году и ранее именовалось муниципальное учреждение культуры «Централизованная система муниципальных библиотек <...>». Согласно копии приказа Департамента культуры Администрации <...> от <...> № 196-к, приложенной к жалобе Чернявской Н.Л., последняя была принята на должность <...> муниципального учреждения культуры «Централизованная система муниципальных библиотек <...>» с <...>

 При составлении протокола об административном правонарушении не исследовался вопрос о прохождении обучения Чернявской Н.Л. на первом году работы в должности руководителя учреждения, ранее имевшего другое наименование, а также применительно к абз. 2 п. 4 Положения № 841 – о необходимости повышения квалификации не реже 1 раза в пять лет.

 Таким образом, из имеющихся в деле доказательств не представляется возможным сделать вывод о неисполненной Чернявской Н.Л. обязанности – пройти переподготовку или повышение квалификации в области гражданской обороны.

 По правилам п. 17 Перечня, утвержденного Приказом МЧС РФ от 13 ноября 2006 года № 646, руководители эвакуационных органов организаций должны пройти обучение в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

 Из протокола об административном правонарушении следует, что Чернявская Н.Л. не направила на обучение в области гражданской обороны руководителя эвакуационного органа.

 Вмененное в этой части нарушение п. 4 приложения Постановления Правительства РФ от 02.11.2000 года № 841 регулирует обучение работающего населения, а указанный выше п. 17 Перечня, утвержденного Приказом МЧС РФ от 13 ноября 2006 года № 646, устанавливает альтернативу в выборе образовательных учреждений.

 Согласно копии приказа БУ <...> «ОМБ» от <...> № <...> председателем эвакокомиссии является инженер технического отдела Рыбальченко И.Г.

 Обстоятельства о прохождении Рыбальченко И.Г. соответствующего обучения по гражданской обороне мировым судьей не выяснялись.

 Из прилагаемой к жалобе копии удостоверения № <...> от <...> следует, что Рыбальченко И.Г. прошла стажировку в БОУ ДПО «Учебно-методический центр по ГО и ЧС <...>».

 Сведений о недостаточности данного обучения материалы дела не содержат, так как лицом, составившим протокол об административном правонарушении, не отражено в протоколе и не представлено соответствующих доказательств о том, какие программы обучения должен проходить руководитель эвакуационного органа и в каком количестве учебных часов.

 Таким образом, обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление о привлечении Чернявской Н.Л. к административной ответственности, не доказаны.

 Применительно к вышеизложенному в соответствии с п. 4 ч. 2 с. 20.17 КоАП РФ постановление мирового судьи подлежит отмене.

 Доводы жалобы о не вручении Чернявской Н.Л. копии протокола об административном правонарушении подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку из материалов дела бесспорно следует, что Чернявская Н.Л. при составлении протокола присутствовала, его копию получила, что подтверждается ее подписью в соответствующей графе (л.д. 2-3).

 Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о ненадлежащем уведомлении Чернявской Н.Л. о времени и месте рассмотрения дела мировым судьей, так как судебная повестка была направлена Чернявской Н.Л. по адресу, указанному с ее слов в протоколе об административном правонарушении от <...>

 На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 30.13, п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ,

 ПОСТАНОВИЛ:

 постановление мирового судьи судебного участка № <...> Кировского АО <...> от <...>, вынесенное в отношении директора бюджетного учреждения <...> «Омские муниципальные библиотеки» - Чернявской Н.Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ – отменить.

 Прекратить производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.

 Копию постановления направить для сведения Чернявской Н.Л., в Территориальный отдел надзорной деятельности Кировского АО <...> УНД ГУ МЧС России по <...>.

 Председатель

 Омского областного суда В.А. Ярковой

 <...>

 <...>