ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1090/2014 от 15.12.2014 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Дело № 7а-1090/2014 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 г. Волгоград 15 декабря 2014 года

 Заместитель председателя Волгоградского областного суда Туленков Д.П., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Клименко М.М. на постановление судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 21 мая 2014 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 27 июня 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Клименко Михаила Михайловича,

установил:

 постановлением судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 21 мая 2014 года индивидуальный предприниматель Клименко М.М. (далее по тексту - Клименко М.М.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.

 Решением судьи Волгоградского областного суда от 27 июня 2014 года вышеуказанное постановление судьи Волжского городского суда Волгоградской области было оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 и протест заместителя прокурора г. Волжского Волгоградской области - без удовлетворения.

 В жалобе, поданной в Волгоградский областной суд в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ФИО1 просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как незаконные и прекратить производство по делу.

 В обоснование доводов жалобы ФИО1 указывает на то, что в соответствии со ст. 2 и приложением 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 04.03.2013 № 22-ФЗ) опасными производственными объектами являются сети газораспределения и сети газопотребления, на которых используется природный газ в количествах, указанных в приложении 2 к Федеральному закону, а именно свыше 1 тонны природного газа. Согласно расчету определения количества опасного вещества в эксплуатируемой им системе газопотребления количество природного газа составляет 0,767865 кг, поэтому данный объект на момент проверки 14 марта 2014 года и вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не относился к опасным производственным объектам, подлежащим обязательному лицензированию, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. Вместе с тем, судья первой инстанции и судья вышестоящего суда при рассмотрении дела об административном правонарушении применили Закон в прежней редакции, не подлежащий применению и утративший силу. Кроме того, в настоящее время принадлежащая ему система газопотребления объекта исключена из перечня опасных объектов.

 Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.

 В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трёх тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трёхсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 В силу ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

 Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности, что следует из ст. 3 Закона № 116-ФЗ.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" ФЗ (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 № 22-ФЗ) опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ. Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, исходя из классификации опасных производственных объектов, установленной приложением 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ.

 В силу статьи 2 и приложения 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются сети газораспределения и сети газопотребления, на которых используется природный газ в количествах, указанных в приложении 2 к Федеральному закону, а именно свыше 1 тонны природного газа (1-ая строка таблицы 2 приложения 2).

 Согласно ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать её функционирование; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.

 Из материалов дела об административном правонарушении видно, что 14 марта 2014 года в 11 часов 50 минут в ходе проведения проверки прокуратурой г. Волжского Волгоградской области с участием инспектора Ростехнадзора на предмет соблюдения законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения промышленной безопасности в деятельности предпринимателя без образования юридического лица ФИО1, в ходе которой установлено, что одним из видов деятельности ФИО1 является сдача внаём собственность нежилого помещения недвижимого имущества. С целью осуществления указанной деятельности ФИО1 эксплуатирует взрывопожароопасный производственный объект – сеть газопотребления предприятия (свидетельство о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов от 29 сентября 2011 года №<.......>).

 Согласно свидетельству о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, лицом, ответственным за соблюдение требований промышленной безопасности на взрывопожароопасном производственном объекте – сеть газопотребления предприятия является предприниматель без образования юридического лица ФИО1

 При этом, в деятельности ФИО1 допущено нарушения Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утверждённых Постановлением Госгортехнадзора России от 18 марта 2003 года №9 (далее Привила) при его эксплуатации, а именно: не назначено приказом по организации лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию опасного производственного объекта сети газопотребления, аттестованное в установленном порядке, в нарушение п. 1.2.1, п.1.2.9 и п.5.2.1 Правил; не проводится техническое обслуживание и ремонт газопроводов и газового оборудования (не заключён договор со специализированной организацией, выполняющей работы по обслуживанию и ремонту), нарушены требования п.п. 5.1.1 и 5.9.3 Правил; не проводится метрологическая проверка средств измерений (манометров, тягонапоромеров и сигнализаторов загазованности) установленных в котельной, чем допущено нарушение п. 5.7.5 Правил; не обеспечено обслуживание и ремонт приборов и средств автоматизации, блокировок и сигнализации, установленных на газоиспользующих установках, в нарушение п. 5.7.1 Правил; вопреки требованиям п.3, п.5 и п.7 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте утверждённых постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 года №263, не разработано положение о производственном контроле и не назначено приказом по предприятию лицо, ответственное за организацию и осуществление производственного контроля; не разработано положение о расследовании причин инцидентов, их учёт и анализ, согласованный с территориальным органом Ростехнадзора, чем нарушен п.2 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённого Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 августа 2011 года №480; не заключён с профессиональными аварийно-спасательными службами договор на обслуживание по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, тем самым нарушена ч.1 ст.10 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

 По результатам проведенной проверки 14 марта 2014 года заместителем прокурора г. Волжского Волгоградской области было вынесено постановление о возбуждении в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

 Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и его вина подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: актом совместной проверки от 03 марта 2014 года, в котором перечислены допущенные ФИО1 нарушения (л.д. 48); справкой об нарушениях выявленных при проверке индивидуального предпринимателя ФИО1 (л.д.49, 50); объяснением от 14 марта 2014 года ФИО1, не отрицавшего факта допущенных нарушений (л.д.51, 52); показаниями в судебном заседании свидетеля – специалиста РОСТЕХНАДЗОРА Ю.М.М., участвовавшей в проведении проверки; выпиской из единого государственного реестра индивидуального предпринимателя ФИО1 (л.д. 53-58); свидетельством о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя ФИО1 (л.д. 59); справкой ИП ФИО1 о наличии в собственности опасного производственного объекта (л.д. 60); постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 14 марта 2014 года (л.д. 4, 5); определением от 28 марта 2014 года о передаче материалов дела по подведомственности в Волжский городской суд (л.д. 2,3) и иными имеющимися в материалах дела доказательствами, получившими оценку в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств.

 При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

 Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, судьи пришли к обоснованному выводу о доказанности вины ФИО1 и правильности квалификации его действий по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

 Оснований сомневаться в правильности и объективности этой оценки не имеется.

 Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судами первой и второй инстанции допущено не было.

 Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

 Административное наказание назначено ФИО1 ниже низшего предела санкции ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ с учётом общих правил назначения наказания и положений постановления Конституционного Суда от 25 февраля 2014 года №4-П.

 Оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных постановлений не усматривается.

 Приведенный ФИО1 в обоснование жалобы довод о том, что количество используемого природного газа в принадлежащей ему системе газопотребления составляло 0,767865 кг, то есть менее 01 тонны, в связи с чем на момент проверки 14 марта 2014 года и вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении этот объект не относился к опасным производственным объектам, подлежащим обязательному лицензированию, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.

 В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Согласно свидетельству о регистрации <.......> ИП Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, выданному 29 сентября 2011 года, ФИО1 с указанной даты эксплуатировал опасный производственный объект – систему газопотребления, зарегистрированный в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

 Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ФИО1 при проведении проверки прокурором 14.03.2014 г., а также при рассмотрении в судебных заседаниях в Волжском городском суде постановления заместителя прокурора г. Волжского о возбуждении дела об административном правонарушении и в Волгоградском областном суде его жалобы на постановление судьи Волжского городского суда об указанных обстоятельствах не сообщал, доказательств того, что принадлежащая ему система газопотребления не относится к опасным производственным объектам в следствие количества используемого в ней природного газа менее 01 тонны на время совершения правонарушения и рассмотрения дела не представлял, на указанное обстоятельство не ссылался.

 Кроме того, ФИО1 также не приложил к настоящей жалобе на постановление и решение судей городского и областного судов доказательства, подтверждающие факт использования им в системе газопотребления природного газа в количестве 0,767865 кг как на период рассмотрения дела об административном правонарушении, так и в настоящее время.

 Представленное ФИО1 уведомление Нижне-Волжского управления РОСТЕХНАДЗОРА об исключении его из территориального раздела государственного реестра опасных производственных объектов 31 июля 2014 года не указывает на основания принятия этого решения уполномоченным должностным лицом и не подтверждает обстоятельства, на которые ссылается заявитель.

 Кроме того, снятие ФИО1 с регистрационного учета опасных производственных объектов 31 июля 2014 года произведено только после привлечения его к административной ответственности за указанное в судебных решениях правонарушение.

 По указанным мотивам, состоявшиеся по делу судебные постановления являются законными и обоснованными, оснований для их отмены по результатам рассмотрения жалобы ФИО1 не установлено.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.13, 30.17 и 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

 постановление судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 21 мая 2014 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 27 июня 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.

 Заместитель председателя

 Волгоградского областного суда ФИО2