ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1110/17 от 16.10.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

4а-1110/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Самара 16 октября 2017 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу ФИО1на постановление мирового судьи судебного участка № 107 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области от 02.06.2017 и решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 15.08.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ,

установил:

19.05.2017 заместителем прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заведующей-провизора аптекой №42 ООО «Центрфарм» ФИО1, за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Постановлением мирового судьи судебного участка №107 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области от 02.06.2017 должностное лицо - заведующая -провизор аптекой №42 ООО «Центрфарм» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

Решением Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 15.08.2017 постановление мирового судьи от 02.06.2017 оставлено без изменения.

В надзорной жалобе ФИО1 указывает на невиновность в данном правонарушении, поскольку согласно ФЗ «Об обращении лекарственных средств» № 61-ФЗ иммунобиологические лекарственные препараты это лекарственные препараты, предназначенные для формирования активного или пассивного иммунитета либо диагностики наличия иммунитета или диагностики специфического приобретенного изменения иммунологического ответа на аллергизирующие вещества, к ним относятся вакцины, анатоксины, токсины, сыворотки, иммуноглобулины и аллергены. Медицинские препараты «Виферон», «Кипферон», «Интерферон» не являются иммунобиологическими лекарственными препаратами и не требуют хранения в отдельном холодильнике, также ссылается на пропуск установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения ее к административной ответственности, поскольку правонарушение, предусмотренное ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ, не относится к правонарушениям в области предпринимательской деятельности, для которых Кодексом установлен годичный срок давности, просит состоявшиеся судебные решения отменить с прекращением производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения и в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, оснований для их удовлетворения не нахожу.

В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Пунктом 47 ч.1 ст.12 Закона №99-ФЗ установлено, что к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, отнесена фармацевтическая деятельность.

Согласно части 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

В соответствии с п. 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (ред. от 15.04.2013), осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пп. "а" - "з" п. 5 Положения.

Подпунктом "а" и "з" п. 5 Положения предусмотрено, что аптечные организации обязаны иметь оборудования, необходимые для выполнения работ(услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций) и соблюдать правила хранения лекарственных средств для медицинского применения.

В силу ч. 2 ст. 58 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н (ред. от 28.12.2010) Утверждены Правила хранения лекарственных средств.

В силу п. п. 40 и 42 Правил N 706н хранение лекарственных препаратов для медицинского применения должно - осуществляться: в соответствии с требованиями к их хранению, указанными на вторичной(потребительской) упаковке лекарственных препаратов; о требованиям государственной фармакопеи и нормативной документации, а также с учетом свойств веществ, входящих в их состав.

В соответствии с письмом Минздрава России от 25.01.2017 N 2003316/25-4 о хранении лекарственных препаратов, рекомендованных для местного применения, указано, что в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии "Об утверждении Номенклатуры лекарственных форм" под местным применением понимается нанесение лекарственного препарата на слизистые оболочки (в том числе глазное, назальное, ректальное, вагинальное применение, нанесение на десны, слизистую оболочку полости рта и др.), а также введение в наружный слуховой проход. При этом в иных документах, принятых в рамках Евразийского экономического союза, применяется терминология "лекарственные препараты для приема внутрь", "лекарственные препараты для местного и (или) наружного применения". Целесообразно хранение лекарственных препаратов, рекомендованных для местного применения, отдельно от лекарственных препаратов, предназначенных для внутреннего или наружного применения.

Порядок ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I и IV наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (перманганат калия), утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 N 419 "О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом".

Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 22.02.2017 прокуратурой <адрес> в связи с заданием прокуратуры <адрес> №ИсРАЙнд-2108-2017/07-22-2017 от ДД.ММ.ГГГГ в части исполнениязаконодательства в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий, соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности, в отношении в ООО «Центрфарм», осуществляющего

2.

деятельность в аптеке , расположенной по адресу: <адрес>, проведена проверка в ходе которой установлены нарушения: Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 г. N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств", Порядка ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 N 419 "О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом", - выразившиеся в отсутствии отдельного холодильника для хранения иммунобиологических лекарственных препаратов: суппозитории ректальные «Виферон», производитель ООО «Ферон»; суппозитории для ректального или вагинального введения «Кипферон», производитель ООО «АЛФАРМ», раствор для местного применения и ингаляций «Интерферон», производитель «Hoffman-La Roch», хранились в холодильнике совместно с другими лекарственными препаратами и ведение не по установленной форме журнала учета операций, при котором изменяется количество прекурсора наркотического средства и психотропного вещества.

19.05.2017 по факту выявленных правонарушений заместителем прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области в отношении должностного лица – заведующего-провизора аптекой № 42 ООО «Центрфарм» ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, с последующим привлечением к административной ответственности за данное правонарушение.

В подтверждение, что должностным лицом - заведующей-провизором аптекой № 42 ООО «Центрфарм» ФИО1, совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: рапорт помощника прокурора <адрес> от 22.02.2017 об обстоятельствах проведения проверки ООО «Центрфарм», в ходе которой выявлены нарушения условий хранения лекарственных препаратов и ведения журнала учета операций, при котором изменяется количество прекурсора наркотического средства и психотропного вещества, не по установленной форме (л.д.8); уведомление № 08-115-2017 от 16.05.2017 о составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, направленное директору ООО «Центрфарм», и полученное 17.05.2017 ФИО1 (л.д.9); акт проверки юридического лица от 22.02.2017, с приложенной фототаблицой (л.д.10-11); справка от 22.02.2017 провизора –аналитика ГБУЗ «Центр контроля качества лекарственных средств Самарской области» ФИО, из содержания которой следует, что 22.02.2017 в ходе проверки аптеки № 42 ООО «Центрафарм» выявлены нарушения: 1. журнал учета операций, при котором изменяется количество прекурсора наркотического средства и психотропного вещества, ведется по неустановленной форме; 2. отсутствует отдельный холодильник для хранения иммунобиологических лекарственных препаратов, данные препараты хранятся в холодильнике совместно с другими лекарственными препаратами (л.д.12); письменные объяснения заведующей – провизора аптеки №42 ООО «Центрфарм» ФИО1 об обстоятельствах проведенной проверки (л.д.15); лицензия №ЛО-63-02-000795 от 18.12.2012 на осуществление фармацевтической деятельности, выданная ООО «Центрфарм» (л.д.16-18); устав ООО «Центрфарм» (л.д.19-29); свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 26.03.2010, выданное ООО «Центрфарм» (л.д.30); договор №42-2016 аренды нежилого помещения от 01.01.2016, заключенный между ОАО «Витафарм» и ООО «Центрфарм» (л.д.32-37); выписка из ЕГРЮЛ (л.д.40-46); должностная инструкция заведующего аптекой от 14.10.2016 (л.д.47-49); выписка из приказа ООО «Центрфарм» №49-К от 01.08.2010 о принятии ФИО1 на должность заведующего-провизора аптеки , расположенной по адресу: <адрес> (л.д.50), - поскольку перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности должностного лица - заведующего-провизора аптекой № 42 ООО «Центрфарм» ФИО1 в совершении данного административного правонарушения.

В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст.26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.

Доводы надзорной жалобы ФИО1 о невиновности в данном правонарушении, поскольку все лекарственные средства хранились в холодильнике в соответствии с инструкцией, являются несостоятельными.

Согласно требованиям Государственной фармакопеи Российской Федерации XIII издание, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, хранение иммунобиологических лекарственных препаратов должно осуществляться при температуре не выше 8 С. Не допускается совместное хранение в холодильнике иммунобиологических лекарственных препаратов с другими лекарственными средствами. Иммунобиологические препараты хранятся в холодильниках, оборудованных термометрами, при температуре +5 + /- 3 °С (в пределах от +2 до +8 °С). Хранение в холодильнике иных предметов или лекарственных препаратов не допускается.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в нарушение указанных требований на момент проведения проверки 22.02.2017 прокуратурой <адрес> установлено, что в аптеке ООО «Центрфарм» расположенной по адресу: <адрес>, отсутствовал холодильник для отдельного хранения иммунобиологических лекарственных препаратов, указанные препараты хранились в холодильнике совместно с другими препаратами.

Данные обстоятельства также подтверждаются актом проверки от 22.02.2017 и справкой провизора –аналитика ГБУЗ «Центр контроля качества лекарственных средств» ФИО, которая подтвердила факт хранения иммунобиологических лекарственных препаратов в холодильнике совместно с другими лекарственными препаратами и ведение журнала по неустановленной форме.

Ссылка в надзорной жалобе ФИО1 об истечении установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения ее к административной ответственности, поскольку правонарушение, предусмотренное ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ, не относится к правонарушениям в области предпринимательской деятельности, для которых Кодексом установлен годичный срок давности, является несостоятельной.

Правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, относится к правонарушениям в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций.

Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением подлежащей лицензированию предпринимательской деятельности в соответствии с условиями лицензии, выданной в установленном порядке лицензирующим органом субъекту предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.

3.

Судебными инстанциями установлено, что ООО «Центрфарм» является юридическим лицом, осуществляет основную деятельность по розничной торговле лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) и имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности № ЛО-63-02-000795 от 18.12.2012, нарушение требований и условий которой может повлечь за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, являющихся потребителями лекарственных средств.

Согласно приказу №49-К ФИО1 является заведующей-провизором аптекой ООО «Центрфарм», в должностные обязанности которой входит соблюдение надлежащих условий и правил хранения лекарственных средств и изделий медицинского значения.

Несоблюдение требований по хранению лекарственных средств нарушает права потребителей на безопасный для здоровья товар.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в сфере защиты прав потребителей, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, составляет один год.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что днем совершения правонарушения является 22.02.2017 - день выявления правонарушения и составления акта проверки в отношении ООО «Центрфарм».

Следовательно, по настоящему делу срок давности привлечения к административной ответственности по части 4 ст. 14.1 КоАП РФ начал исчисляться с 22.02.2017 и истекает 22.02.2018, в связи с чем порядок и срок давности привлечения должностного лица - заведующей-провизора аптекой №42 ООО «Центрфарм» ФИО1 к административной ответственности не нарушен.

Поскольку согласно должностной инструкции обязанность по осуществлению соблюдения правил хранения лекарственных средств возложена на ФИО1, предыдущими судебными инстанциями сделан правильный вывод о наличии в действиях должностного лица – заведующего -провизора аптекой №42 ООО «Центрфарм» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении мировой судья установил все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях должностного лица – заведующей-провизора аптекой №42 ООО «Центрфарм» ФИО1, состава правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Наказание назначено с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, личности ФИО1 в пределах санкции ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.

Законность и обоснованность вынесенного мировым судьей 02.06.2017 постановления о привлечении должностного лица – заведующей-провизора аптекой №42 ООО «Центрфарм» ФИО1 к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ проверены судьей районного суда в соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, и в решении от 15.08.2017 дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и доводам жалобы на постановление мирового судьи, указаны мотивы, по которым судья районного суда пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи.

Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, основания для отмены или изменения состоявшихся судебных решений отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

постановление мирового судьи судебного участка № 107 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области от 02.06.2017 и решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 15.08.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заведующего-провизора ФИО1 оставить без изменения, надзорную жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда С.И. Шкуров