ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1111/2014 от 16.02.2015 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

 Дело № 4а-19/2015

 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 г. Барнаул                 « 16 » февраля 2015 года

 Заместитель председателя Алтайского краевого суда Ермаков Э.Ю., рассмотрев жалобу заместителя начальника Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Алтайскому краю ФИО3 на решение судьи Алтайского краевого суда от 09 октября 2014 года об отмене решения судьи Центрального районного суда г.Барнаула от 05 сентября 2014 года и постановления заместителя начальника Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Алтайскому краю ФИО3 от 10 июня 2014 года №, которыми

 ФИО, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженец <адрес>, проживающий по адресу: <адрес>, <данные изъяты>

 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты>,

 У С Т А Н О В И Л:

 согласно протоколу об административном правонарушении №, составленному 27 февраля 2014 года начальником отдела контроля эмитентов Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (<адрес>) ФИО1, по результатам проверки сведений, изложенных в обращении <данные изъяты> (далее по тексту – <данные изъяты>») от ДД.ММ.ГГ, установлено, что данное юридическое лицо является акционером <данные изъяты> с долей участия в уставном капитале общества <данные изъяты>. Интересы <данные изъяты> в совете директоров <данные изъяты> представляют сотрудники <данные изъяты> – ФИО2 и Мартынов Е.Н. В нарушение требований п. 3 ст. 52, п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п.п. 3.2, 3.3 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 02 февраля 2012 года № 12-6/пз-н, <данные изъяты> Мартыновым Е.Н. до ДД.ММ.ГГ включительно при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества, назначенного на ДД.ММ.ГГ, не было принято всех необходимых и зависящих от него мер по определению полного перечня информации, подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров.

 По делу вынесено вышеуказанное постановление.

 Решением судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 05 сентября 2014 года постановление заместителя начальника Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Алтайскому краю Чановой И.К. оставлено без изменения, жалоба Мартынова Е.Н. – без удовлетворения.

 Решением судьи Алтайского краевого суда от 09 октября 2014 года указанное решение судьи районного суда и постановление заместителя начальника Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Алтайскому краю от 10 июня 2014 года отменены, производство по делу прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

 В жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, заместитель начальника Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Алтайскому краю ФИО3 просит отменить вступившее в законную силу решение судьи краевого суда, указывая на то, что судья, прекращая производство по делу, ошибочно применил положения п. 3 ч. 2 ст. 23.74 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Алтайскому краю является территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации, а не его территориальным подразделением, при этом в силу ч. 2 ст. 23.74 названного Кодекса правом рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе ст.15.20 данного Кодекса, от имени Банка России наделены не только руководитель, но и заместители руководителя территориального учреждения Банка России. Кроме того, такое право предоставлено заместителям руководителей территориальных учреждений Банка России распоряжением Банка России от 05 марта 2014 года № Р-151 «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях».

 В возражениях, поступивших от Мартынова Е.Н. факсимильной связью, содержится просьба об оставлении жалобы заместителя начальника Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Алтайскому краю без удовлетворения.

 Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений на нее, прихожу к следующему.

 Отменяя постановление заместителя начальника Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Алтайскому краю ФИО3 от 10 июня 2014 года, судья краевого суда исходил из того, что дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мартынова Е.Н. рассмотрено неуполномоченным должностным лицом, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не относит рассмотрение указанной категории дел к компетенции заместителей руководителей территориальных подразделений Центрального банка Российской Федерации.

 Такой вывод судьи краевого суда является ошибочным.

 В соответствии с ч. 1 ст. 23.74 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях (в редакции, действовавшей на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении) Банк России рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности статьями 15.17 - 15.20 настоящего Кодекса.

 В силу п. 1 ч. 2 ст. 23.74 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, от имени Банка России вправе Председатель Центрального банка Российской Федерации, его заместители, руководитель территориального учреждения Центрального банка Российской Федерации, его заместители.

 Согласно ст. 83 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, образовательные и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

 Территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами, не имеют права принимать решения нормативного характера. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров (ст. 84 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации»).

 Правовой статус территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации определен в Положении о территориальных учреждениях Банка России от 29 июля 1998 года № 46-П, утвержденном Советом директоров Банка России (далее - Положение).

 В силу ч. 1 ст. 1 Положения территориальное учреждение Центрального банка Российской Федерации - это обособленное подразделение Центрального банка Российской Федерации, осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть его функций в соответствии с настоящим Положением, другими нормативными актами Банка России и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления. Территориальные учреждения, как правило, создаются на территории субъектов Российской Федерации. Территориальными учреждениями Банка России являются его Главные управления в краях, областях и автономных округах Российской Федерации, городах Москве и Санкт-Петербурге, Национальные банки республик в составе Российской Федерации.

 В соответствии с ч. 2 ст. 9 Положения территориальное учреждение Банка России имеет полное и сокращенное наименование, определяемое Банком России. Полное наименование территориального учреждения включает в себя слова "Главное управление Центрального банка Российской Федерации по", затем следуют (в дательном падеже) наименование субъекта Российской Федерации или экономического района, в котором действует территориальное учреждение.

 Местом нахождения территориального учреждения является, как правило, административный центр субъекта Российской Федерации, в котором образовано и действует территориальное учреждение (ч. 1 ст. 9 Положения).

 Согласно приказу Центрального банка Российской Федерации от 29 июня 2010 года № ОД-310 «Об утверждении структуры Банка России и перечня организаций – юридических лиц, учрежденных Банком России» (в редакции от 17 декабря 2013 года) Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Алтайскому краю входит в перечень территориальных учреждений Банка России (Приложение № 2 к приказу Банка России от 17 декабря 2013 года № ОД-1047, п. 3.2).

 Из системного анализа приведенных выше норм следует, что Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Алтайскому краю является территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации, заместитель руководителя которого в силу п. 1 ч. 2 ст. 23.74 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.20 данного Кодекса.

 В связи с тем, что положения ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускают возможности ухудшения положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении, решение судьи Алтайского краевого суда от 09 октября 2014 года отменено быть не может.

 Указанная правовая позиция корреспондирует положениям ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (город Рим, 04 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

 Вместе с тем решение судьи Алтайского краевого суда от 09 октября 2014 года подлежит уточнению путем исключения из него вывода о том, что заместитель начальника Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Алтайскому краю не уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Исключение данного вывода не повлечет ухудшения положения лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено.

 Руководствуясь ч. 2 ст. 30.13 и п. 2 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 П О С Т А Н О В И Л:

 решение судьи Алтайского краевого суда от 09 октября 2014 года оставить без изменения.

 Уточнить решение судьи краевого суда, исключив из него вывод о том, что заместитель начальника Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Алтайскому краю не уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Заместитель председателя

 Алтайского краевого суда Э.Ю. Ермаков