ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1120/2017 от 22.02.2018 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Мировой судья Пархоменко Н.А. № 4а-90/2018

Судья федерального суда Тупеко С.А.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г.Красноярск 22 февраля 2018 года

Заместитель председателя Красноярского краевого суда Бугаенко Н.В., рассмотрев жалобу защитника ООО «АЗУР эйр» - Барсионова А.А. на вступившие в законную силу постановление и.о.мирового судьи судебного участка № 87 в Советском районе г.Красноярска от 12 сентября 2017 года и решение судьи Советского районного суда г.Красноярска от 25 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.1.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «АЗУР эйр»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением и.о.мирового судьи судебного участка № 87 в Советском районе г.Красноярска от 12 сентября 2017 года ООО «АЗУР эйр» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей за осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров с нарушением условий, предусмотренных лицензией, выразившемся в том, что 15.06.2017 г. допустило задержку на 03 часа 57 минут рейса № ZF 9689 по маршруту «Екатеринбург-Даламан» (плановое время вылета - 11:30 UTC 15.06.2017 г., фактическое - 15:27 UTC 15.06.2017 г.) в связи с поздним прибытием запланированного воздушного судна; 01.07.2017 г. допустило задержку на 04 часа 47 минут рейса № ZF 2491 по маршруту «Красноярск-Анталья» (плановое время вылета - 23:05 UTC 01.07.2017 г., фактическое - 03:52 UTC 02.07.2017 г.) в связи с поздним прибытием запланированного воздушного судна; 23.06.2017 г. допустило задержку на 18 часов 39 минут рейса № ZF 9643 по маршруту «Екатеринбург- Нячанг» (плановое время вылета - 03:25 UTC 23.06.2017 г., фактическое - 22:04 UTC 23.06.2017 г.) в связи с поздним прибытием запланированного воздушного судна; 02.07.2017 г. допустило задержку на 10 часов 02 минуты рейса № ZF 7773 по маршруту «Москва-Ларнака» (плановое время вылета - 10:40 UTC 02.07.2017 г., фактическое - 20:42 UTC 02.07.2017 г.) в связи с поздним прибытием запланированного воздушного судна; 26.06.2017 г. допустило задержку рейса № ZF 9955 по маршруту «Москва - Барселона» на 09 часов 40 минут (плановое время вылета - 23:45 UTC 26.06.2017 г., фактическое - 09:25 UTC 27.06.2017 г.) в связи технической неисправностью запланированного воздушного судна; 27.06.2017 г. допустило задержку на 09 часов 39 минут рейса № ZF 2355 по маршруту «Краснодар-Барселона» (плановое время вылета - 12:05 UTC 27.06.2017 г., фактическое - 21:44 UTC 27.06.2017 г.) в связи с поздним прибытием запланированного воздушного судна; 02.07.2017 г. допустило задержку на 11 часов 00 минут рейса № ZF 6155 по маршруту «Ростов-на-Дону - Барселона» (плановое время вылета - 08:00 UTC 02.07.2017 г., фактическое - 19:00 UTC 02.07.2017 г.) в связи с поздним прибытием запланированного воздушного судна; 26.06.2017 г. допустило задержку на 12 часов 41 минуту рейса № ZF 6391 по маршруту «Самара - Анталья» (плановое время вылета - 21:30 UTC 26.06.2017 г., фактическое - 10:11 UTC 27.06.2017 г.) в связи технической неисправностью запланированного воздушного судна; 30.06.2017 г. допустило задержку на 06 часов 11 минут рейса № ZF 5555 по маршруту «Москва-Варадеро» (плановое время вылета - 23:00 UTC 30.06.2017 г., фактическое -05:11 UTC 01.07.2017 г.) в связи технической неисправностью запланированного воздушного судна; 02.07.2017 г. допустило задержку на 05 часов 43 минуты рейса № ZF 7707 по маршруту «Москва-Энфида» (плановое время вылета - 12:10 UTC 02.07.2017 г., фактическое - 17:53 UTC 02.07.2017 г.) в связи с поздним прибытием запланированного воздушного судна.

Решением судьи Советского районного суда г.Красноярска от 25 октября 2017 года вышеуказанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба защитника ООО «АЗУР эйр» Барсионова А.А. - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Красноярский краевой суд в порядке ст.ст.30.12-30.14 КоАП РФ, защитник Барсионов А.А. просит вынесенные в отношении ООО «АЗУР эйр» постановление, решение по делу об административном правонарушении отменить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения и указывает на то, что ООО «АЗУР эйр» лицензионные правила, установленные п.п.«а», «б», «в» п.4 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 457, не нарушало; наличие достаточного количества самолетов для осуществления чартерных перевозок, являющееся лицензионным требованием, под сомнение прокуратурой и судом не ставится; Положением о лицензировании, Федеральными авиационными правилами не закреплена обязанность перевозчика предоставить резервное воздушное судно при задержке рейса, толкование закона в сторону ухудшения положения лица, привлекаемого к ответственности, недопустимо в силу ст.ст.1.5, 2.1 КоАП РФ; суд не учел, что на основании п.76 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82, перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности; предоставленное законодательством право на задержку рейсов было осуществлено ООО «АЗУР эйр» ввиду обнаружения технической неисправности воздушных судов, в связи с необходимостью устранения угрозы безопасности полета, однако, этим обстоятельствам надлежащая правовая оценка не дана; вина юридического лица в задержке рейса № ZF 9689 от 15.06.2017 года по маршруту «Екатеринбург-Даламан» отсутствует, т.к. воздушное судно было вынуждено уйти на запасной аэродром в г.Пермь вследствие закрытия аэропорта «Кольцово» г.Екатеринбург по причине выкатывания за пределы взлетно-посадочной полосы воздушного судна другой авиакомпании; задержка рейса № ZF 2491 от 01.07.2017 года по маршруту «Красноярск-Анталья» была вызвана поздним прибытием запланированного воздушного судна вследствие его вынужденной посадки на запасной аэродром г.Казань для оказания медицинской помощи пассажиру, вина юридического лица отсутствует.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, оснований к отмене судебных решений не нахожу.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Факт совершения ООО «АЗУР эйр» административного правонарушения установлен правильно. Оценив действующие нормативные акты, представленные доказательства, достоверность и допустимость, которых сомнений не вызывают, в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ мировой судья и судья федерального суда пришли к обоснованному выводу о том, что ООО «АЗУР эйр» осуществляло предпринимательскую деятельность в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Согласно п.22 ч.1 ст.12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

В силу п.п. «б»,«в» п.4 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 г. N 457, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) для осуществления деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров, являются:

- наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании воздушных судов с действующим сертификатом летной годности в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения перевозок воздушным транспортом пассажиров в соответствии с формируемыми лицензиатом расписанием регулярных перевозок воздушным транспортом пассажиров и (или) программой выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров;

- соблюдение лицензиатом общих правил перевозок воздушным транспортом пассажиров и требований к обслуживанию пассажиров, устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Согласно ч.1 ст.106 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.

Порядок предоставления пассажирам воздушных судов услуг и льгот устанавливается федеральными авиационными правилами (ч.3 ст.106 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" утверждены Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (далее – ФАП № 82).

В силу п.72 ФАП № 82 чартерные рейсы выполняются в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок.

В нарушение вышеуказанных норм закона ООО «АЗУР эйр» не были предприняты все возможные и зависящие от него меры по обеспечению соблюдения лицензионных условий, не организована своевременная воздушная перевозка пассажиров по запланированным рейсам № ZF 9643 по маршруту «Екатеринбург- Нячанг», № ZF 7773 по маршруту «Москва-Ларнака», № ZF 9955 по маршруту «Москва - Барселона», № ZF 2355 по маршруту «Краснодар-Барселона», № ZF 6155 по маршруту «Ростов-на-Дону – Барселона», № ZF 6391 по маршруту «Самара - Анталья», № ZF 5555 по маршруту «Москва-Варадеро», № ZF 7707 по маршруту «Москва-Энфида».

Указание на то, что задержка вышеуказанных рейсов произошла ввиду обнаружения технической неисправности воздушных судов, не освобождает авиакомпанию от административной ответственности, поскольку не устраняет обязанность ООО «АЗУР эйр» иметь на праве собственности или ином законном основании воздушные суда с действующим сертификатом летной годности в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения перевозок воздушным транспортом пассажиров в соответствии с формируемыми лицензиатом расписанием регулярных перевозок воздушным транспортом пассажиров и (или) программой выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров, а также использовать такие суда при необходимости с соблюдением установленного графика воздушных перевозок.

Кроме того, из материалов дела не следует, что задержка вылетов была вызвана требованием условий безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также требованием государственных органов, либо была допущена вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Аэродромы были технически пригодны и погодные условия не препятствовали вылетам, однако, своевременный вылет рейсов № ZF 9643 по маршруту «Екатеринбург- Нячанг», № ZF 7773 по маршруту «Москва-Ларнака», № ZF 9955 по маршруту «Москва - Барселона», № ZF 2355 по маршруту «Краснодар-Барселона», № ZF 6155 по маршруту «Ростов-на-Дону – Барселона», № ZF 6391 по маршруту «Самара - Анталья», № ZF 5555 по маршруту «Москва-Варадеро», № ZF 7707 по маршруту «Москва-Энфида» не обеспечен ООО «АЗУР эйр» за счет резервных судов, на достаточное наличие которых указывается в жалобе. Данных о невозможности произвести замену типа воздушного суда на рассматриваемые рейсы ООО «АЗУР эйр» не представлено.

Принимая во внимание, что в силу п.72 ФАП № 82 чартерные рейсы выполняются в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок, доводы о том, что законом не закреплена обязанность перевозчика предоставить резервное воздушное судно при задержке рейса, не установлены какие-либо критерии резервирования, период времени для предоставления другого воздушного суда, удовлетворению не подлежат, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

Задержка вылетов рейсов № ZF 9643 по маршруту «Екатеринбург- Нячанг», № ZF 7773 по маршруту «Москва-Ларнака», № ZF 9955 по маршруту «Москва - Барселона», № ZF 2355 по маршруту «Краснодар-Барселона», № ZF 6155 по маршруту «Ростов-на-Дону – Барселона», № ZF 6391 по маршруту «Самара - Анталья», № ZF 5555 по маршруту «Москва-Варадеро», № ZF 7707 по маршруту «Москва-Энфида» не имела уважительных причин, связанных с необходимостью обеспечения безопасности авиарейсов, и могла быть предотвращена в случае обеспечения надлежащего резервирования ООО "Азур эйр" воздушных судов, следовательно, вина юридического лица установлена правильно.

Несоблюдение авиаперевозчиком ООО «АЗУР эйр» правил перевозок воздушным транспортом пассажиров, условий, предусмотренных лицензией в части резервирования воздушных судов для выполнения чартерных рейсов, правильно расценено как нарушение лицензионных требований к осуществлению воздушных пассажирских перевозок, в связи с чем действия юридического лица правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ.

Вместе с тем, нахожу состоявшиеся по делу судебные решения подлежащими изменению по следующим основаниям.

Признавая ООО «АЗУР эйр» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1.2 КоАП РФ, суд установил, что ООО «АЗУР эйр» осуществляло предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров с нарушением условий, предусмотренных лицензией, выразившемся в том, что 15.06.2017 г. допустило задержку на 03 часа 57 минут рейса № ZF 9689 по маршруту «Екатеринбург-Даламан» (плановое время вылета - 11:30 UTC 15.06.2017 г., фактическое - 15:27 UTC 15.06.2017 г.) в связи с поздним прибытием запланированного воздушного судна; 01.07.2017 г. допустило задержку на 04 часа 47 минут рейса № ZF 2491 по маршруту «Красноярск-Анталья» (плановое время вылета - 23:05 UTC 01.07.2017 г., фактическое - 03:52 UTC 02.07.2017 г.) в связи с поздним прибытием запланированного воздушного судна.

С таким выводом согласиться нельзя.

В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела следует, что задержка рейса № ZF 9689 от 15.06.2017 г. по маршруту «Екатеринбург-Даламан» (плановое время вылета - 11:30 UTC 15.06.2017 г., фактическое - 15:27 UTC 15.06.2017 г.) произошла по причине позднего прибытия воздушного судна Boeing 767-300 рег. в связи с уходом на запасной аэродром Пермь воздушного судна при выполнении рейса № ZF 9696 по маршруту «Анталья-Екатеринбург» по причине закрытия аэропорта Екатеринбурга вследствие выкатывания за пределы взлетно-посадочной полосы воздушного судна другой авиакомпании; задержка рейса № ZF 2491 от 01.07.2017 г. по маршруту «Красноярск-Анталья» (плановое время вылета - 23:05 UTC 01.07.2017 г., фактическое - 03:52 UTC 02.07.2017 г.) произошла по причине позднего прибытия воздушного судна Boeing 757-200 рег. с рейса № ZF 2492 вследствие вынужденной посадки на запасной аэродром Казань для оказания медицинской помощи пассажиру.

Приведенные обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что задержка рейсов произошла по объективным и независящим от ООО «АЗУР эйр» причинам, наступление которых юридическое лицо предвидеть и предупредить не могло. Кроме того, аэропорт Екатеринбурга был закрыт для приема воздушных судов 15.06.2017 года с 09 часов 33 минут до 11 часов 30 минут, в связи с чем осуществить вылет рейса № ZF 9689 от 15.06.2017 г. по маршруту «Екатеринбург-Даламан» в запланированное время (в 11 часов 30 минут) не представлялось возможным.

Достаточных и допустимых доказательств, которые могли бы свидетельствовать о виновности юридического лица в задержке рейсов № ZF 9689 от 15.06.2017 г. по маршруту «Екатеринбург-Даламан» и № ZF 2491 от 01.07.2017 г. по маршруту «Красноярск-Анталья», в деле не содержится.

В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С учетом изложенного, из описательно-мотивировочной части постановления и.о.мирового судьи судебного участка № 87 в Советском районе г.Красноярска от 12 сентября 2017 года и решения судьи Советского районного суда г.Красноярска от 25 октября 2017 года следует исключить указание на то, что ООО «АЗУР эйр» осуществляло предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров с нарушением условий, предусмотренных лицензией, выразившемся в том, что 15.06.2017 г. допустило задержку на 03 часа 57 минут рейса № ZF 9689 по маршруту «Екатеринбург-Даламан» (плановое время вылета - 11:30 UTC 15.06.2017 г., фактическое - 15:27 UTC 15.06.2017 г.) в связи с поздним прибытием запланированного воздушного судна; 01.07.2017 г. допустило задержку на 04 часа 47 минут рейса № ZF 2491 по маршруту «Красноярск-Анталья» (плановое время вылета - 23:05 UTC 01.07.2017 г., фактическое - 03:52 UTC 02.07.2017 г.) в связи с поздним прибытием запланированного воздушного судна.

Наказание назначено ООО «АЗУР эйр» в размере, установленном законом, за данное административное правонарушение, в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ и является справедливым. Оснований для снижения либо изменения определенного наказания не усматривается.

Руководствуясь ст.ст.30.15-30.18 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Постановление и.о.мирового судьи судебного участка № 87 в Советском районе г.Красноярска от 12 сентября 2017 года и решение судьи Советского районного суда г.Красноярска от 25 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.1.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «АЗУР эйр» изменить:

- исключить из описательно-мотивировочной части постановления и решения указание на то, что ООО «АЗУР эйр» осуществляло предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров с нарушением условий, предусмотренных лицензией, выразившемся в том, что 15.06.2017 г. допустило задержку на 03 часа 57 минут рейса № ZF 9689 по маршруту «Екатеринбург-Даламан» (плановое время вылета - 11:30 UTC 15.06.2017 г., фактическое - 15:27 UTC 15.06.2017 г.) в связи с поздним прибытием запланированного воздушного судна; 01.07.2017 г. допустило задержку на 04 часа 47 минут рейса № ZF 2491 по маршруту «Красноярск-Анталья» (плановое время вылета - 23:05 UTC 01.07.2017 г., фактическое - 03:52 UTC 02.07.2017 г.) в связи с поздним прибытием запланированного воздушного судна.

В остальной части постановление и решение оставить без изменения, жалобу защитника Барсионова А.А. – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Красноярского краевого суда Н.В.Бугаенко