ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1128/2017 от 28.02.2018 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Мировой судья: Ивков Р.О. № 4а-95/2018

Судья: Зуева А.М.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Красноярск 28 февраля 2018 г.

Заместитель председателя Красноярского краевого суда Бугаенко Н.В., рассмотрев жалобу защитника Хасиевой Н.Э. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №22 в Емельяновском районе Красноярского края от 31 августа 2017 г. и решение судьи Емельяновского районного суда Красноярского края от 30 октября 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.9 КоАП РФ, в отношении исполняющей обязанности руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» Золотайко Оксаны Леонидовны,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка №22 в Емельяновском районе Красноярского края от 31 августа 2017 г. исполняющая обязанности руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» (далее – МКУ «УправЗем») Золотайко О.Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.9 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.

Решением судьи Емельяновского районного суда Красноярского края от 30 октября 2017 г. вышеуказанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, а жалоба защитника Илюшенко Ю.Н. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Красноярский краевой суд в порядке ст.ст.30.12-30.14 КоАП РФ, защитник Хасиева Н.Э. просит отменить вынесенные в отношении Золотайко О.Л. постановление по делу об административном правонарушении, решение, указывая на то, что Земельным кодексом РФ не предусмотрена возможность продления сроков рассмотрения заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка; заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка является одним из видов обращений граждан, в связи с чем, к нему применяются положения ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» о возможности продления сроков рассмотрения обращения граждан.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами жалобы, нахожу судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.

Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с со ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу положений ст. 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Согласно ч.1 ст.19.9 КоАП РФ нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений граждан или юридических лиц о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных или лесных участков либо водных объектов влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установление порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно ч.2 ст.1 вышеуказанного Федерального закона, установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Порядок рассмотрения заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка установлен ст.39.15 ЗК РФ.

В соответствии с п.7 ст.39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Как следует из материалов дела, 24 мая 2017 г. в МКУ «УправЗем» поступили заявления ФИО1, ФИО2 о предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям, предусмотренным подп.14 п.2 ст.ст.39.6, 39.15 ЗК РФ.

21 июня 2017 г. и.о. руководителя МКУ «УправЗем» Золотайко О.Л. в адрес заявителей направлены ответы, согласно которым МКУ «УправЗем» запросило документы, подтверждающие нуждаемость указанных лиц в улучшении жилищных условий.

11 июля 2017 г. и.о. руководителя МКУ «УправЗем» ФИО3 в адрес заявителей направлены уведомления о продлении срока рассмотрения заявлений на 30 дней в связи с направлением запросов.

26 июля 2017 г. заместителем прокурора Емельяновского района в отношении и.о. руководителя МКУ «УправЗем» Золотайко О.Л. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.9 КоАП РФ, по факту нарушения тридцатидневного срока рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения указанного лица постановлением мирового судьи к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.19.9 КоАП РФ.

Привлекая и.о. руководителя МКУ «УправЗем» Золотайко О.Л. к административной ответственности по ч.1 ст.19.9 КоАП РФ, мировой судья и судья районного суда исходили из того, что она, в силу возложенных на нее Распоряжением главы Администрации Емельяновского района Красноярского края Рейнгардта Э.Г. №76 рук от 14 июля 2017 г. обязанностей руководителя МКУ «УправЗем» с 17 июля 2017 г. не рассмотрела в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Вместе с тем данные выводы являются необоснованными, принятые по делу судебные акты законными признать нельзя.

В силу подп.14 п.2 ст.39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Названная статья регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.

Пунктом 1 Правил предусмотрено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями е учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

Исходя из систематического анализа приведенных правовых норм, право на первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и их семей связано с нуждаемостью указанных граждан в улучшении жилищных условий.

Согласно подп.1 п.2 ст.39.15 ЗК РФ, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В силу п.3 ст.39.15 ЗК РФ, в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям п.1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Как следует из материалов дела, к заявлению ФИО1 и ФИО2, вопреки положениям подп.1 п.2 ст.39.15 ЗК РФ, не были приложены решения уполномоченных органов о принятии указанных лиц на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

С учетом того, что заявления ФИО1 и ФИО2 о предварительном согласовании предоставления земельного участка не соответствовали требованиям подп.1 п.2 ст.39.15 ЗК РФ, согласно п.3 ст.39.15 ЗК РФ они должны были быть возвращены заявителям в течение десяти дней.

Вместе с тем, согласно распоряжению и.о. главы Администрации Емельяновского района Красноярского края ФИО4 на Золотайко О.Л. было возложено исполнение обязанностей руководителя МКУ «УправЗем» с 19 июня 2017 г. по 23 июня 2017 г.

Исходя из решения Емельяновского районного суда Красноярского края от 21 декабря 2017 г. по административному исковому заявлению Гаврилова Юрия Владимировича к администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «УправЗем» о признании действий незаконными, возложении обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка, ответ на запрос МКУ «УправЗем» от 11 июля 2017 г. о нахождении ФИО1 на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий датирован 1 августа 2017 г.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, у Золотайко О.Л. в период исполнения обязанностей руководителя МКУ «УправЗем» с 19 июня 2017 г. по 23 июня 2017 г. объективно отсутствовала возможность принять решение о предоставлении либо отказе в предоставлении земельного участка. При этом она не имела возможность возвратить заявления, поскольку на момент наделения ее полномочиями предусмотренный для этого законом срок истек.

В соответствии с п.4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При изложенных обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №22 в Емельяновском районе Красноярского края от 31 августа 2017 г. и решение судьи Емельяновского районного суда Красноярского края от 30 октября 2017 г., вынесенные в отношении Золотайко О.Л., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.9 КоАП РФ, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.9 КоАП РФ, в отношении Золотайко О.Л. подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст.30.16-30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка №22 в Емельяновском районе Красноярского края от 31 августа 2017 г. и решение судьи Емельяновского районного суда Красноярского края от 30 октября 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.9 КоАП РФ, в отношении исполняющей обязанности руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» Золотайко Оксаны Леонидовны отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Заместитель председателя

Красноярского краевого суда Н.В. Бугаенко