Мировой судья – Соколова А.Р.
Судья – Катаева Т.Е.
44а-1137/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Пермь 3 сентября 2019 года
Заместитель председателя Пермского краевого суда Нечаева Н.А., рассмотрев жалобу ООО «Северо-Углеуральский производственно-ремонтный цех» на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 3 Чусовского судебного района Пермского края от 12 февраля 2019 года, решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 3 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Северо-Углеуральский производственно-ремонтный цех»
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Чусовского судебного района Пермского края от 12.02.2019 ООО «Северо-Углеуральский производственно-ремонтный цех» (далее - общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. (л.д. 61-66).
Решением судьи Чусовского городского суда Пермского края от 03.04.2019 постановление судебного участка № 3 Чусовского судебного района Пермского края от 12.02.2019 оставлено без изменения, жалоба ООО «Северо-Углеуральский производственно-ремонтный цех» – без удовлетворения (л.д. 80-81).
В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 01.08.2019, директор ООО «Северо-Углеуральский производственно-ремонтный цех» просит отменить принятые по делу судебные акты. В обоснование жалобы заявитель указывает, что имеющиеся в материалах дела доказательства не свидетельствуют о наличии вины общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ. Согласно справке Пермского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ФГБУ «Уральское УГМС» от 27.11.2018 №2444 с 00 час. 33 мин. по 24 час. 00 мин. 19.11.2018 и 20.11.2019 с 00 час. до 00 час. 38 мин., с 06 час. 13 мин. до 07 час. 24 мин. выпадали осадки в виде снега. Однако указанная справка не могла являться допустимым доказательством по делу, поскольку в ней указаны погодные условия 19.11.2018 по 21.11.2018 по наблюдениям метеостанции г.Лысьва, расположенной на расстоянии более 40 км и на другой высотной отметке, чем отрезок автодороги Кунгур-Соликамск 125 км-175 км Чусовского и Гремячинского района. При этом необоснованно не принят в качестве доказательства журнал производства работ по содержанию автомобильных дорог, который содержит в себе сведения о погодных условиях в Гремячинском районе и о проделанной обществом работе по содержанию части автодороги Кунгур-Соликамск. Несмотря на сильный снегопад и метель, которые были 19 и 20 ноября 2018 года, работы по очистке дороги на всю ширину, подсыпке проводились в круглосуточном режиме. Из акта от 19.11.2018, составленного в 19 час. 15 мин., следует, что обществом устранен снежный накат, дорога обработана противогололёдными материалами, остался только рыхлый снег на обочинах, ограничена видимость горизонтальной разметки. В акте от 20.11.2018 указано, что на проезжей части дороги образовалась зимняя скользкость в виде рыхлого снега более 2 см, стекловидного льда размером 1 мм. Вывод о наличии зимней скользкости на дороге является необоснованным, так как ее замеры не производились. В связи со сложными погодными условиями работы по очистке дороги, подсыпке производились в круглосуточном режиме. Большегрузный транспорт, колеса которого не были оборудованы зимней резиной, в связи с крайне сложным профилем пути не мог подняться в крутые подъемы, в связи с чем общество оказывало помощь в его буксировке, хотя указанные работы не входят в обязанности ООО «Северо-Углеуральский производственно-ремонтный цех».
Определением заместителя председателя Пермского краевого суда от 06.08.2019 жалоба принята к рассмотрению, дело об административном правонарушении № 5-49/2019 истребовано 06.08.2019, поступило в Пермский краевой суд 12.08.2019.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения», установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:
содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;
информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;
принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии с п. 10.1 ГОСТ 33220-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию (утв. приказом Росстандарта от 11.08.2015 №1122-ст) состояние покрытия проезжей части дорог, обочин, тротуаров, пешеходных дорожек, заездных карманов, посадочных площадок, площадок отдыха и стоянок и съездов к ним в зимний период, а также сроки ликвидации зимней скользкости должны соответствовать национальным стандартам государств - участников Соглашения.
ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст) устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
В соответствии с п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению, осуществляемых в следующие сроки: рыхлый или талый снег - не более 6 часов, зимняя скользкость - не более 5 часов.
Срок устранения рыхлого или талого снега (снегоочистки) отсчитывается с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости - с момента ее обнаружения.
Во время снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог категорий IА - III допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 1(2) см, на дорогах категории IV - не более 2 (4) см, на всех группах улиц - 5 см (п.8.2 ГОСТ Р 50597-2017).
Согласно разделу 3 Методических рекомендаций по применению экологически чистых антигололедных материалов и технологий при содержании мостовых сооружений ОДМ 218.5.006-2008, утвержденных Распоряжением Росавтодора от 10.09.2008 № 383-р, зимняя скользкость - снежные отложения и ледяные образования на поверхности дорожного покрытия, приводящие к снижению коэффициента сцепления колеса автомобиля с поверхностью покрытия.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что между ООО «Дортехинжиниринг» и ООО «Северо-Углеуральский производственно-ремонтный цех» 26.07.2017 заключен договор № 278-17-СДО субподряда, в соответствии с которым ООО «Северо-Углеуральский производственно-ремонтный цех» приняло на себя обязательства по выполнению работ по содержанию региональных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в Пермском крае на 2017-2019 г.г., направленных на обеспечение постоянного и бесперебойного безопасного движения автомобильного транспорта и пешеходов, мероприятий по обеспечению сохранности имущественного комплекса объекта, включая исполнение гарантийных обязательств (л.д. 39-42).
По условиям данного договора ООО «Северо-Углеуральский производственно-ремонтный цех» приняло на себя обязательства: выполнять работы по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Пермского края и сооружений на них (п. 2.1.1 договора); обеспечить условия постоянного и бесперебойного движения автотранспорта и пешеходов на региональных автомобильных дорогах общего пользования (п. 2.1.2 договора); обеспечить безопасность движения на автодорогах в соответствии с Приложениями к настоящему Договору (п. 2.1.3); обеспечить качество содержания, в соответствии с требованиями предъявляемыми Государственными стандартами и другими нормативными документами к состоянию проезжей части, обочин, обстановки дороги, земляного полотна, искусственных сооружений и т.д. в соответствии с природоохранными мероприятиями и действующими санитарными нормами и приказами Минтранса России и Приложениями к настоящему Договору (п.2.1.4); нести полную ответственность за невыполнение требований по обеспечению безопасности дорожного движения во время выполнения работ по настоящему Договору, а также за непринятие мер по устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, в том числе, административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ (п. 6.3.26 договора).
В рамках надзора за дорожным движением 19.11.2018 в 09 час. 10 мин. государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Чусовской» Х. выявлены недостатки зимнего содержания участка автомобильной дороги Кунгур-Соликамск Пермского края 140 км - 143 км Чусовского района Пермского края, а именно: на проезжей части автодороги образовалась зимняя скользкость в виде снежного наката, стекловидного льда (шероховатая корка), проезжая часть не обработана противогололёдными материалами, на обочинах слой рыхлого снега до 8 см, о чем составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы).
Информация о выявленных недостатках участка автомобильной дороги Кунгур-Соликамск Пермского края 140 км - 143 км Чусовского района Пермского края инспектором дорожного надзора 19.11.2018 в 10 час. 00 мин. по телефону передана директору ООО «Северо-Углеуральский производственно-ремонтный цех» (л.д. 13).
Инспектором ДПС ОГИБДД МО МВД России «Чусовской» 19.11.2018 в 19 час. 15 мин. в присутствии двух свидетелей Б., З. установлено, что на 127 км-128 км участка автодороги Кунгур-Соликамск не расчищена проезжая часть от снега на всю ширину, ограничена видимость горизонтальной разметки, на обочине имеется слой рыхлого снега высотой 15 см, что является нарушением пунктов 6.1, 7.1 ГОСТ Р 33181-2014.
Выявленные на данном участке автодороги нарушения зафиксированы и отражены в акте выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 19.11.2018, об обнаружении и необходимости устранения вышеуказанных нарушений диспетчеру ООО «Северо-Углеуральский производственно-ремонтный цех» сообщено 19.11.2018 в 19 час. 25 мин. (л.д. 9).
В дежурную часть Межмуниципального отдела МВД России «Чусовской» 20.11.2018 в 12 час. 30 мин. и в 13 час. 33 мин. поступили сообщения о заторе транспортных средств, образовавшемся на автомобильной дороге Кунгур-Соликамск 128 км-146 км Чусовского района Пермского края.
Инспектором ДПС ОГИБДД МО МВД России «Чусовской» 20.11.2018 в 14 час. 00 мин. в присутствии двух свидетелей Б1., К установлено, что на 127 км-146 км участка автодороги Кунгур-Соликамск на проезжей части имеется зимняя скользкость в виде слоя рыхлого снега более 2 см, стекловидного льда 1мм.
Выявленные на данном участке автодороги нарушения зафиксированы и отражены в акте выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 20.11.2018, об обнаружении и необходимости устранения вышеуказанных нарушений сообщено директору ООО «Северо-Углеуральский производственно-ремонтный цех» 20.11.2018 в 14 час. 05 мин. (л.д.10).
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Северо-Углеуральский производственно-ремонтный цех» к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и виновность общества в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении (л.д. 3-7); определением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 8); актами выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 19.11.2018 и от 20.11.2018 с приложениями к ним (л.д. 9-13); рапортами дежурных МО МВД России «Чусовской» от 20.11.2018 о поступлении сообщений по факту того, что на 128 км автодороги Чусовой-Губаха не может подняться в гору большегрузный транспорт, в связи с чем образовывается затор на дороге (л.д. 14-16); рапортом инспектора ДПС ГИБДД МО МВД России «Чусовской» от 20.11.2018; объяснениями свидетелей Б1., К (л.д. 18-19); ответом Пермского Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды-филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Уральское управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от 27.11.2018 № 2444, из которого следует, что 19.11.2018 с 00 час. 33 мин. до 24 час. 00 мин. наблюдался снег, мокрый снег, 20.11.2018 с 00 час. 00 мин. до 00 час. 38 мин., с 06 час. 13 мин. до 07 час. 24 мин. - снег (л.д. 24); уведомлением директора ООО «Северо-Углеуральский производственно-ремонтный цех» о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении (л.д. 28); копией договора субподряда на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог от 26.07.2017 (л.д. 39-42); выпиской из журнала производства работ по содержанию автомобильной дороги «Кунгур-Соликамск» 124 км-175 км (л.д. 43-45).
При разрешении данного дела об административном правонарушении и жалобы судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям ООО «Северо-Углеуральский производственно-ремонтный цех» и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии в бездействии общества события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Доводы заявителя жалобы о том, что ООО «Северо-Углеуральский производственно-ремонтный цех» приняты все зависящие меры к соблюдению требований безопасности дорожного движения, однако устранить выявленные инспекторами дорожного надзора недостатки дорожного покрытия 127 км-146 км участка автодороги Кунгур-Соликамск не предоставлялось возможным в связи с плохими погодными условиями, не могут быть приняты во внимание, поскольку в материалах дела об административном правоотношении отсутствуют доказательства того, что обществом 19.11.2018 и 20.11.2018 своевременно и в полном объеме были приняты меры по выявлению и устранению имеющихся недостатков эксплуатационного состояния вышеуказанной автомобильной дороги.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, о выявленных недостатках дорожного покрытия участка автодороги Кунгур-Соликамск 127 км-146 км инспекторами дорожного надзора ООО «Северо-Углеуральский производственно-ремонтный цех» уведомлено 19.11.2018 в 10 час. 00 мин. и в 19 час. 15 мин., однако обществом в установленные действующим законодательством сроки работы по их устранению не проведены, что привело к тому, что по состоянию на 20.11.2018 на указанном участке автодороги образовалась зимняя скользкость в виде слоя рыхлого снега более 2 см, стекловидного льда 1 мм, которая не позволяла большегрузному транспорту подняться в гору.
Из представленной обществом выписки из журнала производства работ по содержанию автомобильной дороги Кунгур-Соликамск 124 км-175 км следует, что ООО «Северо-Углеуральский производственно-ремонтный цех» приступило к выполнению работ по устранению выявленных недостатков данного участка дороги 20.11.2018 в 08 час. 00 мин., в то время как все недостатки дорожного покрытия должны были быть устранены не позднее 23 час. 25 мин. 19.11.2018.
Доводы заявителя о том, что проведение обществом в круглосуточном режиме работ по очистке дороги на всю ширину, подсыпке дорожного покрытия противогололёдным материалом подтверждено актом от 19.11.2018, составленным в 19. час. 15 мин., из которого следует, что на дороге остался только рыхлый снег на обочинах, ограничена видимость горизонтальной разметки, несостоятельны, так как из содержания актов от 19.11.2018 следует, что предметом осмотра инспектора дорожного надзора в 09 час. 10 мин. являлся участок автодороги Кунгур-Соликамск 140 км-143 км, а в 19 час. 15 мин. - участок автодороги «Кунгур-Соликамск» 127 км.
Таким образом, на разных участках одной автодороги должностными лицами были выявлены разные недостатки дорожного покрытия, в связи с чем акт от 19.11.2018, составленный в 19 час. 15 мин., не является доказательством того, что обществом 19.11.2018 принимались меры по выявлению и устранению имеющихся недостатков эксплуатационного состояния участка автодороги Кунгур-Соликамск 127 км-146 км.
Ссылка заявителя жалобы на то, что судебными инстанциями необоснованно принята во внимание справка Пермского Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды-филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от 27.11.2018 № 2444, не является основанием для отмены оспариваемых судебных актов, поскольку содержащиеся в ней сведения о погодных условиях в виде снега и мокрого дождя, которые имели место 19.11.2018 и 20.11.2018, аналогичны погодным условиям, указанным в скриншоте интернет страницы «О погоде», представленном ООО «Северо-Углеуральский производственно-ремонтный цех».
Наличие на дорожном покрытии участка автодороги Кунгур-Соликамск 127 км-146 км зимней скользкости подтверждено сообщениями, которые поступили 20.11.2018 в дежурную часть ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Чусовской», а также объяснениями свидетелей Б1., К, из содержания которых следует, что большегрузный транспорт не мог подняться в гору по причине наличия на дорожном покрытии автодороги гололёда.
При этом не имеет правового значения доводы заявителя, что колеса большегрузного транспорта не были оборудованы зимней резиной, поскольку в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", ровность покрытия проезжей части должна соответствовать требованиям, приведенным в ГОСТе, коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной правилами дорожного движения скоростью.
При назначении административного наказания мировой судья принял во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, пришел к выводу о наличии исключительных обстоятельств и возможности применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначении наказания ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в размере - 100 000 руб. Назначенное ООО «Северо-Углеуральский производственно-ремонтный цех» административное наказание согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности и справедливости.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
постановление мирового судьи судебного участка № 3 Чусовского судебного района Пермского края от 12 февраля 2019 года, решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 3 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Северо-Углеуральский производственно-ремонтный цех» оставить без изменения, жалобу ООО «Северо-Углеуральский производственно-ремонтный цех» - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пермского краевого суда