ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1163/2015 от 08.02.2016 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Дело № 4а-48/2016

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Иркутск 08 февраля 2016 года

Заместитель председателя Иркутского областного суда Новокрещенов Н.С., рассмотрев дело по жалобе директора МБОУ «Буретская СОШ» ФИО1 на постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Иркутской области от 06 апреля 2015 года, решение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 13 мая 2015 года и решение судьи Иркутского областного суда от 24 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Буретская средняя общеобразовательная школа»,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением Номер изъят государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Иркутской области Б. от 06 апреля 2015 года МБОУ «Буретская СОШ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 60000 рублей.

Решением судьи Усольского городского суда Иркутской области Егорова Д.К. от 13 мая 2015 года данное постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Иркутской области от 06 апреля 2015 года о привлечении МБОУ «Буретская СОШ» к административной ответственности по части 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

Решением судьи Иркутского областного суда Барской А.Л. от 24 сентября 2015 года постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Иркутской области от 06 апреля 2015 года и решение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 13 мая 2015 года, вынесенные в отношении МБОУ «Буретская СОШ», оставлены без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, директор МБОУ «Буретская СОШ» ФИО1, не соглашаясь с постановлением государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Иркутской области от 06 апреля 2015 года, решением судьи Усольского городского суда Иркутской области от 13 мая 2015 года и решением судьи Иркутского областного суда от 24 сентября 2015 года, просит об отмене данных актов, считая их незаконными и необоснованными.

Проверив с учетом требований частей 1, 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судебное дело по жалобе, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению.

В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела. Нормы статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязывают судью, должностное лицо определять обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении.

Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Данные требования закона должностным лицом Государственной инспекции труда в Иркутской области и судьями обеих инстанций по делу не выполнены.

Порядок и основания проведения внеплановой проверки юридического лица закреплены в статье 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Организация проверки осуществляется в порядке, установленном статьей 14 указанного Федерального закона. Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Распоряжением Номер изъят заместителя руководителя (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Иркутской области от 30 марта 2015 года в отношении МБОУ «Буретская СОШ» в период с 03 апреля 2015 года по 17 апреля 2015 года было назначено проведение внеплановой выездной проверки с целью проверки жалобы работников от 18 марта 2015 года Номер изъят «О нарушении трудовых прав» (л.м. 82-84).

В акте проверки Номер изъят от 06 апреля 2015 года (л.д. 9-12) указано, что согласования проведения данной внеплановой выездной проверки с прокурором не требуется.

Между тем, в силу части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Однако, доказательств того обстоятельства, что жалоба работников от 18 марта 2015 года Номер изъят «О нарушении трудовых прав» содержит сведения о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо о причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, материалы дела не содержат, копия жалобы в деле и судебном материале отсутствует. Следовательно, суду не представлено доказательств наличия у заместителя руководителя (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Иркутской области оснований для назначения в отношении МБОУ «Буретская СОШ» внеплановой проверки.

В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В нарушение порядка проведения проверки, установленного статьей 10 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», внеплановая проверка МБОУ «Буретская СОШ» не была согласована должностным лицом Государственной инспекции труда в Иркутской области с органом прокуратуры.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Пунктом 2 части 2 названной статьи Федерального закона № 294-ФЗ к грубым нарушениям требований к организации и проведению проверок относится нарушение требований, предусмотренных пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки) и частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона.

В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях акт проверки Номер изъят от 06 апреля 2015 года является одним из документов, в котором излагаются сведения, имеющие значение для выяснения обстоятельств совершенного правонарушения, и который подлежит оценке в качестве доказательства по делу по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так как допущенные должностными лицами Государственной инспекции труда в Иркутской области в ходе внеплановой выездной проверки МБОУ «Буретская СОШ» нарушения требований пункта 2 части 2 и части 5 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» относятся к грубым нарушениям, то результаты проверки не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований закона. Следовательно, составленный по результатам проверки акт Номер изъят

Номер изъят от 06 апреля 2015 года, в силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является допустимым доказательством вины МБОУ «Буретская СОШ» в совершении административного правонарушения.

Все перечисленные недостатки в силу требований части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях препятствовали признанию протокола об административном правонарушении, составленного по результатам проведенной проверки, допустимым доказательством вины МБОУ «Буретская СОШ».

Указанные нарушения требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Иркутской области и судьями обеих инстанций оставлены без внимания и должной оценки.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Иркутской области от 06 апреля 2015 года, решение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 13 мая 2015 года и решение судьи Иркутского областного суда от 24 сентября 2015 года нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене.

В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.

Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Жалобу директора МБОУ «Буретская СОШ» ФИО1 следует удовлетворить.

Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Иркутской области от 06 апреля 2015 года, решение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 13 мая 2015 года и решение судьи Иркутского областного суда от 24 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Буретская средняя общеобразовательная школа» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Буретская средняя общеобразовательная школа» прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Жалобу директора МБОУ «Буретская СОШ» ФИО1 удовлетворить.

Заместитель председателя

Иркутского областного суда Н.С. Новокрещенов