ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-116/2018 от 16.04.2018 Смоленского областного суда (Смоленская область)

№ 4а-116/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Смоленск 16 апреля 2018 года

Заместитель председателя Смоленского областного суда Ерофеев А.В., рассмотрев жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «МАН-ТРАНС-СЕРВИС» Лебедя М.В. на вступившее в законную силу решение судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 19.12.2017, вынесенное в отношении ООО «МАН-ТРАНС-СЕРВИС» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 ст.19.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 14 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области от 04.10.2017 производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «МАН-ТРАНС-СЕРВИС» (далее также Общество), привлекаемого к административной ответственности по ч. 25 ст.19.5 КоАП РФ, прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решением судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 19.12.2017 вышеуказанное постановлением мирового судьи отменено с направлением дела на новое рассмотрение.

В жалобе, поданной в Смоленский областной суд, директором ООО «МАН-ТРАНС-СЕРВИС» Лебедем М.В. поставлен вопрос об отмене решения судьи районного суда, как незаконного и необоснованного.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов представленной жалобы приводит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объектом данного административного правонарушения является установленный законом порядок управления, в частности контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору). Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный контроль (надзор), об устранении нарушений законодательства.

По делу установлено, что должностными лицами Управления Росреестра по ... 11.10.2016 проведена выездная внеплановая проверка деятельности ООО«МАН-ТРАНС-СЕРВИС». В ходе проверки выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенном по адресу: ..., ..., с видом разрешенного использования: для строительства центра сервисного обслуживания большегрузных машин, в нарушение требований ст. 42 ЗК РФ часть земельного участка площадью <данные изъяты>.м не используется Обществом по целевому назначению (зарос естественными и сорными травами), а часть земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м используется не по целевому назначению для выращивания сельскохозяйственной продукции.

Одновременно с актом проверки 11.10.2016 ООО «МАН-ТРАНС-СЕРВИС» выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства, в соответствии с которым Общество обязано устранить допущенное им нарушение земельного законодательства в срок до 11.04.2017, приступив к использованию земельного участка по целевому назначению для строительства центра сервисного обслуживания большегрузных автомобилей.

При проведении 24.05.2017 административного обследования установлено, что Обществом требования предписания не исполнены: признаки подготовки к строительству центра сервисного обслуживания большегрузных автомобилей отсутствуют, разрешение на строительство объектов капитального строительства на земельном участке не выдавалось, земельный участок используется под пашню.

По факту невыполнения предписания от 11.10.2016 ведущим специалистом-экспертом Управления Росреестра по ... 17.07.2017 в отношении ООО«МАН-ТРАНС-СЕРВИС» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ.

В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение в установленный срок законного предписания федерального органа, осуществляющего государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства, составляет три месяца со дня истечения срока, установленного для исполнения конкретного мероприятия в предписании, поскольку административное правонарушение, предусмотренное ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, относится к правонарушениям против порядка управления и не обладает признаками правонарушения, на которые распространяются специальные, увеличенные сроки давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что предписание от 11.10.2016 подлежало исполнению ООО «МАН-ТРАНС-СЕРВИС» в срок до 11.04.2017. Таким образом, трехмесячный срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности по настоящему делу начал исчисляться с 12.04.2017 и истек 12.07.2017.

Сведений, указывающих на продление срока исполнения предписания органа, осуществляющего государственный земельный надзор, либо на приостановление срока давности привлечения Общества к административной ответственности в порядке ч. 5 ст.4.5 КоАП РФ материалы дела не содержат.

С учетом приведенных обстоятельств мировой судья пришел к правильному выводу об истечении срока давности привлечения ООО «МАН-ТРАНС-СЕРВИС» к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ и прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании п. 6 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ.

Отменяя постановление мирового судьи, судья районного суда согласился с позицией должностного лица Управления Росреестра по ..., изложенной в жалобе на постановление мирового судьи, о применении положений ч. 1 ст.4.5 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 22.12.2014 № 434-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», указав, что за допущенное Обществом нарушение срок привлечения к административной ответственности составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.

Действительно, вышеуказанным Федеральным законом внесены изменения в ст. 4.5 КоАП РФ. Между тем, по смыслу данного закона изменения вносились с целью увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.6.1 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, также изложенной Федеральным законом в новой редакции, и, как следствие, применимы только к случаям привлечения к административной ответственности должностных лиц контролирующих органов.

Принимая во внимание обстоятельства дела, субъект и объективную сторону вмененного Обществу административного правонарушения, допущенное им неисполнение предписания должностного лица контролирующего органа нельзя отнести к нарушениям в области организации и осуществления государственного контроля (надзора).

Из системного толкования ч. 1 ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ следует, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим возобновление производства по делу об административном правонарушении.

В нарушение указанных норм, 19.12.2017, то есть за пределами срока давности привлечения ООО «МАН-ТРАНС-СЕРВИС» к административной ответственности, судья районного суда отменил постановление мирового судьи о прекращении производства по данному делу и направил его на новое рассмотрение тому же мировому судье.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах, решение судьи районного суда подлежит отмене, как вынесенное с существенным процессуальным нарушением.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.16–30.18 КоАП РФ, заместитель председателя Смоленского областного суда

ПОСТАНОВИЛ:

жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «МАН-ТРАНС-СЕРВИС» Лебедя М.В. удовлетворить.

Решение судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 19.12.2017, вынесенное в отношении ООО «МАН-ТРАНС-СЕРВИС» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 ст.19.5 КоАП РФ, отменить.

Заместитель председателя

Смоленского областного суда А.В. Ерофеев