Мировой судья - Липина Н.А. 44а-1171/2017
Судья - Порошин О.В.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Пермь 07 сентября 2017 года
Заместитель председателя Пермского краевого суда Нечаева Н.А., рассмотрев жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае на постановление мирового судьи судебного участка №1 Ленинского судебного района г. Перми от 10.04.2017, решение судьи Ленинского районного суда г.Перми от 02.06.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 и частью 2 статьи 20.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении заявителя,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Ленинского судебного района г. Перми от 10.04.2017 года (резолютивная часть решения оглашена 06.04.2017) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - ТУ Росимущества) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7. КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 55 000 руб. Правонарушение выразилось в том, что в период с 09.02.2017 по 13.03.2017 в 12:30 в ходе плановой выездной проверки выполнения требований и мероприятий в области гражданской обороны установлено, что ТУ Росимущества в Пермском крае, расположенное по адресу: <...>, являясь территориальным органом Федерального органа исполнительной власти, самостоятельно осуществляющим полномочия и ведение гражданской обороны в территориальном органе (п. 4.1.32 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 года №278) и юридическим лицом, нарушило специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, а именно:
- журнал учета защитных сооружений гражданской обороны не ведется (п. 2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25 марта 2003 г. № 4317));
- не назначены ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация правильного учета защитных сооружений гражданской обороны, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (п. 1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25 марта 2003 г. № 4317));
- не планируется и не осуществляется оценка технического состояния защитных сооружений гражданской обороны (акты, журналы оценки технического состояния ЗС ГО, годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций не представлены) (п.п. 4.1.4., 4.1.6., 4.1.7. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2003 г. № 4317));
Кроме того, не выполнило мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а именно:
- план гражданской обороны территориального органа федерального органа исполнительной власти не согласован с Главным управлением МЧС России по Пермскому краю (п. 118 Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденного приказом МЧС России от 16.02.2012 № 70 ДСП (зарегистрировано в Минюсте РФ от 27.03.2012 №23622));
- не разработаны приложения к плану гражданской обороны территориального органа федерального органа исполнительной власти (п.п. 75, 88 Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденного приказом МЧС России от 16.02.2012 № 70 ДСП (зарегистрировано в Минюсте РФ от 27.3.2012 № 23622));
- не назначен работник в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельный работник по гражданской обороне в составе других подразделений (п. 4 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 № 782);
- не разработано положение об организации и ведении гражданской обороны (п. 4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 г. № 804);
- не создана и не поддерживается в рабочем состоянии учебная материально-техническая база для подготовки работников в области гражданской обороны (п. 7 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804);
- не планируются и не осуществляются мероприятия по обучению должностных лиц и работников гражданской обороны в соответствующих учебных заведениях (п. 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 г. № 841);
- не созданы и не поддерживаются в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения должностных лиц и работников (ст. 7 Федерального Закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 8 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. №804);
- не созданы и не поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (ст. 7 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 12 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 г. № 804, п.п. 2, 3, 4. 5, 6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 г. № 379);
- не организованы планирование и подготовка мероприятий по эвакуации (п. 9 положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением правительства РФ от 26.11.2007 г. № 804);
- не организована подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных ценностей, подлежащих эвакуации (п. 9 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 г. № 804);
- не созданы эвакуационные органы, а также не проводится подготовка их личного состава (ст. 7 Федерального Закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 9 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 г. № 804, п. 25 Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей и безопасные районы, утвержденных постановлением правительства РФ от 22.06.2004 № 303);
- не создана и не организована работа в мирное и военное время комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования организации (ст. 7 Федерального Закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 20 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 г. №804);
- не планируется и не осуществляется обучение работников органа исполнительной власти в области гражданской обороны (не разработаны расписания занятий, журналы проведения учебных занятий, программа подготовки) (ст. 7 Федерального Закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 3, 7 положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 г. № 804, п. 4 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 г. № 841);
- не планируются и не проводятся учения по гражданской обороне (ст. 7 Федерального Закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 21 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 г. № 804, п. 7 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом МЧС России от 24.04.2013 года № 284 (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.07.2013 года № 29115)).
Решением судьи Ленинского районного суда г.Перми от 02.06.2017 постановлено: «Исключить из текста постановления мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района г. Перми от 06.04.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 2 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае ссылку на признание вины как на смягчающее наказание обстоятельство.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения, жалобу ТУ Росимущества в Пермском крае - без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 08.08.2017, ТУ Росимущества указывает на существенное нарушение судом норм материального и процессуального права, просит прекратить производство по делу.
Дело об административном правонарушении истребовано 10.08.2017, поступило в Пермский краевой суд 11.08.2017.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Часть 1 ст. 20.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Часть 2 ст. 20.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
В соответствии с Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»:
- в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ (п. 1.3);
- учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО, форма которого приведена в приложении №5 (п. 2.1);
- оценка технического состояния ЗС ГО осуществляется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных оценках технического состояния и инвентаризации (п. 4.1.1);
- при осмотрах ЗС ГО должны оцениваться:
общее состояние сооружения и состояние входов, аварийных выходов, воздухозаборных и выхлопных каналов;
исправность дверей (ворот, ставней) и механизмов задраивания;
исправность защитных устройств, систем вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения, связи, автоматики и другого оборудования;
использование площадей помещений для нужд экономики и обслуживания населения;
наличие и состояние средств пожаротушения;
наличие проектной документации (п. 4.1.2);
- руководители ГО организаций, эксплуатирующих ЗС ГО, планируют и осуществляют оценку технического состояния ЗС ГО (п. 4.1.4);.
- результаты оценки технического состояния ЗС ГО оформляются актом, форма которого приведена в приложении №13. При обнаружении неисправностей и дефектов строительных и ограждающих конструкций, оборудования технических систем или их отдельных элементов составляется ведомость дефектов, форма которой приведена в приложении N 14. Кроме того, недостатки, выявленные в ходе оценки технического состояния ЗС ГО, предложения по их устранению отражаются в журнале оценки технического состояния ЗС ГО (приложение N 7) (п. 4.1.6);
- на основании акта и ведомости дефектов составляются годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций по формам согласно приложениям №15 и №16 (п. 4.1.7).
В соответствии с Порядком разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденным приказом МЧС России от 16.02.2012 № 70 ДСП, зарегистрированным в Минюсте России 27.03.2012 г. №23622.
Настоящий порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным Законом от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» и от 03.06.2011 г. № 437-13 «О некоторых вопросах гражданской обороны в Российской Федерации» и определяет единые на всей территории РФ требования к разработке, согласованию и утверждению планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) (п.1).
Согласно п. 1 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Пермском крае, утвержденного Приказом Росимущества от 29.09.2009 №278, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением (п. 4 Положения).
Территориальный орган самостоятельно осуществляет перечисленные в п.4 Положения полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в территориальном органе (п. 4.1.32 Положения).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании распоряжения (приказа) ГУ МЧС России по Пермскому краю от 07.04.2017 года №3 в рамках осуществления государственного надзора в области гражданской обороны с целью контроля исполнения предписания от 28.04.2016 №5/3/1-17, срок исполнения которого 01.02.2017, проведена внеплановая выездная проверка в отношении ТУ Росимущества, по результатам которой составлен акт №3 от 13.03.2017.
Согласно указанному акту выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора) органов муниципального контроля: не выполнены пункты 1-17 предписания по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны от 28.04.2016 г. № 5/3/1-17.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, 2 ст. 20.7. КоАП РФ.
При признании ТУ Росимущества виновным в совершении правонарушения, мировым судьей правильно установлены обстоятельства дела, и на основании положений нормативных правовых актов, приведенных выше, сделан вывод о том, что выполнение требований п.п. 1.3, 2.1, 4.1.4, 4.1.6, 4.1.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 №583, должно осуществлять ТУ Росимущества в Пермском крае, поскольку данные объекты ЗС ГО каким-либо иным федеральным органам государственной власти, юридическим или физическим лица на каком-либо вещном праве не переданы.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ТУ Росимущества подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в связи с чем, мировой судья пришел к верному выводу о доказанности наличия в действиях ТУ Росимущества события вменяемого административного правонарушения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, правильно применили нормы материального и процессуального права.
Выводы мирового судьи и судьи районного суда о квалификации действий ТУ Росимущества по ч.ч. 1 и 2 ст. 20.7. КоАП РФ и его виновности в совершении указанных правонарушений являются верными. Они подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств, оцененных судебными инстанциями на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11. КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что в ходе проведения внеплановой проверки выявлены факты невыполнения предписаний, факт невыполнения требований и мероприятий в области гражданской обороны не устанавливался; за невыполнение предписания ТУ Росимущества ранее было привлечено к административной ответственности; статья 20.7. КоАП РФ не предусматривает административную ответственность за невыполнение предписания не влекут отмену обжалуемых судебных актов, направлены на иное понимание закона, противоречат материалам дела.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что обязанность по содержанию ЗС ГО в соответствии с требованиями действующего законодательства в области гражданском обороны возложена на ТУ Росимущества, которое, не выполнив возложенные на него законом обязанности в области гражданской обороны, обоснованно привлечено к административной ответственности по 20.7. КоАП РФ.
Указание в жалобе на необоснованную ссылку суда на признание вины со стороны ТУ Росимущества, которое своей вины не признавало, являлось предметом исследования при рассмотрении жалобы в районном суде, при этом судьей районного суда исключено из текста постановления указание на признание вины как на смягчающее обстоятельство.
Приведенные в жалобе доводы в совокупности повторяют позицию юридического лица при рассмотрении дела об административном правонарушении, сводятся к оспариванию выводов судебных инстанций, переоценке установленных судом обстоятельств и не свидетельствуют о незаконности судебных постановлений.
Само по себе несогласие ТУ Росимущества с выводами судебных инстанций не может служить основанием к отмене вступивших в законную силу судебных актов. Выводы судебных инстанций доводами настоящей жалобы не опровергаются, оснований для переоценки доказательств по делу не имеется. Достоверность и допустимость доказательств сомнений не вызывает.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5. КоАП РФ для данной категории дел, наказание юридическому лицу назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 4.1., 4.4. КоАП РФ, при этом минимальный размер штрафа снижен мировым судьей ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи.
Оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности по признакам малозначительности не усматривается, поскольку совершенное ТУ Росимущества административное правонарушение посягает на общественную безопасность, в связи с чем, оно не может быть признано малозначительным.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу актов, в ходе производства по настоящему делу не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу актов не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л :
Постановление мирового судьи судебного участка №1 Ленинского судебного района г. Перми от 10.04.2017, решение судьи Ленинского районного суда г.Перми от 02.06.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 и частью 2 статьи 20.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае оставить без изменения, жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пермского краевого суда