ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1171/18 от 15.10.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

4а-1171/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Самара 15 октября 2018 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу Главы администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара ФИО2 на постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о.Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области от 07.09.2017 года, решение Куйбышевского районного суда г.Самары от 09.11.2017 года и решение Самарского областного суда от 03.07.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара

установил:

постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о.Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области от 07.09.2017 года юридическое лицо – Администрация Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 400 000 рублей за нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

Решением Куйбышевского районного суда г.Самары от 09.11.2017 года постановление должностного лица от 07.09.2017 года с учетом положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ изменено, размер штрафа снижен до 200 000 рублей.

Решением Самарского областного суда от 03.07.2018 года, постановление должностного лица от 07.09.2017г. (с учетом изменений, внесенных решением Куйбышевского районного суда г.Самары от 09.11.2017 года) и решение Куйбышевского районного суда г.Самары от 09.11.2017 года оставлены без изменения.

В надзорной жалобе Глава администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара ФИО2 выражает несогласие с оценкой собранных по делу доказательств и выводами судебных инстанций; указывает на невиновность в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, а также на неправильное применение должностным лицом и судебными инстанциями норм материального и процессуального; права просит постановление должностного лица и судебные решения отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон №69-ФЗ "О пожарной безопасности").

В соответствии со ст. 1 Федерального закона №69-ФЗ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В настоящем Федеральном законе применяется, в том числе следующее понятие: противопожарный режим - требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии со ст.20 Федерального закона №69-ФЗ "О пожарной безопасности" субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ст. 30 Федерального закона №69-ФЗ "О пожарной безопасности" на период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

Согласно п.11 ст.1 Закона Самарской области от 06.07.2015 года №74-ГД (ред. от 10.05.2017г.) "О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов" (принят Самарской Губернской Думой 23.06.2015г. с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2017г.) (далее Закон №74-ГД О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов) осуществление муниципального земельного контроля закреплено за внутригородскими районами г.о.Самара.

В соответствии с п.2 ст.22 Закона №74-ГД О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов, органы местного самоуправления внутригородских районов городского округа Самара:

1) оказывают содействие органам государственной власти Самарской области в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

2) принимают участие в разработке и проведении дополнительных мероприятий пожарной безопасности при установлении особого противопожарного режима;

3) осуществляют иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации, за исключением полномочий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.

Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года №390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений, организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно п.19 Правил, запрещается на территориях поселений и городских округов, на объектах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан устраивать свалки горючих отходов.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области №197 от 29.03.2017 года "Об особом противопожарном режиме на территории Самарской области", на территории Самарской области установлен особый противопожарный режим с 15.04.2017 года по 30.09.2017 года.

В соответствии со ст.12 Закона Самарской области от 11.10.2005 №177-ГД (ред. от 11.11.2016) "О пожарной безопасности" (принят Самарской Губернской Думой 27.09.2005), на период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях постановлением Правительства Самарской области об установлении особого противопожарного режима на территории Самарской области и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности, устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что старшим дознавателем отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о.Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области 02.09.2017г. проведена проверка информации по факту возгорания мусора по адресу: г.Самара, Куйбышевский район, п.Рубежное, произошедшего 02.09.2017г., по результатам которой установлено, что на территории г.о.Самара юридическим лицом - Администрацией Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара по вышеуказанному адресу, в нарушение требований п.19 Правил противопожарного режима в Российской Федерации в период, установленный Постановлением Правительства Самарской области №197 от 29.03.2017г., особого противопожарного режима на территории Самарской области, допущено складирование горючего мусора.

Выявленное нарушение послужило основанием для составления 05.09.2017г. заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о.Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области в отношении юридического лица - Администрацией Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, с последующим привлечением к административной ответственности.

В подтверждение, что юридическим лицом - Администрацией Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, должностным лицом и судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в судебных решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении №905 от 05.09.2017 года (л.д.51) и фотоснимки возгорания и тушения пожара горючего мусора на открытой территории (л.д.50,60-61); акт о пожаре от 02.09.2017г. (л.д.54-55); рапорт старшего дознавателя отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о.Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области от 14.09.2017г. об окончании проверочных действий по факту возгорания мусора по адресу: г.Самара, Куйбышевский район, п.Рубежное (л.д.61); рапорт дежурного караула №4 7-йПСЧ ФГКУ «3 отряд ФПС по Самарской области» от 02.09.2017г. по факту возгорания мусора на площади 200м? (л.д.62); выписка из журнала пункта связи пожарной части ОНД и ПР г.о.Самара (л.д.64), - поскольку перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности юридического лица - Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара в совершении данного административного правонарушения.

Факт возгорания мусора на территории Куйбышевского района в г.Самара по адресу: г.Самара, Куйбышевский район, п. Рубежное, подтвержден совокупностью исследованных должностным лицом административного органа и судебными инстанциями доказательств и при рассмотрении дела нижестоящими судебными инстанциями и в надзорной жалобе заявителем не оспаривался.

В соответствии с ч.1 ст.2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с санкцией статьи ч.2 ст.20.4 указанного Кодекса субъектами административной ответственности, предусмотренной названной нормой, выступают, в числе прочих, юридические лица.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы надзорной жалобы о принятии всех зависящих от Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара мер по недопущению образования свалки отходов, сжигания отходов на несанкционированной свалке, не могут быть приняты во внимание, поскольку установка шлагбаума, бетонных блоков, знака «Свалка отходов запрещена» без надлежащего контроля за соблюдением данных ограничений и непринятие мер по ликвидации данного складирования горючего мусора, не свидетельствует о принятии исчерпывающих мер пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, исключаемых возможность возгорания складированного горючего мусора.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Согласно п.4 ч.1 ст.5 Устава Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара (принят Решением Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара от 22 октября 2015 г. №17) к вопросам местного значения Куйбышевского внутригородского района относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Куйбышевского внутригородского района.

Как следует из материалов дела, вышеуказанное нарушение требований пожарной безопасности было выявлено административным органом в период особого противопожарного режима на территории Самарской области, введенного постановлением Правительства Самарской области №197 от 29.03.2017г.

Пунктом 3 указанного постановления органам местного самоуправления в Самарской области на соответствующих территориях рекомендовано предусмотреть дополнительные меры пожарной безопасности, в том числе, запретить сжигание мусора и отходов на территориях населенных пунктов.

Изложенные положения требований п.19 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, п.3 постановления Правительства Самарской области "Об особом противопожарном режиме на территории Самарской области", Уставных норм возлагают на Администрацию Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара в соответствии с поставленными задачами в том числе, следующие функции: организация порядка содержания территорий с целью недопущения устройства свалок горючих отходов, первичных мер пожарной безопасности на территории района, контроль в этой сфере.

В этой связи должностное лицо и предыдущие судебные инстанции пришли к правильному выводу, что Администрация Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара обязана осуществлять контроль за соблюдением ограничений, установленных противопожарным режимом и принять меры для ликвидации несанкционированных свалок на территории своего района и является субъектом ответственности, предусмотренной ч.2 ст.20.4 Кодекса.

Доводы надзорной жалобы, что орган пожарного надзора не наделен полномочиями по привлечению к ответственности органов местного самоуправления, поскольку в силу ст.72 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ответственность наступает исключительно на основании решения суда, - несостоятелен и не может быть принят во внимание, поскольку Федеральный закон №131-ФЗ устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления и не предусматривает порядок привлечения к административной ответственности.

Порядок производства по делу об административном правонарушении на всех его стадиях регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно части 1 статьи 1.1 которого законодательство об административных правонарушениях состоит из названного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом правила подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленные главой 23 КоАП РФ также поставлены в зависимость от организационно - правовой формы лица, привлекаемого к ответственности.

В силу части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Частью 1 ст.23.34 КоАП РФ определено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.4 КоАП РФ, уполномочены рассматривать органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор.

Частью 2 названной статьи предусмотрено, что рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, указанных в части 1 указанной статьи в пределах своих полномочий, вправе, в частности, главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители.

Доводы надзорной жалобы, что возгорание мусора на вышеуказанной территории произошло 02.09.2017г. - не в условиях особого противопожарного режима, действующего на территории г.о.Самара, установленного постановлением Администрации городского округа Самара от 28.04.2017г. №318 с 15.05.2017г. по 31.08.2017г., являются несостоятельными, поскольку особый противопожарный режим, установленный вышеуказанным Постановлением Администрации не освобождает юридическое лицо от выполнения требования Постановления Правительства Самарской области №197 от 29.03.2017г., которое устанавливает особый противопожарный режим на территории Самарской области с 15.04.2017 года по 30.09.2017 года.

Остальные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность правовой оценки доказательств сомнений не вызывает.

При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для разрешения дела, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка, бездействия юридического лица – Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара правильно квалифицированы по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ.

Судья Куйбышевского районного суда г.Самары, рассматривая 09.11.2017г. жалобу на постановление должностного лица административного органа от 07.09.2017г., правильно пришел к выводу об обоснованности привлечения Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, и в решении районного судьи указаны мотивы на основании которых сделан мотивированный вывод о виновности Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара в совершении указанного правонарушения.

Наказание юридическому лицу - Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара снижено с соблюдением положений ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств связанных с имущественным положением юридического лица, которое является бюджетным учреждением, при отсутствии обстоятельств отягчающих административную ответственность, с учетом степени вины лица, привлеченного к административной ответственности.

Законность и обоснованность вынесенного должностным лицом административного органа постановления от 07.09.2017г. и решения Куйбышевского районного суда г.Самары от 09.11.2017г. о привлечении юридического лица – Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ в полном объеме проверены судьей Самарского областного суда с соблюдением требований ст.ст.30.6 - 30.7 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на указанные постановление и решение, и в решении от 03.07.2018г. дана надлежащая правовая оценка, в том числе доводам, аналогичным изложенным в надзорной жалобе, и указаны мотивы, по которым судья областного суда пришел к выводу об отсутствии оснований для их отмены.

Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности юридического лица – Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.

Принцип презумпции невиновности должностным лицом административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении и судебными инстанциями при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица и решение районного суда не нарушен, неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу должностного лица, не усматривается.

Нарушений процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

Состоявшиеся постановление должностного лица административного органа и судебные решения являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения по доводам, изложенным в надзорной жалобе, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст. 30.17, ст.30.18 КоАП РФ,

постановил:

постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о.Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области от 07.09.2017 года (с учетом изменения, внесенного решением Куйбышевского районного суда г.Самары от 09.11.2017 года), решение Куйбышевского районного суда г.Самары от 09.11.2017 года и решение Самарского областного суда от 03.07.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара, оставить без изменения, а надзорную жалобу Главы администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара ФИО2 оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда С.И. Шкуров