№ 4А-117/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 20 июля 2018 года
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Марий Эл Бабин С.В., рассмотрев жалобу Яковлева В.С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 2 марта 2018 года, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Яковлева В. С., <дата> года рождения, проживающего по адресу: <адрес>,
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 2 марта 2018 года руководителю единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью «Домоуправление-2» Яковлеву В.С. с учетом определения об исправлении описки от 5 апреля 2018 года назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере двадцати пяти тысяч рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 апреля 2018 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В поступившей в Верховный Суд Республики Марий Эл жалобе Яковлев В.С. просит вышеуказанные судебные постановления отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что у Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл отсутствовали полномочия по проведению проверки, по результатам которой он был привлечен к административной ответственности. Законом Республики Марий Эл от 4 августа 2017 года № 38-З «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Марий Эл по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии», соответствующие государственные полномочия Республикой Марий Эл были переданы органам местного самоуправления. Поскольку протокол об административном правонарушении составлен неправомочным органом, он, как и результаты проверки, не могут служить доказательством по настоящему делу. Также указывает, что было нарушено его процессуальное право на участие в судебном заседании по рассмотрению его жалобы на постановление мирового судьи, и право пользоваться юридической помощью защитника.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, поступившего в Верховный Суд Республики Марий Эл 20 июня 2018 года, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.3 статьи 161, частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены лицензионные требования к лицу, осуществляющему деятельность по управлению многоквартирным дом. К ним относятся такие требования как регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации; отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее; наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа - единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата; отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии; отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии; соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 названного Кодекса; соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 названного Кодекса; иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 указанного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного Кодекса. В соответствии с санкцией указанной части статьи 14.1.3 КоАП РФ совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Домоуправление-2» (далее - ООО «Домоуправление-2») имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (от 23 апреля 2015 года № 15).
Согласно договору управления многоквартирным домом от 12 января 2015 года ООО «Домоуправление-2» осуществляет управление, обслуживание и ремонт многоквартирного дома <адрес>.
На основании распоряжения руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл от 27 декабря 2017 года № 551 в связи с обращением жителей указанного дома по вопросу ненадлежащего содержания их общего имущества в отношении ООО «Домоуправление-2» указанным органом государственной власти Республики Марий Эл в период с 27 декабря 2017 года по 31 января 2018 года была проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проверки было установлено, что ООО «Домоуправление-2» не соблюдаются требования, предусмотренные частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, и не исполняются обязанности по договору управления многоквартирным домом, предусмотренные частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации: в нарушение пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, общее имущество вышеуказанного многоквартирного дома содержится с нарушениями требований законодательства Российской Федерации (не обеспечено исправное состояние шиферной кровли, слуховых окон, допущено загнивание конструкции обрешетки в месте примыкания вентканала над подъездом № 2, неудовлетворительное состояние теплоизоляции трубопроводов отопления в подвальных помещениях подъездов № 1, № 2, неудовлетворительное состояние стенок приямков со стороны дворового фасада, не обеспечено наличие около подъездов многоквартирного дома скамьи и урны, то есть, допущены нарушения пунктов 3.4.1, 3.5.11, 3.7.17, 4.1.5, 4.6.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27 сентября 2003 года № 170).
По указанному факту в отношении Яковлева В.С. главным государственным инспектором Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл 23 января 2018 года был составлен протокол <№> об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Оценив указанный протокол в совокупности с составленным Департаментом государственного жилищного надзора Республики Марий Эл материалом об административном правонарушении в отношении Яковлева В.С. и иными представленными в материалы дела доказательствами, мировой судья пришел к выводу о наличии оснований для привлечения Яковлева В.С. к административной ответственности по указанному факту по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Судья городского суда согласился с указанным выводом мирового судьи.
Между тем судьями обеих инстанций не учтено следующее.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со статьей 26.2 указанного Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3).
Как установлено пунктом 2 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации. В Республике Марий Эл таким органом является Департамент государственного жилищного надзора Республики Марий Эл.
Пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 названной статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 48, 52, 58 и подпункта 64).
В частности, в названном порядке органам местного самоуправления может быть передано государственное полномочие по осуществлению лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (подпункт 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Законом Республики Марий Эл от 4 августа 2017 года № 38-З «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Марий Эл по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии» Республикой Марий Эл органам местного самоуправления городского округа «Город Йошкар-Ола» были переданы государственные полномочия по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на предмет соблюдения указанными лицами требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, и исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 данный Закон Республики Марий Эл вступил в силу 14 августа 2017 года и действовал на момент проведения Департаментом государственного жилищного надзора Республики Марий Эл вышеуказанной проверки в отношении ООО «Домоуправление-2».
Однако ни мировой судья при рассмотрении дела, ни судья городского суда при пересмотре дела в порядке статьи 30.6 КоАП РФ не проверили правомерность проведения Департаментом государственного жилищного надзора Республики Марий Эл внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Домоуправление-2» и не оценили в связи с этим допустимость результатов указанной проверки как доказательств совершения Яковлевым В.С. вышеуказанного административного правонарушения, чем допустили существенное нарушение требования пункта 7 статьи 26.1 КоАП РФ об обязательности выяснения по делу об административном правонарушении обстоятельств, имеющих значение для правильного его разрешения, к которым, в частности, относится обстоятельство обоснованности возбуждения должностным лицом дела об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
В рассматриваемом случае обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Яковлева В.С. к административной ответственности, были выявлены 23 января 2018 года. Следовательно, на данный момент срок давности привлечения его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, не истек.
В связи с этим дело подлежит направлению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 2 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 2 статьи 30.17, статьи 30.18 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
постановление мирового судьи судебного участка № 2 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 2 марта 2018 года, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью «Домоуправление-2» Яковлева В. С. отменить.
Дело направить мировому судье судебного участка № 2 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл на новое рассмотрение.
Заместитель
Председателя Верховного Суда
Республики Марий Эл С.В.Бабин