ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Казань ___ августа 2018 года
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров, рассмотрев жалобу ФИО1, представляющей интересы открытого акционерного общества «Алексеевскдорстрой» (далее по тексту - ОАО «Алексеевскдорстрой», Общество), на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 по Алексеевскому судебному району Республики Татарстан от 25 апреля 2018 года и решение судьи Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 26 июня 2018 года, вынесенные в отношении ОАО «Алексеевскдорстрой» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 по Алексеевскому судебному району Республики Татарстан от 25 апреля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 26 июня 2018 года, ОАО «Алексеевскдорстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
В своей жалобе заявитель просит постановление мирового судьи и решение судьи районного суда отменить.
Изучение истребованного из судебного участка № 1 по Алексеевскому судебному району Республики Татарстан дела об административном правонарушении и доводов заявителя показало, что жалоба подлежит удовлетворению.
Согласно статье части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Привлекая ОАО «Алексеевскдорстрой» к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья, с мнением которого согласился и судья районного суда, исходил из изложенных в протоколе об административном правонарушении обстоятельств того, что в 18 часов 45 минут 31 января 2018 года на <данные изъяты> километре автомобильной дороги «Казань-Оренбург» (<данные изъяты>) на территории Алексеевского района Республики Татарстан Общество производило дорожные работы с нарушением требований ГОСТ 32757-2014 «Временные технические средства организации дорожного движения», а именно: в начале зоны предупреждения и в зоне места производства работ не были установлены временные дорожные знаки 1.25 «Дорожные работы» и 3.24 «Ограничение максимальной скорости»; отсутствовали сигнальные столбики (дорожные пластины). Схема организации движения и ограждения места производства передвижных краткосрочных дорожных работ, представленная Обществом, не соответствовала схеме зоны работ, вызвавших необходимость временного изменения организации дорожного движения на автомобильной дороге, утвержденной ГОСТ 32757-2014.
С указанными выводами судей обеих инстанций согласиться нельзя.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 указанного Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Пункт 12 статьи 3 указанного Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ определяет содержание автомобильной дороги как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 сентября 2001 года № 628 «О Главном управлении содержания и развития дорожно - транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан» последнее обеспечивает в том числе функции государственного заказчика в области проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений, а также объектов транспорта и метрополитена.
Согласно Уставу, предметом деятельности Управления является осуществление государственных функций в сфере проектирования, строительства, реконструкции, ремонта, капитального ремонта и содержания объектов дорожно-транспортного комплекса, исполняет функции государственного заказчика, заказчика-застройщика, финансируемых за счет государственных капитальных вложений бюджетов всех уровней.
Дорожно-транспортный комплекс включает в себя гражданскую авиацию, внутренний водный, автомобильный, городской электрический (включая метрополитен), промышленный, железнодорожный, трубопроводный транспорт и дорожное хозяйство.
Согласно положениям статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Заявитель в ходе производства по данному делу об административном правонарушении последовательно отрицал вину ОАО «Алексеевскдорстрой» в совершении инкриминируемого ему правонарушения, утверждая, что в данном случае отсутствует состав административного правонарушения.
Между тем, довод заявителя о том, что ОАО «Алексеевскдорстрой» не является субъектом инкриминируемого ему административного правонарушения, заслуживает внимания.
В соответствии с пунктом 2.2 Устава Государственного казенного учреждения «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан» (далее по тексту - ГКУ «Главтатдортранс», Учреждение) одной из целью деятельности Управления является создание условий для безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Татарстан, повышения их пропускной способности.
В целях реализации уставной цели Управление выполняет в том числе управление проектированием, строительством, реконструкцией, ремонтом, капитальным ремонтом и содержанием объектов дорожно-транспортного комплекса.
Кроме того, в соответствии с предметом и целями деятельности, для достижения которых оно создано, именно ГКУ «Главтатдортранс» организует работу в сфере проектирования, строительства, реконструкции, ремонта, капитального ремонта, содержания и обустройства объектов дорожно-транспортного комплекса, в то время как согласно пункту 4.3 Устава ОАО «Алексеевскдорстрой» выступает генподрядчиком по строительству, реконструкции, ремонту, содержанию и эксплуатации автомобильных дорог и объектов дорожного хозяйства.
Исходя из предмета государственного контракта № <данные изъяты> на содержание искусственных сооружений от 29 декабря 2017 года, заключенного между ГКУ «Главтатдортранс», именуемом «Заказчиком» и ОАО «Алексеевскдорстрой», выступающим как «Подрядчик», последний принимает на себя обязательства по выполнению всего комплекса работ по содержанию искусственных сооружений Республики Татарстан на 2018-2019 годы, указанных в приложении к настоящему контракту, в соответствии с его условиями и техническим заданием.
Однако согласно пункту 3.1.13 в рамках полномочий, предоставленных Заказчику как балансодержателю Объекта, ГКУ «Главтатдортранс» принимает на себя обязательство обеспечить круглогодичное ежедневное безопасное и бесперебойной движение автомобильных транспортных средств и безопасность дорожного движения на Объекте.
В силу положений настоящего контракта Подрядчик в лице ОАО «Алексеевскдорстрой», принимает на себя обязательства выполнить по устранению нарушений к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и искусственных сооружений, непосредственно влияющих на безопасность дорожного движения в сроки, установленные в предписаниях, выдаваемых органами ГИБДД МВД Республики Татарстан Подрядчику только по следующим видам работ, а именно: замена утраченных и (или) поврежденных дорожных знаков, замена барьерного ограждения, а также устранение дефектов и повреждений покрытия в части ямочного ремонта. Работы, указанные в предписаниях, выполняются Подрядчиком после согласования с Заказчиком.
Заключение государственного контракта с подрядной организацией (ОАО «Алексеевскдорстрой») не освобождало ГКУ «Главтатдортранс» от обязанности по содержанию названной автомобильной дороги, в том числе путем осуществления необходимого контроля за надлежащим исполнением подрядной организацией взятых на себя обязательств и применения мер ответственности.
В связи с изложенным, на ОАО «Алексеевскдорстрой», которое не является юридическим лицом, ответственным за содержание указанного участка автомобильной дороги, не может быть возложена административная ответственность за обеспечение сохранности автомобильных дорог федерального значения и улучшение их технического состояния путем обеспечения безопасного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам.
При таких обстоятельствах, ОАО «Алексеевскдорстрой» не является субъектом инкриминируемого ему административного правонарушения.
С учетом вышеизложенного, решения судей обеих инстанций подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ОАО «Алексеевскдорстрой» состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л :
постановление мирового судьи судебного участка № 1 по Алексеевскому судебному району Республики Татарстан от 25 апреля 2018 года и решение судьи Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 26 июня 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Алексеевскдорстрой» отменить, производство по данному делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу ФИО1, представляющей интересы ОАО «Алексеевскдорстрой», - удовлетворить.
Заместитель
Председателя Верховного Суда
Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров