ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1183/18 от 27.07.2018 Московского областного суда (Московская область)

№ 4а-1183/18

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Красногорск Московской области 27 июля 2018 года

Заместитель председателя Московского областного суда Соловьев С.В., рассмотрев жалобу директора МОУ «<данные изъяты>» - Борькина В.М. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи 104 судебного участка Лотошинского судебного района Московской области от 22 марта 2018 года и решение судьи Лотошинского районного суда Московской области от 26 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ, в отношении муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи 104 судебного участка Лотошинского судебного района Московской области от 22 марта 2018 года

юридическое лицо - муниципальное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты>», юридический адрес: <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, КПП <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>,

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Судьей Лотошинского районного суда Московской области от 26 апреля 2018 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с постановленными по делу судебными актами, директор МОУ «<данные изъяты>» - Борькин В.М. их обжаловал в порядке ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ, просил их отменить, производство по делу прекратить.

Проверив правильность применения норм материального и процессуального права по делу по доводам жалобы, оснований для отмены или изменения постановленных по делу судебных актов не усматриваю.

Согласно п. 3 ч. 6 и ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника.

Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляются академические права на ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации.

Согласно п. 3 и 5 ч. 2 ст. 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности; защищать права и законные интересы обучающихся.

Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

Согласно ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» информация и документы, указанные в ч. 2 настоящей статьи, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений. Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 6 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 N 582 образовательная организация обновляет сведения, указанные в пунктах 3 - 5 настоящих Правил, не позднее 10 рабочих дней после их изменений.

Согласно ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ за нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Из дела следует, что прокуратурой Лотошинского района проведена проверка по обращению Каримулиной Н.Н. по вопросу ненадлежащего рассмотрения ее обращения директором МОУ «<данные изъяты>», а также по вопросу нарушения прав ребенка и её, как законного представителя, на ознакомление с локальными нормативными актами образовательной организации.

В ходе проверки было установлено, что МОУ «<данные изъяты>», находящаяся по адресу: <данные изъяты> является образовательной организацией и осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

28 декабря 2017 года Каримулина Н.Н. и Жусев И.А. обратились к директору школы с заявлением, в котором содержались доводы, в том числе о пересмотре их сыну – Жусеву А.И., ученику 8 класса МОУ «<данные изъяты>» итоговой оценки по русскому языку за вторую четверть. В ходе рассмотрения обращения, Каримулина Н.Н., как законный представитель своего сына Жусева А.И.., 26 января 2018 года при проведении заседания школьной комиссии по пересмотру оценки, обратилась к директору школы Борькину В.М. с вопросом о предоставлении нормативного акта, регулирующего порядок рассмотрения данного вопроса, однако возможности ознакомления с текстом данного документа не получила. При этом, проверкой установлено, что директором МОУ «<данные изъяты>» приняты следующие локальные нормативные акты в указанной сфере: «Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений МОУ «<данные изъяты>», «Положение о конфликтной комиссии МОУ «<данные изъяты>» по вопросам разрешения споров между участниками образовательного процесса», утверждены приказом директора от 01 сентября 2017 года № 61-2. Текст локальных нормативных актов отсутствовал как в общедоступном месте в здании школы, так и на официальном сайте образовательной организации, что подтверждается объяснениями самого Борькина В.М., Каримулиной Н.Н., актами мониторинга официального сайта образовательной организации.

Размещение указанных локальных нормативных актов образовательной организации на официальном сайте установлено только после начала прокурорской проверки, при этом Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений МОУ «<данные изъяты>» на сайте отсутствовало по состоянию на 14 февраля 2018 года.

Таким образом, МОУ «<данные изъяты>» нарушены права обучающегося и его законных представителей на ознакомление с локальными нормативными актами образовательного учреждения, касающихся вопросов осуществления образовательной деятельности.

Вина муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>» в совершении вмененного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; письменными объяснениями Борькина В.М.; копией устава МОУ «<данные изъяты>»; копией приказа о создании конфликтной комиссии; копией жалобы Каримулиной Н.Н.; копией положения о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений МОУ «<данные изъяты>»; копией положения о конфликтной комиссии МОУ «<данные изъяты>» по вопросам разрешения споров между участниками образовательного процесса; актом мониторинга официального сайта МОУ «<данные изъяты>» от 14 февраля 2018 года; информацией с сайта МОУ «<данные изъяты>»; актом мониторинга официального сайта МОУ «<данные изъяты>» от 31 января 2018 года, а также другими доказательствами, оцененными судом в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в том числе, на предмет относимости и допустимости.

Мировой судья, исследовав все собранные по делу доказательства в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, пришел к обоснованному выводу о виновности муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ.

Административное наказание назначено с учётом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и находится в пределах санкции статьи ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ.

Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ соблюдены.

Постановление соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Дело по жалобе на постановление мирового судьи 104 судебного участка Лотошинского судебного района Московской области от 22 марта 2018 года пересмотрено судьей Лотошинского районного суда Московской области от 26 апреля 2018 года по правилам ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы несогласие Борькина В.М. с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, судебные инстанции пришли к выводу о том, что МОУ «<данные изъяты>» были нарушены положения ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что документы, неопубликование которых ставится в вину МОУ «<данные изъяты>», не относятся к документам, подлежащим опубликованию, основаны на неверном субъективном толковании норм права, в связи, с чем подлежат отклонению, как несостоятельные.

Вопреки доводам жалобы бремя доказывания распределено правильно с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Неустранимых сомнений по делу не усматривается.

В соответствии с ч. 2 ст 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопреки доводам жалобы с учетом вышеуказанного в рассматриваемом случае суды установили, что МОУ «<данные изъяты>» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но учреждением не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопреки доводам жалобы в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях. Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов, при производстве по делу не допущено, оснований для их отмены или изменения по доводам жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

постановление мирового судьи 104 судебного участка Лотошинского судебного района Московской области от 22 марта 2018 года и решение судьи Лотошинского городского суда Московской области от 26 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ, в отношении муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>» оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Заместитель председателя суда С.В. Соловьев