ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1194/19 от 16.07.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

№ 4а-1194/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Иркутск 16 июля 2019 г.

Заместитель председателя Иркутского областного суда Трапезников П.В., рассмотрев жалобу защитника Комисаровой Н.А. в интересах мэра Ангарского городского округа Петрова С.А. на вступившее в законную силу решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 28 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении мэра Ангарского городского округа Петрова С.А.,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 27 г. Ангарска и Ангарского района Иркутской области - мирового судьи судебного участка № 29 г. Ангарска и Ангарского района Иркутской области от 18 января 2019 г. (резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 г.) мэр Ангарского городского округа Петров С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 500 рублей.

Решением судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 28 марта 2019 г. данное постановление мирового судьи от 18 января 2019 г. о привлечении мэра Ангарского городского округа Петрова С.А. к административной ответственности оставлено без изменения, жалоба защитника Комисаровой Н.А. в интересах мэра Ангарского городского округа Петрова С.А. – без удовлетворения.

В поданной в Иркутский областной суд жалобе защитник Комисарова Н.А. в интересах мэра Ангарского городского округа Петрова С.А. просит отменить решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 28 марта 2019 г., считая его незаконным и необоснованным, прекратить производство по делу.

Мэр Ангарского городского округа Петров С.А., потерпевший С., прокурор г. Ангарска Кабатов Д.Л. извещены о подаче защитником Комисаровой Н.А. жалобы, возражения на жалобу в установленный срок не представлены.

В своей жалобе защитник Комисарова Н.А. в интересах мэра Ангарского городского округа Петрова С.А. не ставит вопрос об отмене постановления исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 27 г. Ангарска и Ангарского района Иркутской области - мирового судьи судебного участка № 29 г. Ангарска и Ангарского района Иркутской области от 18 января 2019 г., однако, в соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест на вступивший в законную силу судебный акт, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Данное требование Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении выполнено.

В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона № 2202-1-ФЗ от 17 января 1992 г. «О Прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В силу части 1 статьи 21 указанного Федерального закона предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со статьей 22 указанного Федерального закона прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона: вносит представление об устранении нарушений закона.

Прокурор является процессуально самостоятельным лицом и самостоятельно определяет необходимость применения тех или иных мер прокурорского реагирования, необходимость внесения представления.

При этом в силу статьи 6 Федерального закона № 2202-1-ФЗ от 17 января 1992 г. «О Прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В соответствии со статьей 24 названного Федерального закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган, полномочный рассматривать дела об административных правонарушениях.

Привлекая мэра Ангарского городского округа Петрова С.А. к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья пришел к обоснованному выводу, что должностным лицом Петровым С.А. умышленно не выполнены требования прокурора, вытекающие из его полномочий установленных федеральным законом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5-6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Согласно пункту 6.1 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации прием от застройщика заявления о выдаче разрешения на строительство, документов, необходимых для получения разрешения на строительство, информирование о порядке и ходе предоставления услуги и выдача разрешения на строительство могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг органами публичной власти, регулируются Федеральным законом № 210-ФЗ от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 названного федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Постановлением мэра Ангарского городского округа № 1526-па от 24 июня 2016 г. утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство, продление срока действия разрешения на строительство, внесение изменений в разрешение на строительство, прекращение действия разрешения на строительство».

Согласно пункту 2.3 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является: выдача разрешения на строительство; продление срока действия разрешения на строительство; внесение изменений в разрешение на строительство; отказ в предоставлении муниципальной услуги.

Пунктом 2.6 Административного регламента установлено, что для получения муниципальной услуги заявитель подает в Управление архитектуры и градостроительства администрации Ангарского городского округа, в том числе в целях внесения изменений в разрешение на строительство для исправления технических ошибок, изменения адреса объекта капитального строительства или строительного адреса, изменений в проектной документации в части наименования объекта или его кратких проектных характеристик, изменение наименования застройщика или его адреса - заявление о внесении изменений в разрешение на строительство, документы и материалы, обосновывающие внесение изменений в разрешение на строительство.

Как усматривается из материалов дела, 27 июля 2018 г. в Управлении архитектуры и градостроительства администрации Ангарского городского округа зарегистрировано заявление С. о внесении изменений в разрешение на строительство с целью изменения кратких проектных характеристик объекта с приложением обосновывающих документов, что является основанием для получения муниципальной услуги, согласно приведенным выше нормам.

3 августа 2018 г. по результатам рассмотрения заявления С. в адрес заявителя направлено уведомление о рассмотрении обращения. Из содержания данного уведомления следует, что заявление С. рассмотрено как обращение гражданина в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 59-ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые - подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (пункт 3 статьи 1 указанного закона).

Таким образом, Управлением не соблюдена процедура рассмотрения заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, соответственно нарушены требования градостроительного законодательства на рассмотрение заявления гражданина о внесении изменений в разрешение на строительство в рамках оказания муниципальной услуги.

Аналогичные нарушения допущены Управлением при рассмотрении заявлений С. о внесении изменения в разрешение на строительство с целью изменения кратких проектных характеристик объекта и от 8 августа 2018 г.

13 сентября 2018 г. С. обратился в прокуратуру г. Ангарска с заявлением о нарушении требований градостроительного законодательства при предоставлении муниципальной услуги.

По результатам проведенной проверки прокурором приняты меры по устранению, предупреждению и пресечению нарушений законодательства впредь - в порядке требований статьи 24 Федерального закона № 2202-1 от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации».

Первым заместителем прокурора г. Ангарска Шебалковой И.В. 15 октября 2018 г. в адрес мэра Ангарского городского округа внесено представление № 07-28-2018 с требованиями безотлагательно рассмотреть представление и принять меры к недопущению нарушений требований градостроительного законодательства впредь. Рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, повлекшее нарушение законодательства и прав С. на получение муниципальной услуги.

21 ноября 2018 г. в прокуратуру города поступил ответ от 15 ноября 2018 г. № 2438/18 за подписью мэра Ангарского городского округа, из содержания которого следует, что указанные в представлении факты нарушений законодательства Российской Федерации не нашли своего подтверждения. Муниципальными служащими Управления требований закона при предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство, продление срока действия разрешения на строительство, внесение изменений в разрешение на строительство, прекращение действия разрешения на строительство» не нарушено, поскольку обращения С. не могли быть рассмотрены в рамках утвержденного административного регламента, так как основания для внесения изменений в разрешение на строительство отсутствовали.

При таких обстоятельствах мэром фактически не выполнено законное требование прокуратуры относительно устранения нарушений градостроительного законодательства, от принятия мер по недопущению впредь нарушений законодательства он также устранился, не исполняя тем самым законные требования прокурора.

Обоснованность привлечения мэра Ангарского городского округа Петрова С.А. к административной ответственности за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий установленных федеральным законом, сомнений не вызывает.

Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, в том числе о нарушении порядка привлечения мэра Ангарского городского округа Петрова С.А. к административной ответственности, о незаконности требований прокурора, были предметом проверки как мирового судьи, так и судьи городского суда, и обоснованно отвергнуты как не состоятельные. Мотивы, по которым указанные доводы отклонены, в судебных актах приведены.

Вместе с тем, представление первого заместителя прокурора г. Ангарска от 15 октября 2018 г. № 07-28-2018 в адрес мэра Ангарского городского округа в числе прочих содержит требование о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.

Данное требование не соответствует положениям пункта 4 статьи 10, пункта 2 статьи 22, пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации».

Частью 1 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания.

Аналогичные положения установлены статьей 27 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В случае, если работник является муниципальным служащим, на него распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными названным Федеральным законом.

Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. Содержащееся в представлении первого заместителя прокурора г. Ангарска от 15 октября 2018 г. № 07-28-2018 императивное требование о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц противоречит приведенным выше нормам Закона о прокуратуре, Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ.

Таким образом, невыполнение указанного требования представления прокурора необоснованно вменено мэру Ангарского городского округа Петрову С.А. при привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем, данное обстоятельство по изложенным выше основаниям не свидетельствует об отсутствии в действиях мэра Ангарского городского округа Петрова С.А. состава вмененного административного правонарушения и не может повлечь отмену состоявшихся по делу вступивших в законную силу судебных актов, по результатам рассмотрения дела.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным мировым судьей в соответствии с требованиями статей 29.5 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Принимая во внимание, что настоящее дело рассмотрено полно, объективно, вина мэра Ангарского городского округа Петрова С.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП Российской Федерации, нашла свое подтверждение, а наказание назначено с учетом всех обстоятельств дела и в соответствии с санкцией данной статьи, оснований для отмены судебных решений не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 27 г. Ангарска и Ангарского района Иркутской области - мирового судьи судебного участка № 29 г. Ангарска и Ангарского района Иркутской области от 18 января 2019 г. и решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 28 марта 2019 г., вынесенные в отношении мэра Ангарского городского округа Петрова С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Комисаровой Н.А. в интересах мэра Ангарского городского округа Петрова С.А. – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Иркутского областного суда П.В. Трапезников