ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-11/16 от 28.01.2016 Ярославского областного суда (Ярославская область)

4А-11/16

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

гор. Ярославль 28 января 2016 г.

Председатель Ярославского областного суда Ананьев В.Н., рассмотрев по материалам дела об административном правонарушении жалобу ПАО "Сбербанк России" на постановление заместителя главного государственного инспектора Ярославской области по пожарному надзору от 10 июля 2015г., решение судьи Кировского районного суда города Ярославля от 2 октября 2015г., решение судьи Ярославского областного суда от 2 ноября 2015г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1, ч.3, ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении ОАО "Сбербанк России" (ныне ПАО "Сбербанк России"),

у с т а н о в и л :

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Ярославской области по пожарному надзору от 10 июля 2015г. ПАО "Сбербанк России" привлечено к административной ответственности по ч.ч.1, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000руб. Как следует из постановления, в период с 29 мая по 25 июня 2015г. органом государственного пожарного надзора проведена выездная плановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности ОАО "Сбербанк России" в здании по адресу: ..., в ходе которой были выявлены нарушения требований Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в РФ от 25 апреля 2012г. №390, НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (приказ МЧС России от 12.12.2007 № 645), ГОСТ 53254-2009, ГОСТ Р 12.4.026-2001, СНиП 21-01-97*, СНиП 21-02-99*, СНиП 2.04.01-85*, ГОСТ Р 50680-94, ГОСТ Р 53300-2009, НПБ 88-2001, НПБ 110-03, СНиП 41-01-2003, НПБ 104-03, ГОСТ Р 12.2.143-2009.

В частности, в ходе проверки были выявлены следующие нарушения:

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»; п. 6 приказа МЧС России от 12.12.2007 № 645 - распорядительным документом руководителя организации не определен порядок проведения противопожарного инструктажа;

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»: п. 13 приказа МЧС России от 12.12.2007 № 645 - не предусмотрено специально оборудованное помещение (с наличием наглядных пособий и учебно-методических материалов) для проведения вводного инструктажа;

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»; п. 14 приказа МЧС России от 12.12.2007 № 645 - программа вводного инструктажа не содержит сведений о специфике и особенностях Банка по условиям пожароопасности, обязанностях и ответственности работников за соблюдение требований пожарной безопасности, ознакомлении с противопожарным режимом в организации, ознакомлении с приказами по соблюдению противопожарного режима, мерах по пожарной профилактике и тушению пожара; не определена продолжительность инструктажа в соответствии с утвержденной программой;

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»; приказа МЧС России от 12.12.2007 № 645 - не определен порядок и не проводятся практические тренировки действий при возникновении пожара и проверка знания средств пожаротушения и систем противопожарной защиты по итогам вводного противопожарного инструктажа;

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»; п.п. 19. 20 приказа МЧС России от 12.12.2007 № 645 - не определен порядок и не проводится практический показ и отработка умения пользоваться первичными средствами пожаротушения, действий при возникновении пожара, правил эвакуации, помощи пострадавшим при проведении первичного противопожарного инструктажа;

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ. НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»; п. 25 приказа МЧС России от 12.12.2007 № 645 - не проводится проверка знания стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности, умения пользоваться первичными средствами пожаротушения, знания путей эвакуации, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей при проведении повторного противопожарного инструктажа;

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»; п. 26 приказа МЧС России от 12.12.2007 № 645 - при введении в действие новых или изменении ранее разработанных правил, норм, инструкций по пожарной безопасности (после вступления в силу ППР в РФ) не проведен внеплановый противопожарный инструктаж;

подпункта е) п. 23 ППР в РФ - в связи с проведением ремонтных работ в здании на территории организации допускается наличие оборудования, строительных материалов и строительных ограждений (заборов), в результате которого ограничивается доступ пожарных подразделений к элементам системы обеспечения пожарной безопасности: к наружным патрубкам для подключения пожарной техники;

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст. 6 ФЗ № 123-Ф3; п. 38 ППР в РФ - не обеспечено наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек;

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст. 6. ч. 3 ст. 51 ФЗ № 123-Ф3; п. 24 ППР в РФ; п. 6.1.4 ГОСТ 53254-2009 - не обеспечено содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на покрытии здания в исправном состоянии; не организовано проведение не реже 1 раза в 5 лет эксплуатационных испытаний с составлением соответствующего протокола, не менее 1 раза в год обследования целостности указанных конструкций с составлением акта по результатам проверки;

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст. 6 ФЗ № 123-Ф3; п. 20 ППР в РФ - на дверях помещений производственного и складского назначения, кухни не обозначены их категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7, 8 ФЗ № 123-Ф3;

ст.ст. 1. 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст. 6 ФЗ № 123-Ф3, п. 6 ППР в РФ - не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны во всех складских, производственных, административных и общественных помещениях;

ст.ст. 1. 2 ФЗ № 69-ФЗ; ч. 3 ст. 51, п. 3 ч. 2 ст. 53 ФЗ № 123-Ф3: п.п. 33, 43 ППР в РФ; п.п. 3.4. 6.1.4 ГОСТ Р 12.4.026-2001 - знаки пожарной безопасности, в том числе обозначающие пути эвакуации и эвакуационные выходы, не соответствуют требованиям нормативных документов по пожарной безопасности: выполнены без применения фотолюминесцентных материалов;

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст. 6 ФЗ № 123-Ф3; п. 7.23 СНиП 21-01-97* - перед отдельной лестницей, ведущей в хранилище индивидуальных сейфов (помещение 58 по техническому паспорту), расположенное на минус первом этаже, не выполнен тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре; лестница служит для сообщения между подвальным и первым этажом;

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст. 6 ФЗ № 123-Ф3; п. 5.18. таблицы 4 СНиП 21-01- 97* - предел огнестойкости внутренней стены центральной эвакуационной лестничной клетки в осях 9-10/Г-К в месте выхода в лифтовой холл первого этажа (помещение 38 по техническому паспорту) менее REI 90 для здания второй степени огнестойкости; выполнена стеклянная перегородка;

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст. 6 ФЗ № 123-Ф3; п. 7.26 СНиП 21-01-97* - перед лифтовым холлом с группой из четырех лифтов или в нем (помещение 48 по техническому паспорту) в минус первом этаже отсутствует тамбур-шлюз 1- го типа с подпором воздуха при пожаре (минус первый этаж является частично подвальным или цокольным этажом);

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ: ст. 6 ФЗ № 123-ФЗ; п. 7.26 СНиП 21-01-97* - перед лифтом, расположенным в тамбуре (помещение 114 по техническому паспорту), в минус первом этаже отсутствует тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре;

перед лифтовым холлом с группой их четырех лифтов или в нем (помещение 29 по техническому паспорту) в минус втором этаже отсутствует тамбур-шлюз 1 -го типа с подпором воздуха при пожаре (минус второй этаж является подвальным этажом);

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ: ст. 6 ФЗ № 123-Ф3; п. 5.8 СНиП 21-02-99* - сообщение помещения для хранения автомобилей (автостоянки) на минус втором этаже с помещениями административного и складского назначения, расположенными в смежном пожарном отсеке, осуществляется через коридор (помещение 46 по техническому паспорту) без устройства тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре перед ним и дренчерной завесы над проемом со стороны автостоянки;

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст. 6 ФЗ № 123-Ф3; п. 5.8 СНиП 21-02-99* - для эвакуации из помещения для хранения автомобилей (автостоянки) и помещений административного и складского назначения, расположенных в смежном пожарном отсеке на минус втором этаже, предусмотрена общая обычная лестничная клетка (помещение 52 по техническому паспорту) без устройства перед ней со стороны автостоянки тамбур-шлюза 1-го типа с подпором воздуха при пожаре,

– чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ;

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст. 6 ФЗ № 123-ФЭ; п. 6.7* СНиП 2.04.01-85* - у пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода, расположенных на пятом, четвертом, третьем, втором, первом, минус первом и минус втором этажах, при напорах более 40 м между пожарным краном и соединительной головкой отсутствуют диафрагмы, снижающие избыточный напор (измеренное давление у ПК-97 пятого этажа составляет 0,5 Мпа. что соответствует 50 м водяного столба),

– чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.20.4 КоАП РФ;

п. 63 ППР в РФ - не обеспечено в соответствии с годовым планом-графиком проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово- предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений: автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией;

п. 61 ППР в РФ - не организовано проведение не реже 1 раза в квартал проверки работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки: противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах;

ст. 6 ФЗ № 123-Ф3; п. 7.2 ГОСТ Р 50680-94 - не проведены перед сдачей в эксплуатацию и в период эксплуатации испытания установок автоматического водяного пожаротушения;

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; п. 3.5 ГОСТ Р 53300-2009 - не проводятся с периодичностью не реже одного раза в 2 года испытания систем противодымной вентиляции;

ст.ст. 1. 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст. 6 ФЗ № 123-Ф3; п. 61 ППР в РФ; п. 4.6 НПБ 88-2001 - не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта: установки автоматического пожаротушения в минус втором подземном этаже в помещении автостоянки в районе выхода в лестничную клетку (помещение 52 по техническому паспорту) под вентиляционными коробами с шириной свыше 0.75 м, препятствующими орошению защищаемой поверхности; не установлены дополнительно под эти короба спринклерные оросители;

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст. 6 ФЗ № 123-Ф3; п. 61 ППР в РФ - не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта: установки автоматического пожаротушения в серверной четвертого этажа световой указатель «Газ-уходи» находится в неисправном состоянии;

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст. 6 ФЗ № 123-Ф3; п. 61 ППР в РФ; п. 12.20 НПБ 88-2001 - не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта: в помещении архива Б-31 не установлены дымовые пожарные извещатели в отсек потолка, ограниченный выступающими строительными контракциями высотой более 0.4 м;

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст. 6 ФЗ № 123-Ф3; п. 61 ППР в РФ: п. 4.71 НПБ-88-2001 - не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта: у входа в помещение насосной станции не установлено световое табло «Насосная станция»;

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст. 6 ФЗ № 123-Ф3; п.п. 3, 4, таблицы 1.3 п. 5. п. 38 НПБ 110-03 - в помещениях 1-4, 11, 14, 31, 36, 37, 46, 47, 49, 54, 60, 66 по техническому паспорту, помещении автостоянки на минус втором этаже отсутствует автоматическая пожарная сигнализация;

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст. 6 ФЗ № 123-Ф3; п.п. 61, 62 ППР в РФ: п. 11.11 НПБ 88-2001 - не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта: установки газового пожаротушения в помещениях архивов (помещения 56-59 по техническом) паспорту) на минус втором подземном этаже находятся в ручном режиме;

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; п. 62 ППР в РФ - в помещениях архивов (помещения 56-59 по техническому паспорту) на минус втором подземном этаже для блокировки дверей в открытом положении используются и устанавливаются приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных дверей;

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст.ст. 6, 56 ФЗ № 123-Ф3: подпункта г) п. 8.2 СНиП 41-01-2003 - не обеспечена защита людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации в безопасную зону или всего времени развития и тушения пожара, посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения; не предусмотрено устройство системы вытяжной противодымной вентиляции из коридора четвертого этажа (помещение 76 по техническому паспорту);

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст.ст. 6, 56 ФЗ № 123-Ф3; подпункта г) п. 8.2 СНиП 41-01-2003 - не обеспечена защита людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации в безопасную зону или всего времени развития и тушения пожара, посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения: не предусмотрено устройство системы вытяжной противодымной вентиляции из коридора четвертого этажа (помещение 25 по техническому паспорту);

ст.ст. 1. 2 ФЗ № 69-ФЗ: ст.ст. 6, 56 ФЗ № 123-Ф3; п.п. 8.4, 8.7 СНиП 41-01-2003 - не обеспечена защита людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации в безопасную зону или всего времени развития и тушения пожара, посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения: для удаления продуктов горения из коридора второго этажа имеется одно дымоприемное устройство (помещение 87 по техническому паспорту) (длина коридора 60 м, что превышает допустимую для обслуживания длину 45 м);

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ: ст.ст. 6. 56 ФЗ № 123-Ф3; подпункта б) п. 8.2 СНиП 41-01-2003 - не обеспечена защита людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации в безопасную зону или всего времени развития и тушения пожара, посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения: не предусмотрено устройство системы вытяжной противодымной вентиляции из коридора минус первого этажа (помещение 29 по техническому паспорту);

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст.ст. 6. 56 ФЗ № 123-Ф3; подпункта б) п. 8.2 СНиП 41-01-2003 - не обеспечена защита людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации в безопасную зону или всего времени развития и тушения пожара, посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения: не предусмотрено устройство системы вытяжной противодымной вентиляции из коридора минус первого этажа (помещение 41 по техническому паспорту);

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст.ст. 6, 56 ФЗ № 123-Ф3; подпункта б) п. 8.2 СНиП 41-01-2003 - не обеспечена защита людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации в безопасную зону или всего времени развития и тушения пожара, посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения: не предусмотрено устройство системы вытяжной противодымной вентиляции из коридора минус первого этажа (помещение 49 по техническому паспорту);

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст.ст. 6, 56 ФЗ № 123-Ф3; п. 8.7 СНиП 41-01-2003 - не обеспечена защита людей на путях эвакуации от воздействия, опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации в безопасную зону или всего времени развития и тушения пожара, посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения: дымоприемные устройства в коридоре складов минус второго этажа установлены ниже уровня дверных проемов помещений 1, 2, 3, 4 по техническому паспорту;

ст. 6, п.3 ч. 2 ст. 53, ст. 84 ФЗ № 123-Ф3; п.п. 3.1, 3.2, таблицы 1 НПБ 104-03 - не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: над эвакуационными выходами, указанными в поэтажном плане эвакуации, из коридоров в лестничные клетки и из здания непосредственно наружу, не установлены световые оповещатели «Выход» в составе СОУЭ 4-го типа; имеются световые табло «Запасный выход»;

ст.ст. 1, 2 Ф3№ 69-ФЗ; ст.ст. 6, 53 ФЗ № 123-Ф3; п. 6.16 СНиП 21-01-97-не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: из помещения конференцзала на пятом этаже (помещение 34 по техническому паспорту), предназначенного, согласно проекта, на 400 человек, ширина эвакуационного выхода в эвакуационную лестничную клетку в осях 9-10/Х-О составляет 0,9 м, требуется 1,2 м (расчетное обоснование не проводилось);

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст.ст. 6. 53 ФЗ № 123-Ф3; п. 6.16 СНиП 21-01-97 - не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: ширина выходов в эвакуационную лестничную клетку левого крыла в осях 1 -2 (помещение 18 по техническому паспорту на поэтажном плане 5 этажа) из поэтажных коридоров 5, 4, 3, 2 этажей составляет 0,9 м, должно быть 1,2 м (расчетное обоснование не проводилось);

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст.ст. 6, 53 ФЗ № 123-Ф3; п. 6.16 СНиП 21-01-97 - не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: ширина выходов в центральную эвакуационную лестничную клетку в осях 9-10/Г-К (помещение 26 по техническому паспорту на поэтажном плане 5 этажа) из поэтажных коридоров 5, 4. 3, 2 этажей составляет 0,9 м, должно быть 1,2 м (расчетное обоснование не проводилось);

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст.ст. 6. 53 ФЗ № 123-Ф3; п. 6.16 СНиП 21-01-97 - не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: ширина выходов в эвакуационную лестничную клетку правого крыла в осях 17-18 (помещение 50 по техническому паспорту на поэтажном плане 5 этажа) из поэтажных коридоров 5, 4, 3, 2 этажей составляет 0.9 м, должно быть 1,2 м (расчетное обоснование не проводилось);

ст.ст. 1. 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст.ст. 6. 53 ФЗ № 123-Ф3; п. 6.16 СНиП 21-01-97 - не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: ширина выходов в эвакуационную лестничную клетку дворовой части здания в осях 9-10/Х-О из поэтажных коридоров 5, 4, 3, 2 этажей составляет 0,9 м, должно быть 1,2 м (расчетное обоснование не проводилось);

ст.ст. 1, 2 Ф3№ 69-ФЗ; ст.ст. 6, 53 ФЗ № 123-Ф3; п. 6.36 СНиП 21-01-97-не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: в лестничной клетке левого крыла в осях 1-2, являющейся незадымляемой типа Н2 (с подпором воздуха при пожаре), установлены окна с возможностью открывания;

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст.ст. 6. 53 ФЗ № 123-Ф3; п. 6.36 СНиП 21-01-97 – не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: в лестничной клетке правого крыла в осях 17-18, являющейся незадымляемой типа Н2 (с подпором воздуха при пожаре), установлены окна с возможностью открывания;

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст.ст. 6. 53 ФЗ № 123-Ф3: п. 6.31 СНиП 21-01-97 - не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: двери, выходящие на центральную эвакуационную лестничную клетку в осях 9-10/Г-К, в открытом положении уменьшают расчетную ширину лестничных площадок до 0,3 м; ширина лестничных площадок равна ширине марша и составляет 1,2 м (расчетное обоснование не проводилось)

ст.ст. 1. 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст.ст. 6, 53 ФЗ № 123-Ф3; п. 6.29 СНиП 21-01-97 – не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: ширина наружных дверей выходов из эвакуационной лестничной клетки левого крыла здания в осях 1-2 наружу составляет 0.9 м, что менее ширины марша лестницы, равного 1,2 м (расчетное обоснование не проводилось);

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст.ст. 6, 53 ФЗ № 123-Ф3; п. 6.16, 6,29 СНиП 21-01- 97 - не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: ширина наружных дверей выходов из эвакуационной лестничной клетки правого крыла здания в осях 17-18 наружу составляет 0,9 м, что менее ширины марша лестницы, равного 1,2 м (расчетное обоснование не проводилось);

ст.ст. 1. 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст.ст. 6. 53 ФЗ № 123-Ф3; п. 6.16, 6.29 СНиП 21-01- 97 - не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: ширина наружных дверей выходов из эвакуационной лестничной клетки дворовой части здания в осях 9-10/Х-О наружу составляет 0.9 м. что менее ширины марша лестницы, равного 1,2 м (расчетное обоснование не проводилось);

ст.ст. 1. 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст.ст. 6. 53 ФЗ № 123-Ф3; п. 6.16, 6,29 СНиП 21-01- 97 - не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: ширина выходов из зала для клиентов - физических лиц (помещение 15 по техническому паспорту) в вестибюль первого этажа (помещение 4 по техническому паспорту) составляет 0,9 м, что менее ширины марша лестницы, равного 1,2 м (расчетное обоснование не проводилось);

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст.ст. 6. 53 ФЗ № 123-Ф3; п. 6.16 СНиП 21-01-97 - не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: ширина выходов из вестибюля первого этажа (помещение 4 по техническому паспорту) наружу составляет 0,9 м, должно быть 1,2 м (расчетное обоснование не проводилось);

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст.ст. 6, 53 ФЗ № 123-Ф3; п. 6.12, 6.20 СНиП 21-01- 97 - не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: в спортивном зале (помещение 34 по техническому паспорту), расположенном на минус первом этаже, и предназначенном для одновременного пребывания более 15 человек (исходя из количества тренажеров), отсутствует второй эвакуационный выход либо аварийный выход (расчетное обоснование не проводилось);

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; ст.ст. 6, 53 ФЗ № 123-Ф3; п. 6.16 СНиП 21-01-97 - не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: ширина второго эвакуационного выхода из столовой (помещение 58 по техническому паспорту), расположенной на минус первом этаже и предназначенной для одновременного пребывания 152 человек, исходя из проекта, в тамбур лестничной клетки (помещение 62 по техническому паспорту) на том же этаже составляет 0,9 м. должно быть 1,2 м (расчетное обоснование не проводилось);

ст.ст. 1, 2 ФЗ № 69-ФЗ; п. 3 ч. 2 ст. 53 ФЗ № 123-Ф3; п.п. 33. 43 Г1ПР в РФ; п.п. 3.5, 7.2.5 ГОСТ Р 12.4.026-2001; п.п. 3.7, 3.17, 3.21. 4.2, 4.2.1, 5.3.9. 6.6.4 ГОСТ Р 12.2.143-2009 - не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: на путях эвакуации не применена сигнальная разметка для обозначения границ полосы безопасного движения и указания направления движения по пути эвакуации;

ст.ст. 6, п. 3 ч. 2 ст. 53 ФЗ № 123-Ф3; п. 36 ППР в РФ; п. 6.10 СНиП 21-01- 97* - не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: на пути эвакуации на первом этаже у центрального входа (помещение 4 по техническому паспорту) установлены системы контроля и управления доступом (СКУД) в виде планки, ограждений и турникета, препятствующие свободной эвакуации людей.

Решением судьи Кировского районного суда г.Ярославля от 2 октября 2015г. указанное постановление изменено в части размера назначенного наказания, административный штраф снижен до 75 000 рублей.

Решением судьи Ярославского областного суда от 2 ноября 2015г. постановление заместителя главного государственного инспектора Ярославской области по пожарному надзору от 10 июля 2015г. и решение судьи Кировского районного суда г.Ярославля от 2 октября 2015г. изменены, исключены из перечня нарушений, образующих состав административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следующие нарушения:

- распорядительным документом организации (руководителя организации) не определен порядок проведения противопожарного инструктажа,

- не предусмотрено специально оборудованное помещение ( с наличием наглядных пособий и учебно-методических материалов) для проведения вводного инструктажа,

- программа водного инструктажа не содержит сведений о специфике и особенностях Организации по условиям пожароопасности, обязанностях и ответственности работников за соблюдение требований пожарной безопасности, ознакомление с противопожарным режимом в организации, ознакомлении с приказами по соблюдению противопожарного режима, общими мерами по пожарной профилактике и тушению пожара. Не определена продолжительность инструктажа в соответствии с утвержденной программой,

- не определен порядок и не проводятся практические тренировки действий при возникновении пожара и проверки знаний средств пожаротушения и систем противопожарной защиты по итогам вводного противопожарного инструктажа,

- не определен порядок и не проводится практический показ и отработка умений пользоваться первичными средствами пожаротушения, действий при возникновении пожара, правил эксплуатации, помощи пострадавшим при проведении первичного пожарного инструктажа

- не проводится проверка знаний, стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности, умение пользоваться первичными средствами пожаротушения, знание путей эвакуации, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей при проведении повторного противопожарного инструктажа,

- при введение в действие новых или изменении ранее разработанных правил, норм, инструкций по пожарной безопасности (после вступления в силу Правил противопожарного режима в Российской Федерации) не проведен внеплановый противопожарный инструктаж,

- предел огнестойкости внутренней стены центральной эвакуационной лестничной клетки в осях 9-10/Г-К в месте выхода в лифтовой холл первого этажа (помещение 38 по техническому паспорту) менее REI 90 для здания II степени огнестойкости. Выполнена стеклянная перегородка,

- сообщение помещения для хранения автомобилей (автостоянки) на минус втором этаже с помещениями административного и складского назначения банка, расположенными в смежном пожарном отсеке, осуществляется через коридор (помещение 46 по тех.паспорту) без устройства тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре перед ними дренчерной завесы над проемом со стороны автостоянки,

- для эвакуации из помещения для хранения автомобилей (автостоянки) и помещений административного и складского назначения банка, расположенными в смежном пожарном отсеке на минус втором этаже предусмотрена общая обычная лестничная клетка (помещение 52 по тех.паспорту) без устройства перед ней со стороны автостоянки тамбур-шлюза с 1-го типа подпором воздуха при пожаре,

- не обеспечено в соответствии с годовым планом-графиком проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений, а именно автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией,

- не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта, а именно установки автоматического пожаротушения – установки газового пожаротушения в помещениях архивов (помещения 56-59 по тех.паспорту) в минус втором подземном этаже находятся в ручном режиме,

- не обеспечена защита людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или всего времени развития и тушения пожара посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения – не предусмотрено устройство системы вытяжной противодымной вентиляции из коридора четвертого этажа (помещения 76, 25 по тех.паспорту), из коридора минус первого этажа (помещения 29, 41, 49 по тех.паспорту),

- не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре – над эвакуационными выходами, указанными в поэтажном плане эвакуации, а именно из коридоров в лестничные клетки, из здания непосредственно наружу, не установлены световые оповещатели «Выход» в составе СОУЭ 4-го типа. Фактически имеются световые табло «Запасный выход».

В остальной части постановление заместителя главного государственного инспектора Ярославской области по пожарному надзору от 10 июля 2015 года и решение судьи Кировского районного суда города Ярославля от 2 октября 2015 года оставлены без изменений.

В жалобе на вступившие в законную силу судебные постановления поставлен вопрос об их отмене и прекращении дела, указывается, что в части нарушений, носящих эксплуатационный характер, не нашли отражения доводы банка, подтверждающие отсутствие состава административного правонарушения; в части нарушений, связанных с конструктивными элементами здания, не учтено, что административное здание банка проходило строительную экспертизу как на стадии проектирования, так и на стадии ввода в эксплуатацию; обращается внимание на то, что административный орган не доказал наличия в действиях банка вины, в то время как банк не обязан доказывать свою невиновность.

Рассмотрев доводы жалобы, считаю, что постановление по делу об административном правонарушении, а также решения судьи районного и судьи областного судов подлежат изменению с учетом следующего.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.

Согласно части 3 статьи 20.4 КоАП РФ административную ответственность влечет нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.

Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, Банком признаны три нарушения, которые были выявлены на момент проверки. Так, в нарушение ст.ст.1, 2 Федерального закона "О пожарной безопасности", ст.6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (1) на дверях помещений производственного и складского назначения, кухни не обозначены их категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны (п.20 ППР в РФ); (2) не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта: установки автоматического пожаротушения в серверной четвертого этажа световой указатель «Газ-уходи» находится в неисправном состоянии (п.61 ППР в РФ); (3) в помещениях архивов (помещения 56-59 по техническому паспорту) на минус втором подземном этаже для блокировки дверей в открытом положении используются и устанавливаются приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных дверей (п.62 ППР в РФ).

Наличие указанных нарушения подтверждено имеющимися в деле доказательствами.

Вместе с тем, достаточных оснований для вменения в вину ПАО "Сбербанк России" остальных нарушений требований пожарной безопасности, указанных в постановлении по делу об административном правонарушении, не имеется с учетом следующего.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ подлежит выяснению, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).

Как видно из представленных материалов, в связи с возбуждением дела об административном правонарушении, Обществом представлялись подробные объяснения по существу проведенной органами пожарного надзора проверки по каждому выявленному нарушению с приложением необходимых документов.

При этом Общество приводило доказательства надлежащего исполнения ряда норм противопожарной безопасности, на нарушение которых ссылались должностные лица государственного пожарного надзора, указывал, что для выполнения некоторых противопожарных мероприятий срок еще не наступил, ряд используемых должностными лицами государственного пожарного надзора ГОСТов носит добровольный характер. Помимо этого Общество обращало внимание на то, что разрешение на ввод здания Общества в эксплуатацию дано 16 июля 2010г., Инспекция государственного строительного надзора Ярославской области 5 июля 2010г. выдала Заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных актов и проектной документации. При этом в силу ст.6 Федерального закона "О пожарной безопасности" в случае, если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, федеральный государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Между тем, в постановлении заместителя главного государственного инспектора Ярославской области по пожарному надзору от 10 июля 2015г. в отношении всех выявленных нарушений указано: "Объяснения рассмотрены и исследованы. Документам дана соответствующая оценка".

Изложенное свидетельствует о том, что доводам общества оценка в постановлении по делу об административном правонарушении фактически не дана, приводимые Обществом доказательства об отсутствии своей вины в ряде нарушений должностным лицом пожарного надзора, рассматривавшим дело об административном правонарушении, не опровергнуты.

С учетом того, что бремя доказывания вины юридического лица лежит в силу ч.2 ст.1.5 КоАП РФ на должностном лице, рассматривающем дело, и неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются согласно ч.4 ст.1.5 КоАП РФ в пользу этого лица, а доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что Обществом допущены нарушения требований пожарной безопасности, за исключением тех, которые признаны им самим, в ходе производства по настоящему делу не добыто, такие нарушения подлежат исключению из постановления заместителя главного государственного инспектора Ярославской области по пожарному надзору.

В целом назначенное в отношении Общества наказание соответствует требованиям ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ. Исключение из объема вмененных в вину Общества части нарушений изменения постановления в части назначенного административного наказания не влечет, поскольку в отношении Общества назначен штраф, предусмотренный санкцией части 4 статьи 20.4 КоАП РФ с учетом снижения его до половины минимального размера административного штрафа, установленного данной нормой.

Оснований для признания допущенных правонарушений малозначительными не имеется, поскольку характер правонарушения и роль правонарушителя в нем оснований для такого вывода не дают. Банком осуществляет деятельность по оказанию банковских услуг, нарушение требований пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье не только сотрудников, но и посетителей банка.

Вопрос о привлечении ПАО «Сбербанк России» к административной ответственности разрешен должностным лицом органа государственного пожарного надзора в пределах срока давности, установленного в части 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Руководствуясь п.4 ст.30.17 КоАП РФ,

постановил:

Постановление заместителя главного государственного инспектора Ярославской области по пожарному надзору от 10 июля 2015г., решение судьи Кировского районного суда города Ярославля от 2 октября 2015г., решение судьи Ярославского областного суда от 2 ноября 2015г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО «Сбербанк России» в части привлечения Общества к административной ответственности по ч.3 ст.20.4 КоАП РФ в связи с отсутствием у пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода, расположенных на пятом, четвертом, третьем, втором, первом, минус первом и минус втором этажах, при напорах более 40 м между пожарным краном и соединительной головкой диафрагм, снижающие избыточный напор, отменить и в этой части производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление и последующие решения судей районного и областного судов.

Изменить постановление заместителя главного государственного инспектора Ярославской области по пожарному надзору от 10 июля 2015г., решение судьи Кировского районного суда города Ярославля от 2 октября 2015г., решение судьи Ярославского областного суда от 2 ноября 2015г., исключить из перечня нарушений, образующих состав административного правонарушения, предусмотренного частями 1, и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следующие нарушения:

- в связи с проведением ремонтных работ в здании на территории организации допускается наличие оборудования, строительных материалов и строительных ограждений (заборов), в результате которого ограничивается доступ пожарных подразделений к элементам системы обеспечения пожарной безопасности: к наружным патрубкам для подключения пожарной техники;

- не обеспечено наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек;

- не обеспечено содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на покрытии здания в исправном состоянии; не организовано проведение не реже 1 раза в 5 лет эксплуатационных испытаний с составлением соответствующего протокола, не менее 1 раза в год обследования целостности указанных конструкций с составлением акта по результатам проверки;

- не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны во всех складских, производственных, административных и общественных помещениях;

- знаки пожарной безопасности, в том числе обозначающие пути эвакуации и эвакуационные выходы, не соответствуют требованиям нормативных документов по пожарной безопасности: выполнены без применения фотолюминесцентных материалов;

- перед отдельной лестницей, ведущей в хранилище индивидуальных сейфов (помещение 58 по техническому паспорту), расположенное на минус первом этаже, не выполнен тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре; лестница служит для сообщения между подвальным и первым этажом;

- перед лифтовым холлом с группой из четырех лифтов или в нем (помещение 48 по техническому паспорту) в минус первом этаже отсутствует тамбур-шлюз 1- го типа с подпором воздуха при пожаре (минус первый этаж является частично подвальным или цокольным этажом);

- перед лифтом, расположенным в тамбуре (помещение 114 по техническому паспорту), в минус первом этаже отсутствует тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре;

- перед лифтовым холлом с группой их четырех лифтов или в нем (помещение 29 по техническому паспорту) в минус втором этаже отсутствует тамбур-шлюз 1 -го типа с подпором воздуха при пожаре (минус второй этаж является подвальным этажом);

- не организовано проведение не реже 1 раза в квартал проверки работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки: противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах;

- не проведены перед сдачей в эксплуатацию и в период эксплуатации испытания установок автоматического водяного пожаротушения;

- не проводятся с периодичностью не реже одного раза в 2 года испытания систем противодымной вентиляции;

- не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта: установки автоматического пожаротушения в минус втором подземном этаже в помещении автостоянки в районе выхода в лестничную клетку (помещение 52 по техническому паспорту) под вентиляционными коробами с шириной свыше 0.75 м, препятствующими орошению защищаемой поверхности; не установлены дополнительно под эти короба спринклерные оросители;

- не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта: в помещении архива Б-31 не установлены дымовые пожарные извещатели в отсек потолка, ограниченный выступающими строительными контракциями высотой более 0.4 м;

- не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта: у входа в помещение насосной станции не установлено световое табло «Насосная станция»;

- в помещениях 1-4, 11, 14, 31, 36, 37, 46, 47, 49, 54, 60, 66 по техническому паспорту, помещении автостоянки на минус втором этаже отсутствует автоматическая пожарная сигнализация;

- не обеспечена защита людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации в безопасную зону или всего времени развития и тушения пожара, посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения: для удаления продуктов горения из коридора второго этажа имеется одно дымоприемное устройство (помещение 87 по техническому паспорту) (длина коридора 60 м, что превышает допустимую для обслуживания длину 45 м);

- не обеспечена защита людей на путях эвакуации от воздействия, опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации в безопасную зону или всего времени развития и тушения пожара, посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения: дымоприемные устройства в коридоре складов минус второго этажа установлены ниже уровня дверных проемов помещений 1, 2, 3, 4 по техническому паспорту;

- не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: из помещения конференцзала на пятом этаже (помещение 34 по техническому паспорту), предназначенного, согласно проекта, на 400 человек, ширина эвакуационного выхода в эвакуационную лестничную клетку в осях 9-10/Х-О составляет 0,9 м, требуется 1,2 м (расчетное обоснование не проводилось);

- не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: ширина выходов в эвакуационную лестничную клетку левого крыла в осях 1 -2 (помещение 18 по техническому паспорту на поэтажном плане 5 этажа) из поэтажных коридоров 5, 4, 3, 2 этажей составляет 0,9 м, должно быть 1,2 м (расчетное обоснование не проводилось);

- не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: ширина выходов в центральную эвакуационную лестничную клетку в осях 9-10/Г-К (помещение 26 по техническому паспорту на поэтажном плане 5 этажа) из поэтажных коридоров 5, 4. 3, 2 этажей составляет 0,9 м, должно быть 1,2 м (расчетное обоснование не проводилось);

- не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: ширина выходов в эвакуационную лестничную клетку правого крыла в осях 17-18 (помещение 50 по техническому паспорту на поэтажном плане 5 этажа) из поэтажных коридоров 5, 4, 3, 2 этажей составляет 0.9 м, должно быть 1,2 м (расчетное обоснование не проводилось);

- не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: ширина выходов в эвакуационную лестничную клетку дворовой части здания в осях 9-10/Х-О из поэтажных коридоров 5, 4, 3, 2 этажей составляет 0,9 м, должно быть 1,2 м (расчетное обоснование не проводилось);

-не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: в лестничной клетке левого крыла в осях 1-2, являющейся незадымляемой типа Н2 (с подпором воздуха при пожаре), установлены окна с возможностью открывания;

- не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: в лестничной клетке правого крыла в осях 17-18, являющейся незадымляемой типа Н2 (с подпором воздуха при пожаре), установлены окна с возможностью открывания;

- не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: двери, выходящие на центральную эвакуационную лестничную клетку в осях 9-10/Г-К, в открытом положении уменьшают расчетную ширину лестничных площадок до 0,3м; ширина лестничных площадок равна ширине марша и составляет 1,2м (расчетное обоснование не проводилось)

- не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: ширина наружных дверей выходов из эвакуационной лестничной клетки левого крыла здания в осях 1-2 наружу составляет 0.9м, что менее ширины марша лестницы, равного 1,2м (расчетное обоснование не проводилось);

- не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: ширина наружных дверей выходов из эвакуационной лестничной клетки правого крыла здания в осях 17-18 наружу составляет 0,9м, что менее ширины марша лестницы, равного 1,2 м (расчетное обоснование не проводилось);

- не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: ширина наружных дверей выходов из эвакуационной лестничной клетки дворовой части здания в осях 9-10/Х-О наружу составляет 0.9м. что менее ширины марша лестницы, равного 1,2 м (расчетное обоснование не проводилось);

- не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: ширина выходов из зала для клиентов - физических лиц (помещение 15 по техническому паспорту) в вестибюль первого этажа (помещение 4 по техническому паспорту) составляет 0,9 м, что менее ширины марша лестницы, равного 1,2 м (расчетное обоснование не проводилось);

- не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: ширина выходов из вестибюля первого этажа (помещение 4 по техническому паспорту) наружу составляет 0,9 м, должно быть 1,2 м (расчетное обоснование не проводилось);

- не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: в спортивном зале (помещение 34 по техническому паспорту), расположенном на минус первом этаже, и предназначенном для одновременного пребывания более 15 человек (исходя из количества тренажеров), отсутствует второй эвакуационный выход либо аварийный выход (расчетное обоснование не проводилось);

- не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: ширина второго эвакуационного выхода из столовой (помещение 58 по техническому паспорту), расположенной на минус первом этаже и предназначенной для одновременного пребывания 152 человек, исходя из проекта, в тамбур лестничной клетки (помещение 62 по техническому паспорту) на том же этаже составляет 0,9 м. должно быть 1,2 м (расчетное обоснование не проводилось);

- не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: на путях эвакуации не применена сигнальная разметка для обозначения границ полосы безопасного движения и указания направления движения по пути эвакуации;

- не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре: на пути эвакуации на первом этаже у центрального входа (помещение 4 по техническому паспорту) установлены системы контроля и управления доступом (СКУД) в виде планки, ограждений и турникета, препятствующие свободной эвакуации людей.

Считать ПАО "Сбербанк России" привлеченным по ч.ч.1, 4 ст.20.4 КоАП РФ к административному штрафу в размере 75 000руб.

В остальной части постановление заместителя главного государственного инспектора Ярославской области по пожарному надзору от 10 июля 2015г., решение судьи Кировского районного суда города Ярославля от 2 октября 2015г., решение судьи Ярославского областного суда от 2 ноября 2015г. оставить без изменения, а жалобу ПАО "Сбербанк России" – без удовлетворения.

Председатель Ярославского

областного суда Ананьев В.Н.