№ 4а-11/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
02 марта 2017 года г. Нальчик
Председатель Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Маиров Ю.Х., рассмотрев жалобу Главы Администрации сельского поселения Заюково Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики ФИО1 на постановление заместителя Главного Государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кабардино-Балкарской Республике №31/1 от 13 мая 2016 года и решение судьи Баксанского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренному частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденному в отношении Главы Администрации сельского поселения Заюково Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с приказом Руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Управление Росприроднадзора по КБР) о проведении рейда с целью проверки соблюдения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды №8-П от 29 февраля 2016 года 04 марта 2016 года было проведено обследование водоохраной зоны реки Баксан, в зоне влияния населенных пунктов – сельских поселений Жанхотеко, Заюково, Атажукино и Исламей Баксанского района Кабардино-Балкарской Республики и составлен акт обследования №2/1 (л.д.33, 34-45).
На основании указанного акта №2/1 от 04 марта 2016 года государственным инспектором Управление Росприроднадзора по КБР 29 апреля 2016 года в отношении Главы Администрации сельского поселения Заюково Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики ФИО1 был составлен протокол №22/1 об административном правонарушении, предусмотренным частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.24-26).
Постановлением заместителя Главного Государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кабардино-Балкарской Республике ФИО9 №31/1 от 13 мая 2016 года Глава Администрации сельского поселения Заюково Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Он признан виновным в несоблюдении местной администрацией сельского поселения Заюково Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики требований к охране водных объектов, влекущих их засорение, загрязнение и (или истощение), выразившееся в допуске несанкционированных свалок мусора на пойменных землях села Заюково площадью 1110 кв.м. и загрязнении тем самым почв водоохраной зоны реки Баксан отходами производства и потребления (л.д.6-8).
Решением судьи Баксанского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02 ноября 2016 года указанное постановление №31/1 от 13 мая 2016 года оставлено без изменения, а жалоба ФИО1- без удовлетвоерния (л.д.104-107).
11 января 2017 года Глава Администрации сельского поселения Заюково Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики ФИО1 обратился в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики с надзорной жалобой, в которой просит отменить вступившие в законную силу постановление заместителя Главного Государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кабардино-Балкарской Республике ФИО9 №31/1 от 13 мая 2016 года и решение судьи Баксанского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02 ноября 2016 года, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.
Как указано в жалобе, субъектом правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является Министерство природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики, на которое подпунктом 5.35.22 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики возложена обязанность по принятию мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Кабардино-Балкарской Республики. По мнению автора жалобы, на органы местного самоуправления возлагается только обязанность участия в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов. Во исполнении указанной обязанности Администрацией сельского поселения был подписан договор с МАУ «Парк мира и отдыха городского округа Баксан» на осуществление сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения.
Определением председателя Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 16 января 2016 года жалоба принята к рассмотрению с истребованием дела об административном правонарушении.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи (часть 1). Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (часть 2).
В силу части 1 статьи 26 данного Кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации определенные полномочия, среди которых - осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (пункт 2).
Согласно части 17 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации охрана водных объектов – это система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В пункте 2 части 15 приведенной статьи указано, что в границах водоохранных зон запрещаются размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов.
Материалами дела подтверждается факт допуска несанкционированных свалок мусора на пойменных землях села Заюково площадью 1110 кв.м. и загрязнении тем самым почв водоохраной зоны реки Баксан отходами производства и потребления. Заявитель жалобы не оспаривает данное обстоятельства, но полагает, что Администрация сельского поселения Заюкова не является субъектом правонарушения, заключающегося в нарушении водоохранного режима организацией свалок мусора в пойме реки Баксан, поскольку в соответствии с подпунктом 5.35.22 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики на Министерство природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики возложена обязанность по принятию мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Кабардино-Балкарской Республики.
Приведенные доводы заявителя жалобы не учитывают, что несанкционированные свалки мусора на пойменных землях села Заюково площадью 1110 кв.м. образованы за счет бытовых отходов населения села Заюкова и положения действующего законодательства, возлагающего на администрацию сельского поселения обязанности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрены вопросы местного значения городского поселения. В частности пунктом 18 указанной нормы организация деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов отнесена к вопросам местного значения городского поселения.
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3,9,10, 12,14,17,19,21,28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Вместе с тем, законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
В соответствии с данной нормой Федерального закона был принят Закон Кабардино-Балкарской Республики от 10 декабря 2014 N 64-РЗ "О закреплении за сельскими поселениями отдельных вопросов местного значения". Статья 2 данного Закона относит к вопросам местного значения сельского поселения, среди прочих, вопросы, указанные в пункте 18 части 1 статьи 14 - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Ненадлежащее исполнение Администрацией сельского поселения Заюкова указанной обязанности по организации сбора и транспортированию твердых коммунальных отходов населения села привело к допуску несанкционированных свалок мусора на пойменных землях села Заюково площадью 1110 кв.м., загрязнению почв водоохраной зоны реки Баксан и созданию угрозы загрязнения водного объекта, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления заместителя Главного Государственного инспектора Управления Росприроднадзора по КБР №31/1 от 13 мая 2016 года и решения судьи Баксанского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02 ноября 2016 года, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, председатель Верховного Суда Кабардино – Балкарской Республики
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление заместителя Главного Государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кабардино-Балкарской Республике №31/1 от 13 мая 2016 года и решение судьи Баксанского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренному частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденному в отношении Главы Администрации сельского поселения Заюково Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики ФИО1 оставить без изменения, жалобу Главы Администрации сельского поселения Заюково Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики ФИО1 - без удовлетворения.
Председатель
Верховного Суда КБР Ю.Х. Маиров