ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1203/2016 от 26.10.2016 Самарского областного суда (Самарская область)

№ 4а – 1203/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Самара 26 октября 2016 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу ФИО3 представителя руководителя департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии г.о.Тольятти ФИО1 ФИО4 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 06.05.2016 г., решение Октябрьского районного суда г.Самары от 09.06.2016 г. и решение Самарского областного суда от 30.08.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.9 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 06.05.2016 г. руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии г.о.Тольятти ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15 000 рублей за ограничение конкуренции органом местного самоуправления.

Решением Октябрьского районного суда г.Самары от 09.06.2016 г. постановление должностного лица от 06.05.2016 г. оставлено без изменений.

Решением Самарского областного суда от 30.08.2016 г. решение Октябрьского районного суда г.Самары от 09.06.2016 г. и постановление должностного лица от 06.05.2016 г. оставлены без изменения.

В надзорной жалобе ФИО3, представитель ФИО1 просит постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 06.05.2016 г. по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, вынесенное в отношении руководителя департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии г.о.Тольятти ФИО1, решение Октябрьского районного суда г.Самары от 09.06.2016 г., решение Самарского областного суда от 30.08.2016 г. отменить, производство по делу прекратить, указывая, что судом Октябрьского района дело рассмотрено с нарушением правил подсудности, судебными инстанциями не было дано надлежащей правовой оценки доводам заявителя.

Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы административного дела, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Пунктами 2 и 8 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) «О защите конкуренции» установлено, что Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; создание дискриминационных условий.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.17 вышеуказанного закона при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно ч.2 ст.17 ФЗ «О защите конкуренции», наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Действие (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что решением Комиссии Самарского УФАС России по делу от 21.05.2015 г. в действии мэрии г.о.Тольятти по включению в договор, заключаемый по итогам конкурса, условий о мерах тарифного регулирования, содержащихся в п. , при проведении конкурса на право заключения договора об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам в г.о.Тольятти в декабре 2014 г., установлено нарушение пунктов 2, 8 части 1 ст.15, п.2 ч.1 и ч.2 ст.17 ФЗ от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку действия мэрии г.о.Тольятти по включению в Договор, заключаемый по итогам конкурса, положений, предусматривающих осуществление регулярных перевозок по стоимости не выше величины прогнозного индекса роста потребительских цен на товары и услуги, утвержденного в Самарской области, а также не выше предельных максимальных уровней тарифов, утвержденных в соответствии с действующим законодательством, создают необоснованные препятствия деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозку, и ограничивают их хозяйственную самостоятельность.

По факту выявленного правонарушения 11.03.2016 г. начальником отдела контроля законодательства о защите конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, в отношении руководителя Департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии г.о.Тольятти ФИО1, назначенного на данную должность распоряжением мэра г.Тольятти от 12.10.2012 г. и от 19.01.2015 г., в должностные обязанности которого, согласно инструкции, утвержденной 14.01.2013 г. мэром г.о.Тольятти входит организация работы по разработке проектов организации регулярных городских перевозок по внутримуниципальным маршрутам, конкурсной документации на право их реализации и заключение от имени мэрии г.о.Тольятти с перевозчиками договоров на осуществление пассажирских перевозок; он же несет ответственность за принятие решений в пределах своей компетенции, а также разработку и визирование проектов документов, противоречащих действующему законодательству и муниципальным правовым актам.

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 06.05.2016 г. руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии г.о.Тольятти ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ.

Административным органом и судебными инстанциями в подтверждение, что руководителем Департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии г.о.Тольятти ФИО1 совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: решение комиссии Самарского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготовленное в полном объеме 21.05.2015 г., согласно которому в действиях Мэрии г.о.Тольятти, при проведении конкурса на право заключения договора об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам в г.о.Тольятти, при размещении извещения о проведении конкурса 11.11.2014 г., установлены нарушение п.2, 8 ч.1 ст.15, п.2 ч.1 и ч.2 ст.17 Закона о защите конкуренции (т.1 л.д.21-27); уведомление о составлении протокола об административном правонарушении по делу от 02.03.2016 г. (т.1 л.д.139); протокол об административном правонарушении по делу от 11.03.2016 г., составленный начальником отдела контроля законодательства о защите конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (т.1 л.д.14-20); извещение о проведении конкурса с 12.11.2014 г. по 12.12.2014 г. на право заключения договора об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам г.о.Тольятти с приложением 13 лотов; проект типового договора об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам в г.о.Тольятти с приложением проектов паспорта автобусного маршрута, формы расстановки автобусов и планового количества рейсов по маршрутам, формы расписания движения автобусов по маршруту, отчета о выпуске автобусов и выполнении рейсов по маршруту; письмо руководителя департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии г.о.Тольятти ФИО1 руководителю управления организации муниципальных торгов от 24.10.2014 г. о направлении пакета документов для организации проведения открытого конкурса на право заключения договора об осуществлении регулярных перевозок (т.1 л.д.58-108); лист согласования к проекту договора «Об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам в г.о.Тольятти» от 18.07.2014 г., подписанный руководителем департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии г.о.Тольятти ФИО1 (т.1 л.д.231-232); распоряжение от 12.10.2012 г. -ф-а/1 о назначении ФИО1 на должность руководителя департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии (т.1 л.д.141); распоряжение от 19.01.2015 г. о назначении ФИО1 руководителем департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии (т.1 л.д.163); должностная инструкция руководителя департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии г.о.Тольятти, утвержденная мэром г.о.Тольятти 14.01.2013 г. и 24.12.2014 г., согласно п.3.2.4 которой должностными обязанностями руководителя являются организация работы по разработке проектов организации регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам, конкурсной документации на право их реализации и по доверенности от имени мэрии заключение с перевозчиками договоров на осуществление пассажирских перевозок, согласно п.3.2.6 - организация разработки и экономического обоснования тарифов на перевозку населения на территории г.о.Тольятти, в соответствии с разделом 4 которой, руководитель департамента несет ответственность за выполнение возложенных на департамент задач и функций, указанных в Положении о департаменте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, изложенных в настоящей Должностной инструкции (т.1 л.д.142-147, 148-154); положение о департаменте дорожного хозяйства и транспорта мэрии г.о.Тольятти утвержденное распоряжением мэрии г.о.Тольятти от 17.01.2013 г. , согласно п.3.2.3 которого к функциям департамента относится разработка проектов организации регулярных городских перевозок по внутримуниципальным маршрутам, конкурсной документации на право их реализации и от имени мэрии заключение с перевозчиками договоров на осуществление пассажирских перевозок, в соответствии с п.5.3 за принятие решений, а также разработку и (или) визирование проектов документов, противоречащих действующему законодательству и муниципальным правовым актам несет ответственность руководитель Департамента (т.1 л.д.207-212), – поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности руководителя департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии г.о.Тольятти ФИО1 в совершении административного правонарушения.

В постановлении административного органа и решениях судебных инстанций вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка, достоверно установлен факт нарушения руководителем департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии г.о.Тольятти ФИО1 вышеперечисленных требований антимонопольного законодательства, которые образуют состав административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.14.9 КоАП РФ.

Законность и обоснованность вынесенного должностным лицом 06.05.2016 г. постановления о привлечении руководителя департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии г.о.Тольятти ФИО1 к административной ответственности проверены судьей районного суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, и в решении от 09.06.2016 г. дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу, с указанием мотивов, по которым судья пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица.

При рассмотрении жалоб ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г.Самара от 09.06.2016 г. судьей Самарского областного суда дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, в решении от 30.08.2016 г. дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы, приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст.14.9 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены решения судьи районного суда и постановления должностного лица.

Доводы надзорной жалобы о нарушении правил подсудности при рассмотрении данного дела суд находит несостоятельными.

Определением начальника отдела контроля законодательства о защите конкуренции Самарского УФАС России от 17.02.2016 г. возбуждено дело об административном правонарушении в отношении руководителя департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии г.о.Тольятти ФИО1 за нарушение п.п.2, 8 части 1 ст.15, п.2 ч.1 и ч.2 ст.17 ФЗ от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», с проведением административного расследования.

В соответствии с ч.2 ст.29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.1 КоАП РФ вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Таким образом, исходя из совокупности норм административного законодательства следует, что поскольку по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 проводилось административное расследование, рассмотрение дела осуществлялось по месту нахождения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области в Октябрьском районе г.Самары, подсудность рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не нарушена.

Имеющие значение обстоятельства установлены правильно, содержащийся в обжалуемых судебных решениях вывод о совершении руководителем департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии г.о.Тольятти ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ, основан на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств, предусмотренных ст. 26.2 КоАП РФ, анализ которых приведен в судебных решениях.

Доводы, аналогичные указанным в надзорной жалобе, о существенных недостатках протокола об административном правонарушении, о том, что Октябрьским районным судом не выяснены причины неявки участников производства в судебное заседание, являлись предметом проверки судебными инстанциями, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных решениях, в связи с чем, не ставят под сомнение законность и обоснованность постановлений, состоявшихся по делу об административном правонарушении.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено, установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности для привлечения к административной ответственности соблюден.

Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности руководителя департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии г.о.Тольятти ФИО1 в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

Постановление должностного лица, решение судьи Октябрьского районного суда г.Самары и решение судьи Самарского областного суда являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения по доводам, изложенным в надзорной жалобе, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 06.05.2016 г., решение Октябрьского районного суда г.Самары от 09.06.2016 г. и решение судьи Самарского областного суда от 30.08.2016 г. в отношении руководителя департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии г.о.Тольятти ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО3 - представителя ФИО1 оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда С.И. Шкуров