4а-1599\2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Самара 22 февраля 2017 года
Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу Обуховой С.В. – представителя ООО «Управляющая компания» на постановление мирового судьи судебного участка №75 Похвистневского судебного района Самарской области от 02.11.2016 г. и решение Похвистневского районного суда Самарской области от 09.12.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №75 Похвистневского судебного района Самарской области от 02.11.2016 г. ООО «Управляющая компания» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, и подвергнуто административному наказанию с применением ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 125 000 рублей.
Решением Похвистневского районного суда Самарской области от 09.12.2016 г. постановление мирового судьи от 02.11.2016 г. оставлено без изменения.
В надзорной жалобе представитель Обухова С.В., указывая, что ООО «Управляющая компания» не обязано начислять, оформлять и направлять платежные документы за электрическую энергию собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов <адрес> ввиду принятого общим собранием собственников помещений указанных домов решения о внесении платы за электрическую энергию непосредственно в адрес ресурсосберегающей организации (ПАО «С»), в связи с чем нарушений лицензионных требований не допущено и в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, просит состоявшиеся по делу судебные решения отменить и производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, считаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ.
Положения части 2 статьи 162 ЖК РФ предусматривают обязанность управляющей организации в течение согласованного срока за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Стандарты управления многоквартирными домами установлены Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», в соответствии с пп. «ж» п.4 которых управление многоквартирным домом осуществляется выполнением стандартов по организации и осуществлению расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:
- начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
Согласно п.13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с пп. «г,ж» п. 31 указанных Правил, исполнитель (управляющая организация) обязан: производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги; принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях;
В силу п.67 указанных Правил, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
Согласно ч.7.1 ст.155 Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.23.1 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Из материала дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ, в рамках проверки поступившего обращения ПАО «С» №-ц от ДД.ММ.ГГГГ о несоблюдении ООО «Управляющая компания» обязательных лицензионных требований, предусмотренных ч.2 ст.162 УК РФ на основании распоряжения № заместителя руководителя- руководителя центрального управления жилищного надзора о проведении внеплановой, документарной проверки юридического лица, ведущим специалистом контрольно-аналитического управления Государственной жилищной инспекции Самарской области проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО «Управляющая компания» лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, по результатам которой выявлено, что ООО «Управляющая компания» допущено нарушение п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. №1110, п.31, п.67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, выразившееся в непредставлении потребителям, проживающим в многоквартирных домах №<адрес> платежных документов на оплату коммунальной услуги за электрическую энергию.
Указанные нарушения отражены в акте о проведении внеплановой, документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ и послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ государственным жилищным инспектором Государственной жилищной инспекции Самарской области в отношении ООО «Управляющая компания» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
В подтверждение, что ООО «Управляющая компания» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении № (л.д.3-5); распоряжение №. о проведении внеплановой, документарной проверки юридического лица (л.д.26-28); акт № о проведении внеплановой, документарной проверки юридического лица (л.д.33-35); обращение ПАО «С» № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Государственной жилищной инспекции <адрес> о нарушении ООО «Управляющая компания» обязательных требований, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, в части непредставления потребителям, проживающим в многоквартирных домах платежных документов на оплату коммунальной услуги за электроэнергию (л.д.7-9); копии договоров управления многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым управляющая организация ООО «Управляющая компания» осуществляет управление многоквартирными домами № и № по <адрес> (л.д.107-117); договор энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ПАО «С» осуществляет продажу электрической энергии ООО «Управляющая компания» в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению потребителям (л.д.54-71), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ООО «Управляющая компания» в совершении данного административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Утверждения о том, что ООО «Управляющая компания» не обязано начислять, оформлять и направлять платежные документы за электрическую энергию собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов <адрес>, поскольку общим собранием собственников помещений указанных домов принято решение о внесении платы за электрическую энергию непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации (ПАО «С»), исследовались судебными инстанциями, обоснованно признаны несостоятельными, основанными на неверном толковании представителем ООО «Управляющая компания» норм права.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением установленных лицензионных требований.
В силу п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.
Согласно материалам дела об административном правонарушении ООО «Управляющая компания» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами № и № по <адрес> на основании договора управления многоквартирным домом от № г. и договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д.107-117) и имеет лицензию от 22.04.2015 г. (л.д.88).
В соответствии с п.2.2.3 договоров управления многоквартирными домами № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г. и от ДД.ММ.ГГГГ г., управляющая организация ООО «Управляющая компания» в рамках ведения управления указанными домами обязана обеспечивать: заключение договоров с поставщиками коммунальных услуг; ежемесячное начисление и сбор платежей собственников помещений домов в счет оплаты коммунальных услуг (л.д.107,113).
Согласно договору энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Самараэнерго» (гарантирующий поставщик) осуществляет продажу электрической энергии ООО «Управляющая компания» (покупатель) в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению потребителям. Пунктом 4.4. указанного Договора предусмотрено, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о внесении платы за электрическую энергию непосредственно «гарантирующему поставщику», то оплата по настоящему договору производится путем внесения потребителями ежемесячно платы за электрическую энергию, потребляемую в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, за исключением платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно в адрес «гарантирующего поставщика», в срок установленный жилищным законодательством РФ (л.д.64).
Согласно протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, собственниками помещений данных домов принято решение о внесении платы за коммунальную услугу в виде электроснабжения непосредственно ресурсоснабжающей организации (ПАО «С»).
Согласно ч.7.1 ст.155 Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, в силу приведенных положений нормативно-правовых актов, принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирных домах № по <адрес> решения о порядке внесения платы за электроэнергию по индивидуальным приборам учета непосредственно ресурсоснабжающей организации (ПАО «С») не освобождает управляющую организацию от обязанности начислять, оформлять и направлять платежные документы за электрическую энергию собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах. Кроме того, договор энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ не содержит обязанности ресурсоснабжающей организации по начислению и выдаче собственникам помещений платежных документов на оплату коммунальной услуги за электроэнергию.
Вышеизложенное подтверждает о наличии у управляющей организации ООО «Управляющая компания» обязанности по предоставлению собственникам помещений указанных многоквартирных домов, находящихся под ее управлением, платежных документов на оплату коммунальных услуг в виде электроэнергии.
ООО «Управляющая компания», осуществляющее предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами № и № по <адрес>, обязанное обеспечить предоставление коммунальных услуг собственникам помещений посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, не начислило обязательные платежи, связанные с оплатой коммунальной услуги за электрическую энергию, не оформило платежные документы и не направило их потребителям, проживающим в указанных многоквартирных домах, чем допустило нарушение требований п.п. «г,ж» п.31, п.67 Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, нарушение лицензионных требований, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ, и совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, предыдущими судебными инстанциями обоснованно сделан вывод о виновности ООО «Управляющая компания» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Иных доводов, опровергающих выводы мирового судьи и судьи районного суда, дающих основания для сомнения в законности судебных постановлений, надзорная жалоба не содержит.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств правильно установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка.
Выводы о наличии события правонарушения и виновности ООО «Управляющая компания» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, являются правильными и обоснованными.
При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи от 02.11.2016 г. судьей районного суда дело проверено в полном объеме, в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, и в решении судьи от 09.12.2016 г. дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы на постановление мирового судьи от 02.11.2016 г., приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения ООО «Управляющая компания» к административной ответственности по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.
Принцип презумпции невиновности мировым судьей и районным судьей не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу ООО «Управляющая компания», не усматривается, наказание определено в соответствии с положениями ч.ч. 3.2.,3.3 ст.4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, наличия исключительных обстоятельств, позволяющих назначить наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, оснований для отмены либо изменения судебных решений не имеется.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судебными инстанциями не допущено, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст.30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №75 Похвистневского судебного района Самарской области от 02.11.2016 г. и решение Похвистневского районного суда Самарской области от 09.12.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ в отношении ООО «Управляющая компания» оставить без изменения, надзорную жалобу Обуховой С.В. – представителя ООО «Управляющая компания» оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда Шкуров С.И.