Дело № 4а-1222/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Иркутск 24 сентября 2018 года
Заместитель председателя Иркутского областного суда Черткова С.А., рассмотрев жалобу защитника Ануфриевой А.Н. в интересах главы администрации Шебертинского муниципального образования – администрации сельского поселения ФИО1 на вступившие в законную силу постановление судьи Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 5 апреля 2018 года и решение судьи Иркутского областного суда от 5 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Шебертинского муниципального образования – администрации сельского поселения ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 5 апреля 2018 года глава администрации Шебертинского муниципального образования – администрации сельского поселения ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Иркутского областного суда от 5 июня 2018 года данное постановление судьи Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 5 апреля 2018 года о привлечении главы администрации Шебертинского муниципального образования – администрации сельского поселения ФИО1 к административной ответственности оставлено без изменения, жалоба защитника Ануфриевой А.Н. в интересах главы администрации Шебертинского муниципального образования – администрации сельского поселения ФИО1 – без удовлетворения.
В поданной в Иркутский областной суд жалобе защитник Ануфриева А.Н. в интересах главы администрации Шебертинского муниципального образования – администрации сельского поселения ФИО1 просит отменить постановление судьи Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 5 апреля 2018 года и решение судьи Иркутского областного суда от 5 июня 2018 года, считая их незаконными и необоснованными.
Глава администрации Шебертинского муниципального образования – администрации сельского поселения ФИО1 в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещена о подаче защитником Ануфриевой А.Н. жалобы. Возражения на жалобу либо дополнения к жалобе в установленный срок не представлены.
Проверив с учетом требований частей 1, 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Данное требование Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении в отношении главы администрации Шебертинского муниципального образования – администрации сельского поселения ФИО1 должностным лицом ОГИБДД ОМВД России по Нижнеудинскому району, судьей Нижнеудинского городского суда Иркутской области и судьей Иркутского областного суда выполнено.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог, в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Из материалов дела усматривается, что 15 января 2018 года в 14 часов 00 минут в ходе изучения места дорожно-транспортного происшествия, при исполнении государственной функций по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил стандартов, технических норм и иных требований, нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (согласно приказа МВД России от 30 марта 2015 года № 380) на автомобильной дороге улицы Московская п. Вершина Нижнеудинского района Иркутской области, в районе дома № 36, на проезжей части усовершенствованного дорожного покрытия установлено: наличие отложения снега и снежного наката в нарушение требований п. 3.1.6. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»; отсутствие тротуаров (пешеходных дорожек) в местах, где они предусмотрены согласно п. 4.5.1. ГОСТ Р 52766-2007. Данные нарушения противоречат требованиям пункта п. 3.1.6. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», требованиями которого определены сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог и составляют 4-6 часов с момента обнаружения зимней скользкости до полной ее ликвидации, а окончание снегоочистки, также 4-6 часов, с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ. Проезжая часть улицы Московская п. Вершина Нижнеудинского района Иркутской области, в районе дома № 36, с усовершенствованным асфальтобетонным покрытием, на котором присутствует спрессованный слой снежного наката, обработка противогололедными материалами с последующей снегоочисткой не проводится, работы по борьбе с зимней скользкостью не организованы. В соответствии с отраслевым дорожным методическим документом ОДМ 218.3.023.-2003 «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах», утвержденным Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации № ОС-548-р от 16 июня 2003 года, являющимся обязательным для государственных предприятий и организаций, юридических и физических лиц, осуществляющих работы по зимнему содержанию федеральных автомобильных дорог и может быть использовано на дорогах общего пользования территориального значения и дорогах муниципального подчинения, пункт 1.4 - снежный накат допускается на дорогах с переходными и низшими типами дорожных покрытий; пункт 2.1 - снежный накат представляет собой слой снега, уплотненного колесами проходящего автотранспорта, он может иметь различную толщину - от нескольких миллиметров до нескольких десятков миллиметров и плотность от 0,3 до 0,6 г/смЗ. Коэффициент сцепления шин с поверхностью снежного наката составляет от 0,1 до 0,25. В соответствии с пунктом 2.1 ОДМ 218.3.023-2003 «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах», утвержденным Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации № ОС-548-р от 16 июня 2003 года, минимальные требуемые значения коэффициентов сцепления, в зависимости от особенностей их участков и условий движения при увлажненной поверхности покрытий, составляют 0,45, согласно таблицы 8.5 пункта 8.16 СП 34.13330.2012 «Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85», тем самым наличием снежного наката на проезжей части нарушены требования раздела 3 пункта 3.1.4 ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Требованиями ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», раздел 3 - Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов - Проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных, полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству; пунктом 3.1.4 установлено, что коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Согласно п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
Вина главы администрации Шебертинского муниципального образования – администрации сельского поселения ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств, оцененных по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: определением о возбуждении дела об административном правонарушении для проведения административного расследования от 16 января 2018 года, актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 15 января 2018 года и от 16 января 2018 года, фотоматериалами и фототаблицами к актам, копией решения Думы Шебертинского МО от 25 февраля 2014 года № 77, приложением к нему, копией муниципального контракта от 9 января 2018 года, выпиской из ЕГРЮЛ и иными материалами дела.
Исходя из положений изложенных норм в совокупности, субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
То обстоятельство, что между администрацией Шебертинского муниципального образования – администрацией сельского поселения в лице главы ФИО1 и филиалом «<адрес изъят>» АО «Дорожная служба <адрес изъят>» в лице директора Б. 9 января 2018 года заключен муниципальный контракт на зимнее содержание автомобильных дорог: с. Шеберта, п. ж/д ст. Шеберта, п. Вершина, д. Большеверетовск (л.д. 56-59), не ставит под сомнение выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности главы администрации Шебертинского муниципального образования – администрации сельского поселения ФИО1 в совершении вмененного административного правонарушения, так как ответственным за состояние автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории Шебертинского муниципального образования, является указанное должностное лицо. Заключение муниципального контракта не освобождало главу администрации Шебертинского муниципального образования – администрации сельского поселения ФИО1 от обязанности по содержанию названной автомобильной дороги, в том числе путем осуществления необходимого контроля за надлежащим исполнением подрядной организацией взятых на себя обязательств и применения мер ответственности, так как не обеспечила должный контроль за исполнением контракта подрядчиком.
Также судебные инстанции правильно исходили из того, что в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что главой администрации Шебертинского муниципального образования – администрации сельского поселения ФИО1 предприняты все зависящие от нее меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства, обязательств в силу Устава и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности не установлено, в связи с чем вину главы администрации Шебертинского муниципального образования – администрации сельского поселения ФИО1 в совершении вменяемого административного правонарушения следует считать доказанной.
Таким образом, в действиях главы администрации Шебертинского муниципального образования – администрации сельского поселения ФИО1 обоснованно установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством, в том числе по доводам защитника Ануфриевой А.Н. должностным лицом ОГИБДД ОМВД России по Нижнеудинскому району не допущено. Право главы администрации Шебертинского муниципального образования – администрации сельского поселения ФИО1 на участие в составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом обеспечено, установленные статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные права и гарантии разъяснены, копия протокола об административном правонарушении вручена (л.д. 8).
Постановление о назначении наказания, вынесенное в отношении главы администрации Шебертинского муниципального образования – администрации сельского поселения ФИО1, соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В постановлении описано событие административного правонарушения, совершенного главой администрации Шебертинского муниципального образования – администрации сельского поселения ФИО1, описаны, проанализированы и оценены доказательства, на основании которых суд пришел к выводу о виновности главы администрации Шебертинского муниципального образования – администрации сельского поселения ФИО1 в совершении правонарушения, приведены ссылки на закон, примененный судом по данному делу, мотивирован вывод о виде и размере назначенного главе администрации Шебертинского муниципального образования – администрации сельского поселения ФИО1 наказания.
Порядок и срок привлечения главы администрации Шебертинского муниципального образования – администрации сельского поселения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено главе администрации Шебертинского муниципального образования – администрации сельского поселения ФИО1 в пределах санкции части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные акты сомнений в своей законности не вызывают, оснований для их отмены не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
постановление судьи Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 5 апреля 2018 года и решение судьи Иркутского областного суда от 5 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Шебертинского муниципального образования – администрации сельского поселения ФИО1 оставить без изменения, жалобу защитника Ануфриевой А.Н. в интересах главы администрации Шебертинского муниципального образования – администрации сельского поселения ФИО1 – без удовлетворения.
Заместитель председателя
Иркутского областного суда С.А. Черткова