ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1230/2016 от 11.11.2016 Самарского областного суда (Самарская область)

4а-1230\2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Самара 11 ноября 2016 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Кудинов В.В., рассмотрев надзорную жалобу начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП Центрального района УФССП России по Самарской области ФИО3 на постановление мирового судьи судебного участка №114 Центрального судебного района г. Тольятти от 14.06.2016 г. и решение Центрального районного суда г. Тольятти от 05.09.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №114 Центрального судебного района г. Тольятти от 14.06.2016 г. должностное лицо - начальник отдела - старший судебный пристав ОСП Центрального района УФССП России по Самарской области ФИО3 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ за нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

Решением Центрального районного суда г. Тольятти от 05.09.2016 г. постановление мирового судьи от 14.06.2016 г. оставлено без изменения.

В надзорной жалобе ФИО3, указывая, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ, просит состоявшиеся по делу судебные решения отменить и производство по административному делу прекратить.

Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы административного дела, считаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Требования к порядку рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами установлены Федеральным законом от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Согласно ч. 1 ст.9 указанного Федерального закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В соответствии с п.п. 1,4 ч.1 ст.10 указанного Федерального закона, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В соответствии с ч.1 ст. 12 указанного Федерального закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с его компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 г., письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Согласно ч.3 ст.12 указанного Федерального закона, ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

В силу ст.15 указанного Федерального закона, лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 5.39, 5.63 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ.

Из административного материала следует, что в рамках проверки исполнения временно исполняющей обязанности начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП Центрального района г. Тольятти УФССП России по Самарской области ФИО3 требований федерального законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан прокуратурой Центрального района г. Тольятти выявлено, что 24.02.2016 г. в прокуратуру Самарской области поступило обращение гражданки ФИО1 по вопросу законности действий должностных лиц ОСП Центрального района г. Тольятти, которое было направлено в ОСП Центрального района г. Тольятти 03.03.2016 г., поступило 04.03.2016 г., однако вышеуказанное обращение зарегистрировано в ОСП Центрального района г. Тольятти 06.04.2016 г., 11.04.2016 г. передано на рассмотрение судебному приставу-исполнителю ОСП Центрального района г. Тольятти ФИО2, в установленном ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 г. 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» порядке не рассмотрено, чем допущено нарушение требований ч.2 ст.8, ч.1 ст.10, ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 г.

По факту выявленного правонарушения прокурором Центрального района г. Тольятти ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица – начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП Центрального района г. Тольятти УФССП России по Самарской области ФИО3 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ.

Судебными инстанциями в подтверждение, что начальником отдела – старшим судебным приставов ОСП Центрального района г. Тольятти УФССП России по Самарской области ФИО3 совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.5.59 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3-5); копия обращения гражданки ФИО1, поступившего по электронной почте ДД.ММ.ГГГГ в адрес Прокуратуры Самарской области по факту бездействий должностных лиц ОСП <адрес> при исполнении решения суда (л.д.8); письмо заместителя прокурора Центрального района г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ о направлении обращения гражданки ФИО1 для рассмотрения временно исполняющей обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП Центрального района г. Тольятти УФССП России по Самарской области ФИО3, с отметкой о поступлении обращения в ОСП 04.03.2016 г. (л.д.7); копия журнала учета обращений в порядке ФЗ-59, поступивших в ОСП Центрального района г. Тольятти, в котором стоят отметки о регистрации обращения гражданки ФИО1 06.04.2016 г., поступлении его на исполнение судебному приставу-исполнителю 11.04.2016 г. (л.д.9-10); объяснения судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г. Тольятти ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по факту передачи ей 11.04.2016 г. для рассмотрения обращения гражданки ФИО1, поступившего в ОСП 04.03.2016 г. (л.д.11); объяснения ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о том, что, являясь временно исполняющей обязанности начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП Центрального района г. Тольятти УФССП России по Самарской области с 23.09.2015 г. по 21.04.2016 г., в обязанности которой входил контроль за рассмотрением обращений граждан, 04.03.2016 г. из прокуратуры поступило обращение ФИО1, однако оно было зарегистрировано только 06.04.2016 г. и передано на исполнение 11.04.2016 г. (л.д.13-14); копия приказа от ДД.ММ.ГГГГ о временном замещении ФИО3, заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП Центрального района г. Тольятти, с 23.03.2016 г. по 12.04.2016 г. должности федеральной государственной гражданской службы - начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП Центрального района г. Тольятти (л.д.18); копия приказа от ДД.ММ.ГГГГ о переводе ФИО3 21.04.2016 г. на должность федеральной государственной гражданской службы - начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП Центрального района г. Тольятти (л.д.17); копия должностного регламента начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП Центрального района г. Тольятти УФССП России по Самарской области, утвержденного от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП Центрального района г. Тольятти УФССП России по Самарской области ФИО3 в совершении данного административного правонарушения.

В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.

ФИО3 в объяснениях от ДД.ММ.ГГГГ указала, что ею не осуществлен контроль за своевременным рассмотрением обращения ФИО1 из-за большого объема работы, при составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении с предъявленным обвинением в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ согласилась.

Аналогичные изложенным в надзорной жалобе доводы ФИО3 о том, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ, так как начальником отдела - старшим судебным приставом ОСП Центрального района г. Тольятти она назначена 21.04.2016 г., то есть на момент исполнения обращения гр. ФИО1 11.04.2016 г. она только исполняла обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП Центрального района г. Тольятти, были исследованы предыдущими судебными инстанциями при разрешении настоящего дела, и обоснованно признаны несостоятельными, основанными на неверном толковании ФИО3 норм права.

Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ о временном замещении, ФИО3, заместитель начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП Центрального района г. Тольятти, временно переведена с 23.03.2016 г. по 12.04.2016 г. на не предусмотренную контрактом должность федеральной государственной гражданской службы - начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП Центрального района г. Тольятти (л.д.18).

В соответствии п. 3.4.4, п.5.2.5 должностного регламента, утвержденного от ДД.ММ.ГГГГ, начальник отдела - старший судебный пристав ОСП Центрального района г. Тольятти УФССП России по Самарской области обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций, и несет дисциплинарную и иную, предусмотренную законодательством РФ, ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством РФ л.д. 24,41).

Пунктами 3.5.19, 3.5.67 указанного должностного регламента, начальник отдела - старший судебный пристав ОСП Центрального района г. Тольятти должен организовать работу по рассмотрению поступивших в отдел обращений граждан и представителей организаций, жалоб в порядке подчиненности, принимать меры по устранению выявленных в ходе рассмотрения нарушений, обеспечить надлежащее уведомление заявителей о результатах рассмотрения, обеспечить контроль, оказывать методическую и практическую помощь дознавателям отдела и структурных подразделений Управления в расследовании по уголовным делам, рассмотрении сообщений о преступлениях, жалоб и обращений по вопросам, относящимся к компетенции отдела (л.д. 30,35).

Кроме того, в п.3.5.6., 3.5.30, 3.5.65 должностного регламента, заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава ОСП Центрального района г. Тольятти УФССП России по Самарской области, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, также содержатся должностные обязанности, направленные на своевременную регистрацию входящих документов, своевременное рассмотрение актов прокурорского реагирования, организацию приема и регистрации поступающих заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, принятие по ним решений (л.д.51,54,57).

Обращение гражданки ФИО1 поступило из прокуратуры в ОСП Центрального района г. Тольятти 04.03.2016 г. (л.д.7), согласно журналу учета обращений в порядке ФЗ-59 зарегистрировано за входящим номером 06.04.2016 г. (спустя 32 дня со дня поступления), 11.04.2016 г. передано на исполнение судебному приставу-исполнителю (л.д.9-10), то есть в период исполнения ФИО3 должностных обязанностей начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП Центрального района г. Тольятти, в том числе обязанности по контролю за регистрацией и рассмотрением обращений граждан.

Кроме того, достоверных сведений о рассмотрении обращения гражданки ФИО1 в материалах дела не имеется, заявителем с надзорной жалобой не представлено.

В соответствии с ч.2 ст.8, п.п. 1,4 ч.1 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 г. №59-ФЗ, письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган или должностному лицу, которое обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Частью 3 статьи 12 указанного Федерального закона предусмотрено, что ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Таким образом, в силу приведенных положений закона ФИО3, являясь должностным лицом - временно исполняющей обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП Центрального района г. Тольятти УФССП России по Самарской области, в период с 23.03.216 г. по 12.04.2016 г., наделенного полномочиями по осуществлению организации работы по рассмотрению поступивших в отдел обращений граждан, жалоб в порядке подчиненности, по принятию мер по устранению выявленных в ходе рассмотрения нарушений, по осуществлению контроля за рассмотрением обращений граждан по вопросам, относящимся к компетенции отдела, по обеспечению своевременного и полного рассмотрения обращений граждан и принятия по ним решения, то есть на которую возложено осуществление публично значимых функций, получив 04.03.2016 г. из прокуратуры Центрального района г. Тольятти обращение гражданки ФИО1 по вопросу законности действий должностных лиц ОСП Центрального района г. Тольятти, которое было зарегистрировано в ОСП Центрального района г. Тольятти лишь 06.04.2016 г. и передано на исполнение 11.04.2016 г., допустила нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан, выразившееся в регистрации обращения с нарушением установленного трехдневного срока с момента поступления в государственный орган, предусмотренного ч.2 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», то есть, не осуществив должного контроля за регистрацией и рассмотрением указанного обращения, нарушила требования ч.1 ст.10, ст.12 указанного Федерального закона, и совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.59 КоАП РФ.

Учитывая вышеизложенное, предыдущими судебными инстанциями субъект административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ, определен верно.

Имеющие значение обстоятельства установлены правильно, содержащийся в обжалуемых судебных решениях вывод о совершении начальником отдела – старшим судебным приставов ОСП Центрального района г. Тольятти УФССП России по Самарской области ФИО3 административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, основан на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств, предусмотренных ст. 26.2 КоАП РФ, анализ которых приведен в судебных решениях.

При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, выводы о виновности начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП Центрального района г. Тольятти УФССП России по Самарской области ФИО3 сделаны на основании объективного исследования собранных по делу доказательств.

При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи от 14.06.2016 г. судьей Центрального районного суда г. Тольятти дело проверено в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, в решении от 05.09.2016 г. дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и указаны мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП Центрального района г. Тольятти УФССП России по Самарской области ФИО3 к административной ответственности по ст.5.59 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.

Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судебных инстанций о виновности начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП Центрального района г. Тольятти УФССП России по Самарской области ФИО3 в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.

Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

Оснований для отмены состоявшихся по делу судебных решений не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка №114 Центрального судебного района г. Тольятти от 14.06.2016 г. и решение Центрального районного суда г. Тольятти от 05.09.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ в отношении начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП Центрального района УФССП России по Самарской области ФИО3 оставить без изменения, надзорную жалобу начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП Центрального района УФССП России по Самарской области ФИО3 оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда Кудинов В.В.