ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-123/2016 от 07.06.2016 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)


4а-123/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

07 июня 2016 года г. Нальчик

Председатель Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Маиров Ю.Х., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности управляющего Отделением – Национальный банк по Кабардино-Балкарской Республике Южного главного управления Центрального Банка Российской Федерации Хорькина Ю.В. на решение судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденному в отношении должностного лица- заместителя директора Северо-Кавказского филиала Публичного акционерного общества Коммерческого банка «Еврокоммерц» Шибзухова А.Х.,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ ведущим экономистом отдела финансового мониторинга банковской деятельности, финансовых рынков и валютного контроля Отделения – Национальный банк по Кабардино-Балкарской Республике ФИО18 в отношении должностного лица Шибзухова А.Х. – заместителя директора Северо-Кавказского филиала Публичного акционерного общества Коммерческого банка «Еврокоммерц» (далее Филиал ПАО КБ «Еврокоммерц» по СКФО) был составлен - протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по признакам – действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи (л.д.15-24).

Постановлением управляющего Отделением – Национальный банк по Кабардино-Балкарской Республике Южного главного управления Центрального Банка Российской Федерации ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ Шибзухов А.Х. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде предупреждения (л.д.5-14).

Он признан виновным в том, что, являясь исполняющим обязанности директора Филиала ПАО КБ «Еврокоммерц» по СКФО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и неся персональную ответственность согласно пункта 2.1.4 Правил внутреннего контроля ПАО КБ «Еврокоммерц» по СКФО (далее ПВК) как заместитель директора за организацию в филиале работы по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также ответственность за организацию внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, как руководитель филиала (пункт 2.8.4 ПВК), надлежащим образом не исполнил свои должностные обязанности при осуществлении внутреннего контроля, что повлекло нарушение законодательства в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а именно непредставление в Уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Как указано в постановлении, в нарушение требований подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ и пункта 5.2.1 Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПВК по ПОД/ФТ) Шибзухов А.Х., исполняя обязанности руководителя Филиала, не организовал работу по документальному фиксированию и представлению в Подразделение по ПОД/ФТ Банка сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю в силу пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ:

- по операции выдачи со счета «<данные изъяты>» наличных денежных ФИО3, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, в сумме 100 тысяч рублей, с назначением платежа: «Прочие выдачи» (чек от ДД.ММ.ГГГГ);

- по операции списания со счета «<данные изъяты>» на счет СПК «<данные изъяты>» (ИНН , открыт в Кабардино-Балкарский РФ ОАО «<данные изъяты>» БИК ), проведенной ДД.ММ.ГГГГ, на сумму 500 тысяч рублей с назначением платежа: «Выдача займа согласно договору займа » (платёжное поручение от ДД.ММ.ГГГГ);

- по операции списания со счета «<данные изъяты>» на счет ООО «<данные изъяты>» (ИНН , открыт в Кабардино-Балкарский РФ ОАО «<данные изъяты>» БИК ), проведенной ДД.ММ.ГГГГ, на сумму 500 тысяч рублей с назначением платежа: «Выдача займа согласно договору займа » (платёжное поручение от ДД.ММ.ГГГГ);

- по операции списания со счета «<данные изъяты>» на счет Главы КФХ ФИО4 (ИНН , открыт в Кабардино-Балкарский РФ ОАО «<данные изъяты>» БИК ), проведенной ДД.ММ.ГГГГ. на сумму 500 тысяч рублей с назначением платежа: «Выдача займа согласно договору займа » (платёжное поручение от ДД.ММ.ГГГГ);

- по операции списания со счета «<данные изъяты>» на счет ООО «<данные изъяты>» (ИНН , открыт в Кабардино-Балкарский РФ ОАО «<данные изъяты>» БИК ) проведенной ДД.ММ.ГГГГ, на сумму 400 тысяч рублей, с назначением: «Выдача займа согласно договору займа » (платёжное поручение от ДД.ММ.ГГГГ);

- по операции списания со счета «<данные изъяты>» на счет ЗАО «<данные изъяты>» (ИНН , открыт в Северо-Западный Банк ОАО «<данные изъяты>» БИК ) проведенной ДД.ММ.ГГГГ, на сумму 243.9 тыс. руб. с назначением платежа: «<данные изъяты>» согласно счету от ДД.ММ.ГГГГ...» (платёжное поручение от ДД.ММ.ГГГГ);

- по операции списания со счета «<данные изъяты>» на счет ООО «<данные изъяты>» (ИНН , открыт в «<данные изъяты>» ООО БИК ) проведенной ДД.ММ.ГГГГ, на сумму 100,0 тысяч рублей с назначением платежа: «Частичный возврат средств за оборудование согласно пл.поручения от ДД.ММ.ГГГГ» (платёжное поручение от ДД.ММ.ГГГГ);

- по операции списания со счета «<данные изъяты>» на счет ООО «<данные изъяты>» (ИНН , открыт в «<данные изъяты>» ООО БИК ) проведенной ДД.ММ.ГГГГ, на сумму 100,0 тысяч рублей с назначением платежа: «Частичный возврат средств за оборудование согласно пл.поручения от ДД.ММ.ГГГГ (платёжное поручение от ДД.ММ.ГГГГ);

- по операции выдачи со счета «<данные изъяты>» наличных денежных средств ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ, в сумме 130 тысяч рублей с назначением платежа: «Выдачи на заработную плату и выплаты социального характера...» (чек от ДД.ММ.ГГГГ).

Решением судьи Нальчикского городского суда от 25 января 2016 года постановление управляющего Отделением – Национальный банк по Кабардино-Балкарской Республике Южного главного управления Центрального Банка Российской Федерации ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, жалоба Шибзухова А.Х. – без удовлетворения.

Решением судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 апреля 2016 года постановление управляющего Отделением – Национальный банк по Кабардино-Балкарской Республике Южного главного управления Центрального Банка Российской Федерации ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Нальчикского городского суда отменено с прекращением производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В жалобе в порядке надзора, поступившей в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики 22 апреля 2016 года, исполняющий обязанности управляющего Отделением – Национальный банк по Кабардино-Балкарской Республике Южного главного управления Центрального Банка Российской Федерации Хорькин Ю.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной нотариусом Нальчикского нотариального округа ФИО13 и зарегистрированной в реестре за , ссылаясь на незаконность и необоснованность решения судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 апреля 2016 года, просит его отменить.

Заявитель ссылается на то, что по результатам инспекционной проверки Филиала ПАО КБ «Еврокоммерц» по СКФО за период деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Межрегиональной инспекцией по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам, были выявлены нарушения отдельных требований Федерального закона № 115-ФЗ и нормативных актов Банка России, указанных в акте инспекционной проверки от ДД.ММ.ГГГГ и в протоколе об административном правонарушении

Заявитель считает необоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что не установлены какие действия или бездействия в части осуществления внутреннего контроля, совершенные Шибзуховым А.Х., повлекли нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и образуют состав административного правонарушения.

Как указано в жалобе, пунктами 2.8.4 и 2.1.4 Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее ПВК по ПОД/ФТ на руководителя Филиала и заместителя Директора Филиала возложена ответственность за организацию внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Шибзухов А.Х. с ДД.ММ.ГГГГ был переведен на должность заместителя директора Филиала ОАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ» по КБР. В пункте 1.5 должностной инструкции заместителя Директора Филиала от 01.10.2013 года указано, что в своей деятельности заместитель Директора Филиала руководствуется Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Также в пункте 4.3 его должностной инструкции предусмотрено, что заместитель Директора Филиала обязан осуществлять общее руководство подразделениями, входящими в зону ответственности, обеспечивать устойчивую, эффективную работу подразделений в соответствии с Уставом Банка, внутриведомственными нормативными документами и инструкциями в рамках действующего законодательства. В утвержденных ПВК, должностной инструкции и распорядительных актах содержатся конкретные действия в области противодействия (легализации) отмыванию доходов полученных преступным путем, которые Шибзухов А.Х. должен был осуществлять, и за неосуществление которых он был привечен к административной ответственности. По мнению заявителя жалобы, Шибзухов А.Х. не обеспечил достаточный контроль за действиями сотрудников Филиала, что повлекло совершение выявленных нарушений.

Ошибочным заявитель полагает и вывод суда о том, что за осуществление внутреннего контроля ответственность в данном Банке в соответствии с разработанными Правилами внутреннего контроля несет уполномоченный сотрудник по ПОД/ФТ - специальное должностное лицо, назначаемое Банком, и что доказательств того, что Шибзухов А.Х. являлся уполномоченным сотрудником банка по ПОД/ФТ, то есть был назначен специальным должностным лицом, ответственным за осуществление внутреннего контроля, реализацию правил внутреннего контроля в филиале КБ ПАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ» материалы дела не содержат.

В жалобе указано также, что ПВК по ПОД/ФТ не содержат понятия «уполномоченный сотрудник по ПОД/ФТ - специальное должностное лицо, назначаемое Банком», который несет ответственность за осуществление внутреннего контроля в ПАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ», то есть за реализацию правил внутреннего контроля в Банке, в соответствии с ПВК по ПОД/ФТ. Однако, ПВК по ПОД/ФТ (раздел 1.3. стр. 17) содержит следующее понятие: «специальное должностное лицо, являющееся сотрудником филиала или внутреннего структурного подразделения Банка, ответственное за реализацию в филиале Банка или внутреннем структурном подразделении Банка правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма и программ его осуществления, а также иных организационных мер в указанных целях». Исходя из их смысла, указанные понятия не тождественны. Указано также, что начальник службы по финансовому мониторингу ОАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ» ФИО14 приказом Председателя Правления от ДД.ММ.ГГГГ была назначена специальным должностным лицом, которое является ответственным за разработку и организацию реализации в Банке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Головном банке (<адрес>), а не в Филиале (<адрес>). При этом ФИО20. не была назначена одновременно специальным должностным лицом, являющимся сотрудником филиала или внутреннего структурного подразделения Банка, ответственным за реализацию в филиале Банка или внутренних структурных подразделениях Банка правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма и программ его осуществления, а также иных организационных мер в указанных целях так как местом ее работы был головной банк.

Из жалобы следует, что Шибзухов А.Х. был привлечен к административной ответственности как заместитель руководителя Филиала. Вместе с тем, для целей привлечения его к административной ответственности по указанной статье не имеет правового значения, назначен он на должность уполномоченного сотрудника филиала по ПОД/ФТ - специального должностного лица, являющегося ответственным за реализацию в Филиале ПВК по ПОД/ФТ. Занятие им должности заместителя руководителя филиала, обладающего организационно-распорядительными и административно-управленческими функциями, уже само по себе является самостоятельным основаниям для привлечения Шибзухова А.Х. к административной ответственности исходя из следующего.

Кодекс об административных правонарушениях в числе субъектов административных правонарушений, которые могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение законодательства ПОД/ФТ, наряду с кредитными организациями, указывает должностные лица кредитных организаций. Исходя из текста примечания к статье 2.4 данного Кодекса, к должностным лицам кредитной организации относятся руководители и другие работники кредитной организации, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных функций.

Таким образом, указывает автор жалобы, вывод суда о том, что в соответствии с нормами статьи 3 Федерального закона №115-ФЗ к административной ответственности могут быть привлечены только сотрудники, в должностные обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях ПОД/ФТ, несостоятелен.

Определением Председателя Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 26 апреля 2016 года жалоба исполняющего обязанности управляющего Отделением – Национальный банк по Кабардино-Балкарской Республике Южного главного управления Центрального Банка Российской Федерации Хорькина Ю.В. принята к производству с истребованием дела об административном правонарушении в суд.

06 июня 2016 года в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики от Шибзухова А.Х. поступил отзыв на жалобу исполняющего обязанности управляющего Отделением – Национальный банк по Кабардино-Балкарской Республике Южного главного управления Центрального Банка Российской Федерации Хорькина Ю.В.

В отзыве Шибзухов А.Х. просит отклонить жалобу, полагая обжалуемое решение судьи законным и обоснованным. Как указано в отзыве, по постановлению о привлечении его к административной ответственности основанием привлечения его к административной ответственности является ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, повлекшее нарушение законодательства в сфере ПОД/ФТ, в части осуществления внутреннего контроля. Между тем, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о привлечении к административной ответственности не указано, какие именно действия либо бездействие в части осуществления внутреннего контроля, допущенные им, повлекли нарушение законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. В частности не указано, какие именно действия по осуществлению внутреннего контроля подлежали совершению, как заместителем директора филиала, в целях предотвращения и недопущения выявленных нарушений, ина каком основании именно он признан лицом, ответственным за осуществление внутреннего контроля в Филиале Банка.

Частью 2 статьи 7 Федерального Закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Согласно разъяснениям в статье 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, организация внутреннего контроля - это совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

Разделом 1.3 Правил внутреннего контроля ПАО КБ «Еврокоммерц», установлено, что организация внутреннего контроля - это совокупность принимаемых Банком мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Осуществление внутреннего контроля - это реализация Банком правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

Ответственный сотрудник Банка - специальное должностное лицо, которое является ответственным за разработку и организацию реализации в Банке правил внутреннего контроля в целях противодействий легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Уполномоченный сотрудник по ПОД/ФТ - специальное должностное лицо, являющееся сотрудником филиала или внутреннего структурного подразделения Банка, ответственный за реализацию в филиале Банка или внутреннем структурном подразделении Банка правил внутреннего контроля в целях противодействий легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления, а также иных организационных мер в указанных целях.

Таким образом, указано в отзыве, под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация Банком правил внутреннего контроля, ответственность за которую в соответствии с разработанными Правилами внутреннего контроля несет уполномоченный сотрудник по ПОД/ФТ - специальное должностное лицо, назначаемое Банком, а он (Шибзухв А.Х.) не являлся уполномоченным сотрудником банка по ПОД/ФТ (противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма), не был назначен специальным должностным лицом, ответственным за осуществление внутреннего контроля, реализацию правил внутреннего контроля в Филиале ПАО КБ «Еврокоммерц» по СКФО, в материалах дела об административном правонарушении не содержится. Кроме того, в структуре Филиала не было ни подразделения, ни отдельного сотрудника, ответственного по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Такое подразделение и сотрудник имеется только в Головном офисе банка. И оценкой риска операций клиентов банка занимается именно это подразделение, а не заместитель директора Филиала. Согласно приказов Председателя Правления ОАО КБ «Еврокоммерц» от 11.09.2013г. и ответственным сотрудником по ПОД/ФТ в Банке назначен начальник Службы по финансовому мониторингу ОАО КБ «Еврокоммерц» ФИО14 и на нее же возложена обязанность по направлению в уполномоченный орган сведений об операциях, предусмотренных действующим законодательством в сфере ПОД/ФТ.

Заявитель отзыва считает, что начальник Службы по финансовому мониторингу ОАО КБ «Еврокоммерц» ФИО14 была назначена ответственным сотрудником по ПОД/ФТ в целом по Банку, а не только по Головному офису в <адрес>. Указывает, что доказательств того, что вмененные ему в вину нарушения законодательства совершены именно им в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей представлено не было.

Заявитель полагает неправомерным ссылку должностного лица в постановлении о привлечении его к административной ответственности на пункт 2.1.4 Правил внутреннего контроля, так как в указанном пункте Правил на заместителя Директора возлагается персональная ответственность за организацию в филиале работы по ПОД/ФТ, а не за осуществление внутреннего контроля. В тоже время, в Правилах внутреннего контроля Банка (п.п. 3.2.1, 3.15.1, 3.15.4, 3.15.5), указаны подразделения и сотрудники, на которых возложены организация и ответственность за идентификацию клиентов, выгодоприобретателей, бенефициаров, формирование, ведение и обновление анкет и т.п. Исходя из этих пунктов ПВК в должностных инструкциях сотрудников филиала и их непосредственных руководителей были закреплены обязанности по идентификацию клиентов, выгодоприобретателей, бенефициаров, формирование, ведение и обновление анкет и т.п.

Согласно примечанию 2 к статье 15.27 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, сотрудники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, несут ответственность как должностные лица. Указанным примечанием, считает заявитель отзыва на жалобу, установлено, что в случае непредставления в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, несут сотрудники непосредственно осуществляющие операции с денежными средствами, а не руководители организации.

Кроме того, в отзыве указано на то, что срок давности привлечения к административной ответственности в отношении всех девяти операций, указанных в постановлении, истек, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Ознакомившись с доводами жалобы, отзыва на жалобу, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной статьей, выступает организация, осуществляющая операции с денежными средствами и иным имуществом, и ее должностные лица. Объективную сторону правонарушения образует бездействие организации, выражающееся в невыполнении или ненадлежащем выполнении какого-либо требования законодательства о легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма о фиксировании, хранении и представлении информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и об организации внутреннего контроля за выполнением приведенных выше предписаний закона по фиксированию, хранению и представлению информации.

Как следует из материалов данного дела, в ходе инспекционной проверки Филиала ПАО КБ «Еврокоммерц» по СКФО за период деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Межрегиональной инспекцией по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам, были выявлены нарушения требований подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, указанные в акте инспекционной проверки от ДД.ММ.ГГГГ и в протоколе об административном правонарушении .

Установлено также, что Шибзухов А.Х. работал с ДД.ММ.ГГГГ заместителем директора Филиала ПАО КБ «Еврокоммерц» по СКФО, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исполнял обязанности директора указанного Филиала.

Факт наличия выявленных в кредитной организации нарушений законодательства в части осуществления внутреннего контроля, повлекших непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, Шибзуховым А.Х. не оспаривался, однако он считал, что не является лицом, несущим ответственность за совершение выявленных нарушений.

Суд первой инстанции, рассмотрев представленные материалы, пришел к выводу о том, что Шибзухов А.Х. допустил нарушения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и привлечение его к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правомерным.

Судом апелляционной инстанции данное решение отменено с прекращением производства по делу в связи с отсутствием в действиях Шибзухова А.Х. состава административного правонарушения. Как указано в обжалуемом решении, не установлено какие именно действия либо бездействие в части осуществления внутреннего контроля, допущенные Шибзуховым А.Х., повлекли нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и образуют состав административного правонарушения, и на каком основании Шибзухов А.Х. признан лицом, ответственным за осуществление внутреннего контроля в Филиале Банка в целях противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.

Выводы суда второй инстанции представляются правильными, основанными на анализе обстоятельств данного дела по следующим основаниям.

В силу статьи 4 Федерального закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, наряду с другими, организация и осуществление внутреннего контроля.

В статье 3 Федерального закона N 115-ФЗ раскрывается, что внутренний контроль – это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля;

осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Во исполнение указанных требований разработаны и утверждены Правила внутреннего контроля ПАО КБ «Еврокоммерц» в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В силу пункта 2.1.4 данных Правил непосредственной организацией системы внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Банке занимается:

в Головной организации – Ответственный сотрудник в лице начальника Службы финансового мониторинга;

в Филиале – Уполномоченный сотрудник, осуществляющий работу в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, уполномоченный Председателем Правления Банка.

Исходя из материалов данного дела, в Филиале ПАО КБ «Еврокоммерц» по СКФО уполномоченный сотрудник, осуществляющий работу в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не был назначен.

В деле имеется копия приказа председателя Правления ОАО КБ «Еврокоммерц» от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ответственным сотрудником по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в Банке начальника Службы по финансовому мониторингу ОАО КБ «Еврокоммерц» ФИО14 (л.д.41).

Что касается полномочий Шибзухова А.Х., то в пункте 2.1.4 Правил установлено, что заместитель Директора филиала (управляющий внутренним структурным подразделением) несет персональную ответственность за организацию в филиале работы по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Также, в пункте 2.8.4 Правил указано, что руководители структурных подразделений банка и руководители Филиалов Банка несут ответственность за: организацию внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на всех направлениях деятельности возглавляемых ими подразделений, где осуществление таких процедур в соответствии с Правилами является необходимым.

При этом, в постановлении о привлечении Шибзухова А.Х. к административной ответственности указано, что основанием привлечения его к административной ответственности являются его действия в виде нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля.

Таким образом, нарушения были выявлены именно в части осуществления, а не организации внутреннего контроля. При этом на Шибзухова А.Х. как на заместителя руководителя Филиала, а также исполняющего обязанности руководителя вышеуказанными правилами возложена ответственность именно за организацию внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на направлениях деятельности возглавляемых им подразделений.

Как следует из Правил внутреннего контроля ПАО КБ «Еврокоммерц», ответственным за реализацию в филиале Банка или внутреннем структурном подразделении Банка правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления, а также иных организационных мер в указанных целях, является уполномоченный сотрудник по ПОД/ФТ – специальное должностное лицо, являющееся сотрудником филиала или внутреннего структурного подразделения Банка.

Статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Исходя из того, что Шибзухов А.Х. не являлся должностным лицом, ответственным за осуществление внутреннего контроля в Филиале ПАО КБ «Еврокоммерц» по КБР, выводы суда апелляционной инстанции о том, что он не может быть признан виновным в нарушении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части осуществления внутреннего контроля в данном банке, являются законными.

Исследованные доказательства по делу с неоспоримостью не подтверждают виновность Шибзухова А.Х. во вмененном ему правонарушении, в связи с чем судьей Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики правомерно применены положения части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При указанных обстоятельствах решение судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 апреля 2016 года по настоящему делу подлежит оставлению без изменения.

Кроме того, в соответствии со статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основаниями для отмены судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. При вынесении обжалуемого по настоящему делу решение судьи таких нарушений не допущено, а доводы жалобы в соответствии с требованиями приведенной статьи 30.17 не могут повлечь их отмену в порядке надзора.

Ссылки административного органа на наличие в действиях Шибзухова А.Х. события и состава вмененного ему правонарушения и, как следствие, наличие оснований для отмены решения суда апелляционной инстанции и оставления без изменения решения суда первой инстанции и постановления о привлечении Шибзухова А.Х. к административной ответственности, не могут быть приняты во внимание, поскольку положениями статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается возможность ухудшения положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке в порядке надзора вступивших в законную силу решений по делу об административном правонарушении.

Несогласие заявителя жалобы с выводами суда апелляционной инстанции, основанными на оценке имеющихся в деле доказательств, и с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренных данным Кодексом процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденному в отношении Шибзухова А.Х., оставить без изменения, жалобу исполняющего обязанности управляющего Отделением – Национальный банк по Кабардино-Балкарской Республике Южного главного управления Центрального Банка Российской Федерации Хорькина Ю.В. - без удовлетворения.

Председатель

Верховного Суда КБР Ю.Х. Маиров