ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-124 от 10.05.2012 Владимирского областного суда (Владимирская область)

                                                                                    ВЛАДИМИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    ВЛАДИМИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        № 4а-124/2012

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир 10 мая 2012 года

Заместитель председателя Владимирского областного суда Кириллов В.С., рассмотрев жалобу главы города Карабаново Александровского района Владимирской области Исакова А.Ф. на решение судьи Октябрьского районного суда города Владимира от 01 ноября 2011 года и решение судьи Владимирского областного суда от 18 января 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы города Карабаново Александровского района Владимирской области Исакова А.Ф.,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 20 апреля 2011 года глава города Карабаново Александровского района Владимирской области Исаков А.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Решением судьи Октябрьского районного суда города Владимира от 01 ноября 2011 года Исакову А.Ф. отказано в удовлетворении жалобы на указанное постановление должностного лица.

Решением судьи Владимирского областного суда от 18 января 2012 года решение судьи Октябрьского районного суда города Владимира от 01 ноября 2011 года изменено, в резолютивной части решения указано считать датой вынесения постановления должностным лицом 20 апреля 2011 года, в остальной части решение оставлено без изменения, жалоба Исакова А.Ф. – без удовлетворения.

В поданной во Владимирский областной суд жалобе глава города Карабаново Александровского района Владимирской области Исаков А.Ф. просит об отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных постановлений, считая их незаконными, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, выразившееся в немотивированном отнесении работ указанных в муниципальных контрактах к одноименным, а также на нарушение административного законодательства, полагая, что действовал в условиях крайней необходимости.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, нахожу ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о размещении заказов).

Согласно статье 5 Федерального закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме либо без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

В силу положений части 1 статьи 42 Федерального закона о размещении заказов под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Согласно части 2 указанной нормы заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, с учетом положений части 3 настоящей статьи в случаях, если цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и главой 5 настоящего Федерального закона.

Заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала (часть 3 статьи 42 Федерального закона о размещении заказов).

В соответствии с частью 6.1 статьи 10 Федерального закона о размещении заказов под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

Пунктом 19 статьи 65 Федерального закона о размещении заказов установлено, что до утверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере размещения заказов, номенклатуры товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результатов работ, услуг, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми.

Таким образом, заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок в отношении одноименных товаров, работ, услуг на сумму, превышающую 500000 (пятьсот тысяч) рублей в течение квартала.

Согласно статье 62 Федерального закона о размещении заказов нарушение вышеуказанных положений законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг влечет за собой административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела усматривается, что постановлением главы города Карабаново от 15 декабря 2010 года № 290 принято решение о проведении в декабре 2010 года размещения муниципального заказа путем запроса котировок по выбору организации на выполнение работ по благоустройству города Карабаново: уборку тротуаров, обрезку деревьев и кустарников, ручную снегоочистку во время снегопадов, в случае гололеда обработку песко-соляной смесью по норме 0,2-0,3 кг/м. Максимальная сумма контракта 434600 (четыреста тридцать четыре тысячи шестьсот) рублей.

Постановлением главы города Карабаново от 15 декабря 2010 года № 291 принято решение о проведении в декабре 2010 года размещения муниципального заказа путем запроса котировок по выбору организации на выполнение работ по содержанию дорог города Карабаново: посыпку песко-соляной смесью центральных улиц города (Октябрьская, Александровская, Иванова, пл. Ленина, Карпова, Вокзальная, Почтовая, Мира, Чулкова), очистке центральных улиц города от снега, механическую уборку центральных улиц. Максимальная сумма контракта 486500 (четыреста восемьдесят шесть тысяч пятьсот) рублей.

Общая стоимость проведения работ превысила 500000 (пятьсот тысяч) рублей и составила 921100 (девятьсот двадцать одна тысяча сто) рублей.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 06 августе 1993 года № 17, благоустройство территории (код 4540030) входит в группу 4500000 «Услуги строительные и объекты строительства» Раздела F.

Согласно общей части Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП), он представляет собой систематизированный свод классификационных группировок соответствующих объектов классификации, является составной частью общей системы классификации и кодирования экономико-статистической информации и предназначен для использования в качестве единого языка общения производителей и потребителей видов продукции и услуг, а также для описания и регулирования национальной экономики Российской Федерации. ОКДП разработан в рамках Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 октября 1992 года № 121.

Сферой применения ОКДП являются ведомства, организации и предприятия всех форм собственности, функционирующие на внутреннем рынке. ОКДП обеспечивает информационную поддержку решения различных задач, включая задачу обеспечения системы государственной контрактации. Информационная поддержка подразумевает, в том числе обеспечение единства терминологии и классификации.

О необходимости руководствоваться рекомендациями ОКДП при осуществлении размещения заказов для государственных нужд, то есть в сфере регулирования Закона о размещении заказов, свидетельствует распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 236-р приятое в соответствии с частью 4 статьи 10 Закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ.

Указанным Распоряжением утвержден Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов, на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, в который включены работы по благоустройству территории, поскольку они входят в группу 4500000 Услуги строительные и объекты строительства. В данном распоряжении также указано на необходимость использования, в сфере возникающих правоотношении по размещению заказов, работ, услуг, кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности продукции и услуг ОК 004-93.

Таким образом, главой города Карабаново Александровского района Владимирской области Исаковым А.Ф. приняты решения о размещении муниципального заказа на одноименные работы, предметом которых является благоустройство территории города Карабаново Александровского района Владимирской области на общую сумму, превышающую 500000 (пятьсот тысяч) рублей в течение 4 квартала 2010 года.

При указанных обстоятельствах, главой города Карабаново Александровского района Владимирской области Исаковым А.Ф. совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: копиями муниципальных контрактов № 172/01-25 и № 173/01-25 от 20 января 2011 года (л.д. 29-35), копиями постановлений главы г. Карабаново № 290 и № 291 от 15 декабря 2010 года (л.д. 59-62), копией постановления главы г. Карабаново от 12 декабря 2007 года № 419 (л.д. 63), копией локальных сметных расчетов (л.д.40-49), оцененными судьей в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с чем, утверждение в жалобе о том, что на дату совершения административного правонарушения отсутствовал нормативно-правовой акт, которым установлен перечень одноименных видов работ, является необоснованным и не может повлечь отмену состоявшихся по делу судебных постановлений.

Довод жалобы о том, что принятие решения о размещении муниципального заказа на вышеуказанные работы обусловлено крайней необходимостью, поскольку действия главы города Карабаново Александровского района Владимирской области Исакова А.Ф. в данном случае были направлены на предупреждение причинения вреда здоровью граждан города Карабаново Александровского района Владимирской области, является необоснованным.

Занимая пост главы города Карабаново Александровского района Владимирской области, заявитель, в силу своего служебного положения, обязан своевременно размещать муниципальные заказы в целях недопущения ситуаций, которые могут повлечь причинение вреда третьим лицам.

Кроме того, следует учитывать, что статья 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Как следует из содержания статьи 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо может быть освобождено от административной ответственности в случае причинения лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости только при соблюдении трех условий в совокупности:

- наличия опасности, непосредственно угрожавшей личности, правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства;

- невозможности устранения такой опасности иными средствами;

- причинение вреда менее значительного, чем предотвращенный.

В части 2 статьи 10 Федерального закона о размещении заказов закреплено общее правило, согласно которому во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов.

Применение других способов размещения заказа, то есть без проведения торгов (запрос котировок, размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), размещение заказа на товарных биржах), рассматривается как исключение и допускается только в случаях, непосредственно предусмотренных указанным Законом.

В соответствии со статьей 48 Федерального закона о размещении заказов заказчик вправе разместить заказ путем запроса котировок у участников размещения заказа, которые прошли предварительный отбор в целях устранения последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям.

Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случае возникновения потребности в товарах, работах, услугах, не предусмотренных таким перечнем, размещение заказов должно осуществляться в соответствии с общей нормой части 3 статьи 10 Федерального закона о размещении заказов, то есть заказчик обязан принять решение о том способе размещения заказа, который предписан данным Законом (ч. 3 ст. 48).

Исключение из этого правила содержится в пункте 6 части 2 статьи 55 указанного Закона, в котором предусмотрено право заказчика осуществить размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), если вследствие непреодолимой силы либо необходимости срочного медицинского вмешательства возникла потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных таким перечнем, и применение иных способов размещения заказа нецелесообразно в связи с затратой времени.

В данном случае в соответствии с указанным пунктом на государственного или муниципального заказчика возлагается обязанность в срок не позднее трех рабочих дней со дня заключения такого контракта уведомить уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган государственной власти, орган местного самоуправления с приложением к указанному уведомлению копии акта обследования аварии или копии документа, составленного государственным или муниципальным заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт, а также копии заключенного контракта.

Исходя из изложенного в случае наступления обстоятельств, которые, в частности, могут повлечь причинение вреда, а также создать опасность, непосредственно угрожающую личности либо охраняемым законным интересам общества и государства, заказчик, уполномоченный орган не освобождаются от обязанности по соблюдению требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе размещения заказа.

Действия главы города Карабаново Александровского района Владимирской области Исакова А.Ф. правильно квалифицированы по части 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении главы города Карабаново Александровского района Владимирской области Исакова А.Ф. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено главе города Карабаново Александровского района Владимирской области Исакову А.Ф. в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

решение судьи Октябрьского районного суда города Владимира от 01 ноября 2011 года и решение судьи Владимирского областного суда от 18 января 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы города Карабаново Александровского района Владимирской области Исакова А.Ф. оставить без изменения, а жалобу главы города Карабаново Александровского района Владимирской области Исакова А.Ф. - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Владимирского областного суда В.С. Кириллов