ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1245/2017 от 14.06.2017 Московского городского суда (город Москва)

4а-1245/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14 июня 2017 года                                                                         город Москва

        Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление судьи Тверского районного суда города Москвы от 09 июня 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 08 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Тверского районного суда города Москвы от 09 июня 2016 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.

        Решением судьи Московского городского суда от 08 декабря 2016 года указанное постановление судьи районного суда оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения. 

        В настоящей жалобе Бобров А.В., выражая несогласие с постановленными судебными актами, просит их отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что при проведении одиночного пикета не знал о наличии запрета на проведение пикета на Красной площади; судебные инстанции при назначении наказания не учли его материальное положение, личность, отсутствие привлечения его (Боброва А.В.) к административной ответственности ранее. 

        Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

         Административная ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ наступает за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.

       Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).

        При рассмотрении дела судьей районного суда установлено, что 31 мая 2016 года в 18 часов 30 минут Бобров А.Б., находясь по адресу: город Москва, Красная площадь, дом 1, на территории, непосредственно прилегающей к резиденции Президента Российской Федерации, в составе группе граждан в количестве двух человек принял участие в публичном мероприятии (пикете), при этом держал в руках плакат размером 05 х 1 м с надписью тематического содержания (Организм курильщика с фотографией), чем нарушил требования Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 5                 ст. 20.2 КоАП РФ.

        Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО2 подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; протоколом об административном задержании; протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение; рапортами и письменными объяснениями сотрудников полиции ФИО3 и ФИО4; протоколом личного досмотра задержанного.

        Вывод судебных инстанций о наличии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались судьей районного суда и судьей Московского городского суда и получили надлежащую оценку в судебных актах в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях) публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Согласно Закону о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

         В силу требований п. 3 ч. 2 ст. 8 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся, в том числе, территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации.


Согласно Указа Президента Российской Федерации от 31 января 1992 года № 82 «Об официальной резиденции Президента Российской Федерации» официальной резиденцией Президента Российской Федерации является Московский Кремль.


В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», включая Красную площадь                                 и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.


Согласно Указа Президента Российской Федерации от 29 июля 1992 года № 806 «О мерах по сохранению Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» проведение официальных приемов, общественно-политических, театрализованных, культовых и других массовых мероприятий на территории Московского Кремля, в зданиях, строениях и сооружениях, расположенных на его территории, на Красной площади, на площади Васильевский спуск и в Александровском саду», осуществляется по решению Президента Российской Федерации, принятому на основании представления о проведении указанных мероприятий.


Решение Президента Российской Федерации не требуется для проведения органами и организациями, расположенными на указанных территориях, мероприятий в пределах компетенции или согласно целям и предмету деятельности, предусмотренным соответственно положениями об этих органах или учредительными документами этих организаций, а также для возложения венков и цветов к памятникам и памятным знакам, установленным на территории Московского Кремля, на Красной площади и в Александровском саду.


Представление Президенту Российской Федерации могут вносить Правительство Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, высшие судебные органы Российской Федерации, мэр Москвы не позднее чем за три месяца до проведения мероприятия, после его согласования с Федеральной службой охраны Российской Федерации и Управлением делами Президента Российской Федерации и при наличии положительного заключения Администрации Президента Российской Федерации.


Представление Президенту Российской Федерации может быть внесено также Администрацией Президента Российской Федерации после его согласования с Федеральной службой охраны Российской Федерации и Управлением делами Президента Российской Федерации.


Таким образом, из анализа указанных правовых норм данного Указа Президента РФ не усматривается, что на территории Красной площади разрешено проведение публичного мероприятия в форме пикетирования.

Учитывая установленные по делу обстоятельства и вышеприведенные нормы закона, судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

Вместе с тем полагаю, что деяние ФИО1 хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

На основании вышеизложенного, постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы и решение судьи Московского городского суда от 08 декабря 2016 года подлежат отмене с прекращением производства по делу на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление судьи Тверского районного суда города Москвы от 09 июня 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 08 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном   ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1 отменить.

Освободить ФИО1 от административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения, объявив ФИО1 устное замечание. Производство по делу прекратить.

Заместитель председателя

Московского городского суда                                                    Е.М. Базькова