ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1246/18 от 29.10.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

4а-1246/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Самара 29 октября 2018 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Кудинов В.В., рассмотрев надзорную жалобу представителя ФИО2, действующей на основании доверенности в интересах АО «РОССКАТ» на постановление Нефтегорского районного суда Самарской области от 23.07.2018г. и решение Самарского областного суда от 23.08.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица АО «РОССКАТ»

УСТАНОВИЛ:

постановлением Нефтегорского районного суда Самарской области от 23.07.2018г. юридическое лицо - АО «РОССКАТ» привлечено к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей за умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Решением Самарского областного суда от 23.08.2018г. постановление судьи Нефтегорского районного суда Самарской области оставлено без изменения.

В надзорной жалобе представитель ФИО2, действующая на основании доверенности в интересах АО «РОССКАТ» просит состоявшиеся судебные акты отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, указывает, что Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области на момент вынесения определения об истребовании у АО «РОССКАТ» сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, располагала всеми запрашиваемыми документами, поскольку они уже Обществом ранее предоставлялись, кроме того обращает внимание на п.5 ст.23 Федерального закона №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которой одни и те же документы представляются резидентами и нерезидентами органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту валютного контроля, территориальному подразделению агента валютного контроля, непосредственно истребовавшим соответствующие документы, однократно и не подлежат повторному представлению до изменения сведений, указанных в представленных документах.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю, что оснований для ее удовлетворения не имеется.

В силу ст. 26.10 КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме орган, должностное лицо, вынесших определение.

Умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что юридическое лицо - АО «РОССКАТ» не выполнило в установленный трехдневный срок законное требование главного государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, указанное в определении об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 13.06.2018г., полученное АО «РОССКАТ» 15.06.2018г., выразившееся в непредставлении в административный орган всех имеющихся счетов-фактур по договору от 18.04.2016г. №79-ОТХ за период с 01.06.2016г. по 31.12.2016г. (представлены копии двух счетов-фактур); актов приемки сырья и актов взвешивания (акты приемки выполненных работ) по договору от 18.04.2016г. №79/ОТХ за период с 01.06.2016г. по 31.12.2016г., международных товарно-транспортных накладных по поставке сырья в соответствии с договором от 18.04.2016г. №79/ОТХ за период с 01.06.2016г. по 31.12.2016г., необходимых для разрешения дела об административном правонарушении по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, в связи с чем главным государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области 10.07.2018 года в отношении юридического лица – АО «РОССКАТ» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ.

В подтверждение, что юридическим лицом - АО «РОССКАТ» совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.17.7 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении №631020180710000497 от 10.07.2018г. (л.д.3-5); определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 13.07.2018г. (л.д.16-17); уведомление о направлении в том числе определения об истребовании сведений (л.д.18); почтовое уведомление о вручении почтовой корреспонденции 15.06.2018г. (л.д.20); уведомление о предоставлении истребуемых сведений от 18.06.2018г. (л.д.23), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности юридического лица - АО «РОССКАТ» в совершении данного административного правонарушения.

Наличие у АО «РОССКАТ» в момент получения определения от 13.06.2018г. счетов-фактур по договору от 18.04.2016г. №79-ОТХ за период с 01.06.2016г. по 31.12.2016г. (представлены копии двух счетов-фактур); актов приемки сырья и актов взвешивания (акты приемки выполненных работ) по договору от 18.04.2016г. №79/ОТХ за период с 01.06.2016г. по 31.12.2016г., международных товарно-транспортных накладных по поставке сырья в соответствии с договором от 18.04.2016г. №79/ОТХ за период с 01.06.2016г. по 31.12.2016г. и непредставление юридическим лицом вышеуказанных документов налоговому инспектору подтверждены совокупностью исследованных доказательств при рассмотрении дела нижестоящими судебными инстанциями и в надзорной жалобе представителем Общества не оспаривается.

В соответствии с ч.1 ст.2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с санкцией статьи 17.7 указанного Кодекса субъектами административной ответственности, предусмотренной названной нормой, выступают, в числе прочих, юридические лица.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обстоятельства совершения административного правонарушения достоверно подтверждены материалами дела. Совокупность представленных доказательств свидетельствуют о том, что у АО «РОССКАТ» имелась возможность для соблюдения законодательства в области охраны институтов государственной власти, за нарушение которого ст.17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Приведенные в надзорной жалобе доводы об отсутствии у Общества обязанности представления всех запрашиваемых документов, поскольку они уже ранее предоставлялись со ссылкой на пункт 5 ст.23 Федерального закона №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», установивший правило однократного представления документов, обоснованно отклонены нижестоящими судебными инстанциями при рассмотрении дела об административном правонарушении, и жалобы на постановление судьи районного суда, как несостоятельные, основанные на ошибочном толковании норм права.

В соответствии с п.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 №506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Согласно п. 5.1.5 Положения, Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями.

Судебные акты обоснованно мотивированы тем, что межрайонная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам вправе осуществлять только конкретные функции в сфере валютного регулирования, однако к органам валютного контроля не отнесена.

По смыслу п.5 ст.23 Федерального закона №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», одни и те же документы могут предоставляться в распоряжение системы валютного контроля в целом, в связи с чем, однократное представление одних и тех же документов - это представление одному субъекту, а другие органы, агенты и их подразделения могут запрашивать данные документы каждый в свою очередь.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, как агент валютного контроля, осуществляя валютный контроль в пределах своей компетенции, в ходе проведения административного расследования, установив нарушение Обществом требований валютного законодательства, в соответствии со ст.26.10 КоАП РФ вынесла определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела и затребовала документы, непосредственно относящиеся к выявленному административному правонарушению, предусмотренному п.6 ст.15.25 КоАП РФ. Невыполнение АО «РОССКАТ» в установленный срок в полном объеме законного требования должностного лица Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области свидетельствует об умышленном невыполнении юридическим лицом требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении за что предусмотрена административная ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ.

Таким образом, общество правомерно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным ст.26.11 КоАП РФ. Правильность правовой оценки доказательств сомнений не вызывает.

При рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка, действия юридического лица АО «РОССКАТ» правильно квалифицированы по ст.17.7 КоАП РФ.

Наказание юридическому лицу АО «РОССКАТ» назначено с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица и отсутствия отягчающих и смягчающих вину обстоятельств, в пределах санкции ст.17.7 КоАП РФ.

При рассмотрении жалобы на постановление районного судьи от 23.07.2018г. судьей областного суда дело проверено в полном объеме, в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, и в решении судьи от 23.08.2018г. дана объективная правовая оценка всем доводам жалобы, приведены мотивы, по которым областной судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения юридического лица АО «РОССКАТ» к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены или изменения постановления районного судьи.

Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судебных инстанций о виновности должностного лица в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.

Принцип презумпции невиновности судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении и судьей областного суда при рассмотрении жалобы на постановление районного судьи не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу юридического лица АО «РОССКАТ», не усматривается.

Нарушений процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

Состоявшиеся постановление районного судьи и решение областного судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения по доводам, изложенным в надзорной жалобе, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Нефтегорского районного суда Самарской области от 23.07.2018г. и решение Самарского областного суда от 23.08.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица АО «РОССКАТ» оставить без изменения, а надзорную жалобу представителя ФИО2, действующей на основании доверенности в интересах АО «РОССКАТ» оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда В.В. Кудинов