ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-124/19 от 10.07.2019 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

№ 4А- 124/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

10 июля 2019 года г. Нальчик

Исполняющий обязанности председателя Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Ташуев М.З., рассмотрев жалобу представителя Общества с ограниченной ответственностью «Ралли-Спорт» – Утова Анзора Мухамедовича, действующего по доверенности, выданной директором Общества с ограниченной ответственностью «Ралли-Спорт» ФИО1 20 июня 2018 года сроком на три года, на постановление мирового судьи судебного участка № 11 Нальчикского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 05 февраля 2019 года и решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 13 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ралли-Спорт»,

У С Т А Н О В И Л :

01 ноября 2018 года старшим государственным инспектором Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Кабардино-Балкарской Республике (далее – Территориальный отдел по КБР) Машуковым А.Б. в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Ралли-Спорт» (далее ООО «Ралли-Спорт») был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по признакам – осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией (л.д.7-9).

Из данного протокола следовало, что ООО «Ралли-Спорт» в нарушение требований статьи 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» осуществлялись перевозки пассажиров на следующих транспортных средствах, не оснащенных тахографом:

09.10.2018г., автобус <данные изъяты>, государственный peгистрационный знак , водитель ФИО2 путевой лист за октябрь 2018г., осуществлял перевозку пассажиров по регулярному пригородному маршруту «Нальчик - Аушигер»;

09.10.2018г., автобус <данные изъяты>, государственный peгистрационный знак , путевой лист за октябрь 2018г. водитель ФИО3 осуществлял перевозку пассажиров по регулярному пригородному маршруту «Нальчик - Кашхатау»;

09.10.2018г., автобус <данные изъяты>, государственный peгистрационный знак , водитель ФИО4, путевой лист за октябрь 2018г., осуществлял перевозку пассажиров по регулярному пригородному маршруту «Нальчик - Аушигер»;

09.10.2018г., автобус <данные изъяты> государственный peгистрационный знак , водитель ФИО5, путевой лист б/н за октябрь 2018г., осуществлял перевозку пассажиров по регулярному пригородному маршруту «Нальчик - Н.Черек;

09.10.2018г., автобус <данные изъяты>, государственный peгистрационный знак , водитель ФИО6 путевой лист за октябрь 2018г., осуществлял перевозку пассажиров по регулярному пригородному маршруту «Нальчик - Бабугент»;

11.10.2018г., автобус <данные изъяты>, государственный peгистрационный знак , водитель ФИО7 путевой лист за октябрь 2018г., осуществлял перевозку пассажиров по регулярному пригородному маршруту «Нальчик - Шалушка»;

11.10.2018г., автобус <данные изъяты>, государственный peгистрационный знак , водитель ФИО8 путевой лист за октябрь 2018г., осуществлял перевозку пассажиров по регулярному пригородному маршруту «Нальчик - Аушигер».

Кроме того, в нарушение пункта 62 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 15 января 2014 года № 7, пунктов 29, 36, 37 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112, 09 октября 2018 года по путевому листу №18 за октябрь 2018 года на автобусе <данные изъяты>, государственный peгистрационный знак под управлением водителя ФИО9 перевозка осуществлялась без наличия у водителя расписания (графика) движения на обслуживаемом маршруте «Нальчик - Кашхатау»; без размещения полного или краткого наименования перевозчика над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; без размещения внутри транспортного средства обязательной информации: наименования, адpeca и номера телефона перевозчика, наименования, адреса и контактных телефонов органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа; с нарушением режима труда и отдыха водителя.

Тем самым, ООО «Ралли-Спорт» допустило нарушение лицензионных требований, установленных подпунктами «е, з, и» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 года № 280.

Определением заместителя начальника Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу Коготыжева В.Х. от 02 ноября 2018 года материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО «Ралли-Спорт» направлены для рассмотрения мировому судье.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 11 Нальчикского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 05 февраля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 13 мая 2019 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Ралли-Спорт» прекращено за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В жалобе, поступившей в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики 24 мая 2019 года, представитель ООО «Ралли-Спорт» - Утов А.М. просит отменить вынесенные по делу судебные постановления и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Как указывает в жалобе заявитель, в статью 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», нарушение которой вменяют Обществу, были внесены изменения, вступившие в силу с 21 декабря 2018 года, в соответствии с которыми категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Кроме того, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2019 г. № 382 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий» в отношении транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, обязанность по оснащению тахографами наступит с 1 июля 2020 года.

Ссылаясь на то, что на момент рассмотрения дела 05 февраля 2019 года уполномоченным органом - Правительством Российской Федерации не были определены категории оснащаемых тахографами транспортных средств, таким образом, обязанность по оснащению тахографами у лица, привлекаемого к ответственности, отсутствовала, заявитель полагает, что в действиях юридического лица отсутствует состав вмененного административного правонарушения.

Определением исполняющего обязанности председателя Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 30 мая 2019 года жалоба представителя ООО «Ралли-Спорт» - Утова А.М. принята к рассмотрению в порядке пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений с истребованием дела об административном правонарушении.

Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела, нахожу жалобу подлежащей отклонению по следующим основаниям.

В силу частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частью 4.1 настоящей статьи.

Согласно пункта 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В соответствии с частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Порядок лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, на момент выявления совершения административного правонарушения по данному делу регулировался Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280 (далее - Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом).

Согласно подпункта "з" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом лицензионным требованием при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ).

В соответствии с абзацем десятым пункта 1 статьи 20 Закона N 196-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с названной нормой Правительство Российской Федерации в Постановлении от 23 ноября 2011 года N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" определило, что указанные требования утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Во исполнение этого Постановления приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36 утверждены Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства, а приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 года N 273 - Порядок оснащения транспортных средств тахографами.

Таким образом, на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, транспортные средства подлежали оснащению тахографами в соответствии с требованиями, установленными названными постановлением Правительства Российской Федерации и приказами Министерства транспорта Российской Федерации.

Федеральным законом от 20.12.2017 N 398-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" в вышеуказанную статью 20 Закона N 196-ФЗ были внесены изменения.

В действующей редакции, статья 20 Закона N 196-ФЗ также устанавливает, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны: оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, и в новой редакции, и редакции, действовавшей на момент возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Ралли-Спорт», статья 20 Закона N 196-ФЗ устанавливает обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, оснащать транспортные средства тахографами.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Мировой судья, рассмотрев дело, исходя из того, что на момент выявления административного правонарушении и рассмотрения дела вышеуказанные акты, устанавливающие обязанность оснащать транспортные средства тахографами, являлись действующими, что неисполнение данной обязанности образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для прекращения дела за отсутствием состава административного правонарушения, прекратив при этом производство по делу за истечением сроков привлечения юридического лица к административной ответственности.

Указанные выводы мирового судьи были проверены судьей городского суда и признаны законными и обоснованными.

При этом суд второй инстанции правильно указал, что внесенные в статью 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" изменения не смягчают, не отменяют и иным образом не улучшают положения лица, совершившего административное правонарушение, в связи с чем к данным правоотношениям не могут быть применены и положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Таким образом, суды полно и всесторонне установили обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовали их и дали им правильную юридическую оценку.

Существенных нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, при производстве по делу об административном правонарушении не допущено. Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л :

постановление мирового судьи судебного участка № 11 Нальчикского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 05 февраля 2019 года и решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 13 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Ралли-Спорт», оставить без изменения, а жалобу представителя ООО «Ралли-Спорт» – Утова А.М. – без удовлетворения.

И.о. председателя

Верховного Суда КБР М.З. Ташуев